Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дроздова Н. В., Дроздова Е. Ю.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В жизни общества культура речевого общения играет важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря лексике, используемой в общении, мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться с мало-знакомыми и незнакомыми людьми, соблюдение лексики отношений позволяет нам добиться успеха в различных видах деятельности. Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) свидетельствуют об их существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников в качественно- количественной характеристике словарного запаса (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. ) Особенности лексики у старших дошкольников с ОНР проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Проблема обогащения лексики рассматривается в контексте игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей (О. С. Павлова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева, Е. А. Харитонова и другие).

Особенности овладения эмоциональной лексикой старшими дошкольниками с ОНР представлены в работе И. Ю. Кондратенко [2]. Автор указывает на необходимость систематической логопедической работы по формированию эмоциональной лексики, что дополнит содержание занятий по развитию речи. Вопросы изучения речевого этикета дошкольников с ОНР как системы вербальных единиц представлены недостаточно в психолого-педагогической литературе. Н. Ю. Кузьменковой [3] предложены экспериментальные задания на выявление общих представлений ребёнка о вежливости, наличии формул речевого этикета в пассивном словаре ребёнка, изучение умения дошкольников подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета. К сожалению, особенности понимания и употребления этической лексики дошкольниками с ОНР не описываются. Проблема изучения и формирования лексики отношений у дошкольников с ОНР осложнённого и неосложнённого генеза не являлись предметом специального исследования.
Целью эксперимента явилось изучение состояния лексики отношений: культуры общения, нравственных, моральных и этических норм, речевого и неречевого этикета у 20 старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития) неосложненного генеза, у 20 старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития), осложнённым стёртой формой дизартрии и у 20 нормально говорящих старших дошкольников. Исследование проводилось на протяжении 2006-2007 годов на базе дошкольных учреждений № 400, № 554, № 542, № 555 г. Минска.

Методика экспериментального исследования включает задания на: «осведомлённость» - изучение знаний дошкольников по лексике отношений, способность приводить примеры, наличие жизненного опыта дошкольников; «оценочное отношение» - исследование умения оценить детьми поступки и их отношение к ним; «средства понимания» - изучение использования детьми знаний, действий этикетного содержания по отношению к близким, взрослым, сверстникам и способность раскрыть смысл нравственного понятия; «осознание лексики отношений» - изучение понимания детьми этикетных отношений и способность применять знания в конкретных жизненных ситуациях. При подборе заданий использовалась литература [1; 4].

Первый блок заданий направлен на выявление осведомленности старших дошкольников по культуре отношений. Учитывались следующие критерии: знание слов, выражающих приветствие, прощание, наличие представлений о правилах речевого этикета и необходимость их соблюдения в повседневной жизни. По результатам экспериментального исследования получены следующие данные: все дети справились с заданием, отказов от выполнения отмечено не было.

В ходе экспериментального исследования отмечена следующая особенность: 75% детей с нормальной речью, 75% детей с ОНР неосложнённого генеза и 65% детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии имеют ошибочные представления об особенностях речевого этикета в ситуации взаимодействия с взрослым человеком. Дети не соблюдают уважительную дистанцию, у дошкольников с ОНР отсутствует интерес к взрослому, преобладает ситуативно-деловая форма общения, в то время как старшие дошкольники без нарушения речи больше заинтересованы в личном общении с взрослым.

Второй блок заданий выявляет умение оценить детьми поступки и отношение старших дошкольников к социально одобряемым и неодобряемым поступкам. У 95% дошкольников с ОНР неосложнённого генеза, 75% дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и 75% нормально говорящих имеется тенденция к взаимопомощи, испытуемым доступно понимание социально одобряемых и не одобряемых поступков. У 90% детей с ОНР нео-сложнённого генеза, 55% детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии, 60% нормально говорящих дошкольников наблюдается мирное решение проблем, своими силами, не прибегая к помощи взрослого. Выявлены следующие четыре личностных направленности детей, определяющие главную линию поведения ребенка, деятельности и общения с окружающими:
направленность на всех: у 15% дошкольников с ОНР неосложнённого генеза, 25% детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и у 25% дошкольников без нарушения речи;
направленность на родителей: у 45% детей с ОНР неосложнённого генеза, 10% дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и у 35% нормально говорящих дошкольников;
направленность на сверстников: 25% испытуемых с ОНР неосложнённого генеза, 55% детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и у 20% дошкольников без нарушения речи;
направленность на себя: у 15% дошкольников с ОНР неосложнённого генеза, 10% детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и 20% нормально говорящих дошкольников.
Таким образом, особенностью социальных контактов старших дошкольников с ОНР неосложненного генеза является преобладание коммуникативной направленности на родителей, для детей с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии характерна направленность на взаимоотношения со сверстниками, для дошкольников без нарушения речи - на взаимоотношения с родителями. Личностная направленность старших дошкольников с ОНР неосложненного генеза и без нарушения речи на родителей предположительно связана с преобладанием в этом возрасте внеситуативно-познавательной формы общения, которая дает возможность дошкольникам вместе с взрослым общаться на познавательные темы.

