Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ БОЕВОГО САМБО

Головихин Е. В.
Ульяновский государственный университет (г Ульяновск, Россия) Зеленов Ю. Н.
Уральский филиал НИИ МВД России (г Ульяновск, Россия)

 

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ БОЕВОГО САМБО

В настоящее время уже наметились контуры основных направлений перестройки в начальном профессиональном образовании, и успешность их реализации зависит от управленческих, экономических социальных и психолого-педагогических факторов. Одним из таких направлений является создание принципиально новых форм физического воспитания, интегрированного из общей системы Российского спорта, имеющего в основе истинно российский вид спорта - боевое самбо. Данная спортивная специализация соединяют в себе индивидуальные и коллективные интересы, развитие которых обеспечит социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность учащихся под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения. Это направление напрямую связано с другим направлением, естественно продолжающим первое - с разработкой новых образовательных программ.

Занятия любыми единоборствами вызывают неподдельный интерес к перспективе развития личности. Возможности изучения специальных приёмов нападения и защиты позволяют внимательно относиться к систематическому посещению занятий по физической подготовке. Данный интерес к боевому самбо, как к одному из эффективнейших спортивно-прикладных оздоровительных систем способствует изучению и усвоению навыков и умений учащихся. Занятия в ознакомительной степени с различными видами спорта (лёгкая атлетика, плавание, гимнастика, лыжи и спортивные игры) изначально не интересны для ребят из ПУ НПО и они начинают пропускать занятия физической культурой, что негативно влияет на здоровье и личностное развитие.

Состояние здоровья учащихся профессиональных училищ является неудовлетворительным, что также влияет на организацию занятий и дозировку нагрузки.

В последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.
Более 50% юношей и девушек, в возрасте16-17лет уже имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1млн детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физкультурой.

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние 13 лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92 до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4, 5 до 22, 3% и с 2, 1до 10, 3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2, 4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.
Все эти проблемы напрямую связаны с системой профессионального образования, которая призвана обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей промышленности.

Уровень мастерства рабочих, их физическое развитие и здоровье в целом зависят от научно обоснованной организации профессиональной и физической подготовки в профессиональных училищах.

Физическая культура и спорт должны готовить к предстоящей профессиональной деятельности, помогать в ее освоении, способствовать совершенствованию мастерства и повышать уровень профессиональной работоспособности.

Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий, среди которых заслуживающими особого внимания являются:

необходимость разработки новой образовательной парадигмы подготовки учащейся молодежи к жизни и слабая методическая обеспеченность этого процесса;
между огромными возможностями спорта в решении задач по социализации учащихся ПУ НПО и эффективностью реализации этого потенциала в практической деятельности образовательных заведений, ориентирующих свою деятельность на подготовку рабочих физического труда;
повышение требований к уровню подготовки учащихся училищ начального профессионального образования и несоответствие содержания обучения запросам современных учреждений и организаций развитого индустриального города;
потребности новой модели системы физической культуры и сложность реализации различных ее компонентов;
необходимость формирования и развития личности обучаемых в целом и практикой формального воспитания, существующей в училищах начального профессионального образования;
необходимостью физического развития в юношеском возрасте и отсутствием мотивации его развития у молодежи.

С учетом этих и других противоречий сделан выбор темы исследования, научная проблема которого сформулирована следующим образом: каково влияние системы специализированного направления физической культуры в ПУ НПО на уровень образования учащихся на основе боевого самбо в процессе обучения в данном учебном заведении? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - процесс физического воспитания в учебных заведениях профессионального образования.

Предмет исследования - влияние модернизированной физкультурно-образовательной системы ПУ НПО на учащихся на основе боевого самбо, на образование учащихся профессиональных училищ начального профессионального образования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ современного состояния физического образования в отечественной и зарубежной педагогике.

Выявить особенности образовательной деятельности по физической культуре в профессиональных училищах начального профессионального образования.
Разработать систему занятий по физической культуре в профессиональном училище профессионального образования на основе российского вида спорта: боевого самбо.
Проследить личностные изменения учащихся ПУ НПО, произошедшие вследствие применения модернизированной физкультурно-образова-тельной системы на основе боевого самбо.
5. Исследовать влияние модернизированной физкультурно-образова-
тельной системы на уровень образования учащихся.

6. Разработать механизм использования модернизированной физкуль-
турно-образовательной системы и определить педагогические усло-
вия профессионально-личностного становления учащихся.

Гипотеза исследования - повышение уровня образования учащихся будет более эффективным на занятиях физической культурой, при использовании модернизированной физкультурно-образовательной системы основанных на:

выявлении специфики организации образовательного процессе по физической культуре учащихся профессионального училища с использованием спортивных специализаций: боевого самбо;
организации целостного и непрерывного образовательного процесса профессионально-личностного обучения учащихся училища учитывающего социальную, гендерную и возрастную специфику учащихся ПТУ;
-разработке модели и методического инструментария, позволяющих оптимизировать обозначенный процесс;
- создании педагогических условий кповышению образовательного уровня учащихся профессиональных училищ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системности, целостности, детерминизма, единства внешней и внутренней сторон деятельности, современные педагогические теории (Ш. А. Амонашви-ли, Б. З. Вульфов, Л. В. Занков, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, Н. Ю. Синягина, В. А. Сластенин и др. ), работы по теории личности и деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бода-лев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др. ), современные концепции физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (Л. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. П. Филин, М. Я. Набатникова, В. Г. Никитушкин, С. В. Малиновский); концепция контроля эффективности педагогического процесса (В. А. Булкин, М. А. Годик, В. М. Зациорский), по психологии развития (Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др. ). Разработке теоретических основ этих проблем посвящены работы Н. И. Алпатова,
A. В. Арановича, Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, С. Я. Батышева,
B. А. Бернацкого, Л. Г. Бескровного, П. О. Бобровского, В. Н. Бондаренко,
В. С. Олейникова, А. М. Пырского, В. Я. Слепова, Ю. И. Тарского, В. И. Хальзова,
Я. Я. Юрченко и других ученых.

Проблемы непрерывного обучения в учебных заведениях получили теоретическое обоснование в работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. В. Головачева, И. Д. Клочкова, В. С. Леднева, В. А. Максимова, А. Е. Шильниковой, В. И. Щеголя.

Стержневым в решении вышеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения и организация преемственности в системе непрерывного образования (А. В. Красильников, Ю. А. Кустов, М. В. Потоцкий); преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (И. В. Берулава, В. С. Леднев, Н. К. Чапаев и др. ); политехнический аспект и преемственность профессиональной ориентации учащихся в средней школе и средних профессиональных учебных заведениях (Г. В. Ахметжанова, Г. А. Журавлева, И. В. Загорец, С. П. Чистякова).

Одними из главных здесь являются также взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (Н. Д. Александров, Е. П. Белозерцев, В. Гаймен, В. А. Сластенин); содержание и технология преподавания различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (С. Ф. Артюх, В. С. Безрукова, Т. И. Шамова и др. ), а также интеграция в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (С. Я. Батышев, С. Карим-беков, Р. А. Низамов, Н. А. Пановникова, Н. К. Чапаев). Достаточно интенсивно эти проблемы разрабатываются представителями зарубежной науки (Р. Дейв -Франция, Ж. Генри - Бельгия, Д. Бок - США и др. ).

В процессе диссертационной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, прогнозирование, анализ структур учебных планов содержания программ и учебников, наблюдение за педагогическим процессом, изучение результатов учебной деятельности, экспертная оценка и самооценка, обобщение независимых характеристик, анкетирование и интервьюирование, педагогический эксперимент и математические методы обработки результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

организация занятий по физической культуре в рамках модернизированной физкультурно-образовательной системы авторской учебной программы с использованием спортивной специализации: боевое самбо, способствует, более эффективному освоению ценностей общего образования и физической культуры учащимися профессиональных училищ начального профессионального образования;
проведение занятий по боевому самбо в профессиональном училище начального профессионального образования может быть реализовано на основе учета физкультурно-спортивных интересов и потребностей, индивидуальных морфо - функциональных, психических и личностных особенностей учащихся;
использование модернизированной физкультурно-образовательной системы, включающей в себя: боевое самбо в рамках реализации специализированной формы физической культуры и физического воспитания в профессиональных училищах начального профессионального образования обеспечивает улучшение качества общего образования и показателей физической подготовленности учащихся, их здоровья и уровня освоения мотивационных ценностей физической культуры.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации разработана и обоснована модернизированная физ-культурно-образовательная система, основанная на российском виде спорта (боевое самбо) на уроках физической культуры в профессиональных училищах начального профессионального образования;
сформулированы этапы работы с различными группами учащихся, с учетом их возрастных и личностных особенностей;
разработаны программные требования к проведению уроков физической культуры в профессиональных училищах начального профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования определяется:

совокупностью полученных нами объективных результатов заключает в себе решение малоизученной проблемы - влияния модернизированной физкультурно-образовательной системы образования ПУ НПО, включающей в себя боевое самбо, на уровень образования учащихся;
разработкой методологической и организационно-методической основы построения системы занятий физической культуры на основе сравнительно новых российских видов спорта: боевое самбо, учитывающие социальную, гендерную и возрастную специфику учащихся ПУ НПО;
принципиально новыми подходами к организации уроков физической культуры в профессиональных училищ ах начального профессионального образования;
новыми методиками проектирования учебных планов профессиональных училищ начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит:

в разработанной и апробированной модернизированной физкультурно-образовательной системе учащихся ПУ НПО на основе боевого самбо.
в полученных профессионально-прикладных навыках и умениях учащимися профессиональных училищ начального профессионального образования, которые они смогут использовать на службе в Армии, для освоения других профессий и специальностей, для своего физического и психического развития;
в эффективной реализуемости государственных педагогических проектов, повышающих статус начального профессионального образования;
в повышении уровня физического здоровья, физической подготовленности, формировании устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, что может снизить криминогенность по России в целом;
в разработанных и апробированных качественно новых образовательных программах, методических рекомендаций и нормативных требованиях по физической культуре для профессиональных училищ начального профессионального образованиям, учитывающих социальную, ген-дерную и возрастную специфику учащихся.Джуринский, А. Н. История педагогики  А. Н. Джуринский. - М., 1999.

 

Литература

  1. Егоров, С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России  С. Ф. Егоров. - М.: Просвещение, 1974. - 527 с.
  2. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения. В2 т  Я. А. Коменский. - М., 1985.
  3. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие  Я. А. Коменский [и др.]. - М.,
    1987.
  4. Платон. Государство. Законы. Политик. - М.: Мысль, 1998. 798 с.
  5. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли  В. Г. Торо-сян. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с.
  6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1982.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы