Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дроздова Н. В., Шкурко Т. Н.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем речи. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных этапах развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие. Дошкольники с ОНР обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Проблема формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР является актуальной для практики специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. Высокий уровень сформированности предложно-падежных конструкций у дошкольников предупредит нарушения письменной речи, расширит языковой опыт детей. В исследованиях Р. А. Беловой-Давид, О. И. Галкиной, А. Н. Гвоздева, Н. Ю. Горбачевской, Г. В. Гуровец, О. В. Елецкой, Р. И. Мартыновой, Н. П. Рудаковой, Н. В. Соколовой и других рассматриваются вопросы формирования лексико-грамматических категорий у дошкольников с оНр. Авторы указывают на недостаточное и неточное употребление предлогов, несформированность простран-странственно-временных представлений, недоразвитие лексико-грамматичес-кого строя речи в целом. Л. В. Лопатина [3] отмечает вторичное недоразвитие грамматического строя речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, а как следствие - недоразвитие предложно-падежных конструкций. Однако вопросы изучения состояния предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР осложненного и неосложненного генеза не являлись предметом специальных исследований. Недостаточно представлены сведения о системе методических приёмов формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников.

Целью экспериментального исследования является изучение состояния сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития) неосложненного генеза, у старших дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и у нормально говорящих старших дошкольников. Составление программы констатирующего эксперимента опиралось на исследования Р. И. Лалаевой [1, 2], Л. В. Лопати-ной [3], Н. П. Рудаковой [5], Н. В. Серебряковой [1], Т. А. Фотековой [6], Г. В. Чиркиной [4] и включает задания, направленные на понимание и употребление предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе детских дошкольных учреждений №98, №287, №469, №549 г. Минска. В ходе проведения констатирующего эксперимента обследовано 60 детей. Средний возраст испытуемых составил шесть лет.

Результаты успешности выполнения заданий на понимание предложно-падежных конструкций дошкольниками с ОНР неосложнённого генеза, дошкольниками с ОНР, осложнённым стёртой формой дизартрии и их нормально говорящими сверстниками приведены в табл. 1.
Как видно из табл. 1 большинство дошкольников с ОНР неосложненного генеза показывают высокий уровень понимания предложно-падежных конструкций (90%). Дошкольники с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии в большинстве своём также демонстрируют высокий результат (80%) и лишь небольшое количество детей данной категории имеют средний уровень сформированности понимания предложно-падежных конструкций (20%). У всех старших дошкольников без нарушения речи наблюдается высокий уровень.

Показательным является то, что ни одной из трех экспериментальных групп не выявлен низкий уровень понимания предложно-падежных конструкций. Необходимо только отметить, что дети с ОНР неосложненного генеза и дети с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии чаще нуждались в организующей помощи (повторении инструкции, разбиении её на части) в связи с тем, что им было сложно улавливать вопросы, представляющие собой развёрнутые предложения. Дети легче справлялись с вопросами, которые состоят из простых предложений. Следует также отметить, что времени на продумывание ответов им требовалось больше, чем нормально говорящим сверстникам.

Дошкольники без нарушения речи старались давать ответы быстро. Даже если они не знали ответа на поставленный вопрос, то просто говорили, что не знают, как на него ответить. Дети с ОНР отвечали медленно. Для них была важна реакция экспериментатора на их ответ, т. е. ответив на поставленный вопрос, они смотрели на экспериментатора, ожидая тем самым от него невербального либо вербального подтверждения их правильности. Анализируя полученные результаты и по результатам наблюдения за детьми в процессе исследования можно говорить о том, что у детей, принимавших участие в эксперименте, сформированы пространственные представления (дети ориентируются в сторонах «право», «лево»; в направлениях «впереди», «сзади», «выше», «ниже»).

Наибольшие трудности у детей трех экспериментальных групп вызывают задания неконкретного характера, например: «Положи эту вещь выше другого предмета» или «Положи эту вещь ниже другого предмета». Как оказалось, многие дошкольники испытывают трудности при выполнении задания, связанном с пониманием предлога у. Детям предлагалось предложение, и они должны были сказать, что в нем не так: «Овечки в речке, караси у речки». Большинство детей заменяют предлог уна возле или воспроизводят его при помощи экспериментатора. Таким образом, результаты по первому блоку экспериментальных заданий оказались высокими, о чём свидетельствует отсутствие показателей с низким уровнем понимания предложно-падежных конструкций дошкольниками.

Высокий уровень сформированности употребления предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии наблюдается у 5% дошкольников. У детей с ОНР неосложненного генеза показатели высокого уровня оказались выше (35%). Основной процент детей, как с ОНР, осложнённого стёртой формой дизартрии, так и детей с ОНР неосложнённого генеза находится на среднем уровне сформированности употребления предложно-падежных конструкций: (85%) и (65%) соответственно. Низкий уровень выявлен только у дошкольников с ОНР, осложнённым стёртой формой дизартрии (10%). Результаты представлены в табл. 2.


У всех категорий детей наблюдаются трудности при употреблении времен года: дети плохо знают порядок следования времен года друг за другом. Дети с ОнР, осложненным стертой формой дизартрии употребляют преимущественно простые предлоги (в, на, под). Такие предлоги как за, из-за, из-подявляются сложными в употреблении как детьми с ОНР, так и нормально говорящими их сверстниками. Данные предлоги дети с нормальным речевым развитием заменяют на другие, более простые, предлоги («у речки -возле речки»). Дошкольники с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии часто опускают предлоги («Воду из колодца носят ведре» или «Пальто висит шкафу»). Проблема заключается не только в пропуске предлогов, но и в неумении согласовывать их с другими частями речи («под кровати», «в саде», «сбоку дому»). Трудности при выполнении второго блока связаны с заданием «Скажи наоборот» (Девочка наливает воду в графин - Девочка выливает воду из графина). Для большинства детей именно это задание оказалось наиболее сложным.

Результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
- старшие дошкольники с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и старшие дошкольники с ОНР неосложненного генеза испытывают трудности при употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги, не используют в речи сложные предлоги;
-дети с ОНР испытывают трудности в согласовании предлогов с существительными и другими частями речи;
-для дошкольников с ОНР неосложненного генеза, как и для их нормально говорящих сверстников характерен высокий уровень сформированности предложно-падежных конструкций. У старших дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии преобладает средний уровень сформированности предложно-падежных конструкций;
- большинство нормально говорящих дошкольников не испытывают трудностей при определении пространственного расположения объектов в сравнении с их сверстниками с ОНР. Таким образом, со старшими дошкольниками с ОНР осложненного и неосложненного генеза необходимо проводить специальную коррекционную работу по формированию предложно-падежных конструкций на логопедических занятиях.

Литература

  1. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Спб., 2001.
  2. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учеб.-метод. пособие  Р. И. Лалаева, Л. В. Вени-диктова. - СПб., 2001.
  3. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): учеб. пособие Л. В. Лопатина. - СПб., 2001.
  4. Методы/ обследования речи детей  Под ред. Г. В. Чиркиной - М., 2003.
  5. Рудакова, Н. П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Рудакова  Логопед. - М., 2004. - №3.
  6. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотекова. - М., 2000.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотрите городская сберкасса на сайте.