Направленность старших дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии на сверстников связана, скорее всего, с внеситуативно-личностной формой общения, которая формируется к концу старшего дошкольного возраста с целью согласования и объединения усилий детей для достижения общего результата, развития дальнейших взаимоотношений со сверстниками. Возможно, дошкольники с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии пытаются таким образом компенсировать свои речевые недостатки, не позволяющие им быть полноценным участником коммуникационного процесса со сверстниками.
Анализируя характер выполнения третьего и четвертого блока заданий, можно констатировать, что 70% дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии, 80% дошкольников с ОНР неосложненного генеза и 60% дошкольников с нормальной речью имеют представления о способах установления и поддержания дружеских отношений со сверстниками. У 75% дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии, у 70% старших дошкольников с ОНР неосложненного генеза и у 60% старших дошкольников с нормальной речью сформированы начальные знания о способах представления, знакомства. 60% дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии и 60% нормально говорящих, 95% дошкольников с ОНР неосложненного генеза обращаются с просьбой ксверстникам, используя слова речевого этикета с целью включения в ситуацию игрового взаимодействия. Однако, 35% дошкольников с ОНР, осложненным стертой формой дизартрии, 35% детей без нарушения речи и 15% старших дошкольников с ОНР неосложненного генеза не умеют говорить комплименты, не формулируя причину своей негативной реакции.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить уровни овладения лексикой отношений дошкольниками:

- крайний (отсутствие знаний по лексике отношений);
минимальный (ребенок имеет некоторые представления о речевом этикете, затрудняется в оценке поступков, не раскрывает смысл нравственных понятий, не формирует нравственную норму, в суть поступков не вникает, преимущественно описательный характер ответов);
достаточный (ребенок показывает достаточные знания по лексике отношений, объясняет, приводит примеры, часто использует понятия «хорошо - плохо», «правильно - неправильно» и другие);
высокий (ребенок использует знания, отношения, действия нравственного содержания по отношению к близким, взрослым, сверстникам, раскрывает смысл нравственных понятий, оценивает поступки детей).

Высокий уровень сформированности лексики отношений отсутствует у всех экспериментальных групп. У 90% дошкольников с ОНР неосложнённого генеза, 80% детей с ОНР, осложнённым стёртой формой дизартрии преобладает достаточный уровень, тогда как у их нормально говорящих сверстников всего у 45%. Отсутствуют знания по лексике отношений у 15% детей без нарушения речи, у дошкольников с ОНР крайний уровень не выявлен. Минимальный уровень овладения лексикой отношений наблюдается у 10% детей с ОНР неосложнённого генеза, 20% дошкольников с ОНР, осложнённым стёртой формой дизартрии и у 40% их нормально говорящих сверстников.

По результатам констатирующего эксперимента у старших дошкольников с ОНР по сравнению с нормально говорящими сверстниками выявлен более высокий уровень выполнения заданий, но наряду с этим отмечен очень низкий уровень мотивации в общении, дети не проявляют заинтересованности в общении, нуждаются в помощи в виде наводящих вопросов. Речевая активность дошкольников с ОНР представлена в основном однословными ответами констатирующего характера. Сниженный уровень общения проявляется в замкнутости, нерешительности, стеснительности, неумении поддержать беседу, снижении потребности в общении. Отмечены нарушения употребления предложно-падежных конструкций, предлогов.
Таким образом, анализ литературы и результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости разработки методических рекомендаций по совершенствованию лексики дошкольников ОНР различного происхождения, что повысит эффективность логопедического воздействия.

Литература

  1. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры!, упражнения Р. Р. Калинина. - СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 160 с.
  2. Кондратенко, И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03И. Ю. Кондратенко. - М., 2003. - 24 с.
  3. Кузьменкова, Н. Ю. Изучение этикетной лексики у дошкольников собщим недоразвитием речи  Н. Ю. Кузьменкова Логопед в детском саду. -2006. - №6 (15). - С. 45-48.
  4. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов выюш. пед. учеб. заведений  И. Н. Курочкина. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 256 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы