Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ О ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ)

О ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ)

Организация самостоятельной учебно-исследовательской работы на уроках русского языка в 10-11-х классах - одно из важных направлений в современной методике преподавания языка, которое предполагает использование активных методов обучения, которые способствуют формированию и развитию у учащихся старших классов познавательного интереса, креативного мышления и, конечно же, умений и навыков исследовательской деятельности.

С целью выяснения отношения старшеклассников к самостоятельной учебно-исследовательской работе, а также их готовности к данному виду деятельности нами проведено анкетирование, в котором принимало участие 510 учащихся 10-11-х классов гимназий № 1 и № 10, СШ № 209 г. Минска; Минского Суворовского училища; СШ № 1, 2, 3, 5 г. Поставы Витебской области; Камайской СШ, Козловищинской СШ, Воропаевской СШ, Даниловичской СШ, Новоселковской СШ Поставского района Витебской области. Респондентам предложено ответить на следующие вопросы:

Оцените необходимость для Вас самостоятельной исследовательской деятельности на уроках русского языка с точки зрения личностной значимости и обогащения своих способностей.
На Ваш взгляд, имеет ли самостоятельная исследовательская деятельность преимущества перед другими формами работы? Если да, то какие?

Какие виды самостоятельной работы на уроках русского языка, по Вашему мнению, пользуются у школьников наибольшей популярностью?
3. 1. Работа с учебником. 3. 2. Составление таблиц. 3. 3. Подготовка рефератов.
3. 4. Написание творческих работ исследовательского характера. 3. 5. Работа с дополнительной литературой. 3. 6. Выполнение упражнений. 3. 7. Другие виды (допишите).
Какие умения и навыки Вы приобрели в ходе выполнения творческой работы?
Чем обоснован выбор темы?

Какие трудности возникли у Вас при подготовке и написании творческой работы?
Анкетирование носило анонимный характер, что было направлено на более свободное выражение мнений, благоприятный психологический микроклимат опроса и большую объективность наблюдений учащихся.
Проанализировав, систематизировав и обобщив ответы школьников на вопросы анкеты, мы получили следующие результаты.

Ответы учащихся на первый вопрос («Оцените необходимость для Вас самостоятельной исследовательской деятельности на уроках русского языка с точки зрения личностной значимости и обогащения своих способностей»), дающий основания для анализа роли исследовательской работы в повышении уровня интеллектуального и личностного развития старшеклассников, распределились таким образом.

69% учащихся испытывают потребность и необходимость в данном виде учебной деятельности. Причем школьники отмечают, что в ходе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности «расширяется кругозор, развиваются эрудиция и творческие способности», «повышается самооценка», «появляется возможность для самовыражения и саморазвития». Об этом свидетельствуют ответы 45,9% респондентов. 24,1% школьников считает, что данный вид деятельности способствует «углублению знаний по теме». 15,9% учащихся признают: в процессе исследовательской деятельности «лучше усваивается и запоминается материал».

Около десятой части школьников (10,8%) самостоятельная учебно-исследовательская деятельность помогает «увидеть допущенные ими ошибки и самостоятельно их исправить», «определить имеющийся уровень знаний и получить новые знания», «применить полученные знания на практике, найти новые способы решения задачи», «учит работать самостоятельно». 10,9% школьников полагают: данный вид деятельности необходим, но не всегда. Помимо них, 18,8% учащихся считают, что самостоятельная исследовательская деятельность им не нужна вообще.

На второй вопрос («На Ваш взгляд, имеет ли самостоятельная исследовательская деятельность преимущества перед другими формами работы? Если да, то какие?») 54,9% учащихся ответили, что самостоятельная учебно-исследовательская деятельность имеет преимущества перед другими формами работы прежде всего потому, что «это интересная форма работы», дающая возможность «получить новые знания», «усвоить новый материал более полно и цельно».

Однако в процессе такой деятельности должны «учитываться интересы и желания самих учеников». Кроме того, 3,7% старшеклассников считают, что данная форма работы дает возможность «получить хорошую оценку», «подготовиться к вступительным экзаменам». Однако, по мнению учащихся, при выполнении исследовательского задания необходима помощь учителя.
Наряду с отмеченным, 41% школьников считают, что данный вид деятельности не имеет преимущества перед другими формами работы. Согласно ответам 3 % респондентов, «самостоятельная работа должна сочетаться с другими формами работы на уроке». Еще 8,8% учащихся отдают предпочтение объяснению учителя, так как «это понятнее и доступнее», новый материал «усваивается не хуже, а в некоторых случаях даже и лучше».

Проанализировав ответы учащихся на третий вопрос анкеты («Какие виды самостоятельной работы на уроках русского языка, по Вашему мнению, пользуются у школьников наибольшей популярностью?»), мы пришли к выводу, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают таким хорошо знакомым видам деятельности, как выполнение упражнений и работа с учебником, что составляет 61% и 51,2% соответственно. Популярны среди школьников и такие формы работы, как составление таблиц (31,4%), подготовка рефератов и докладов (30,8%). Для 28% определенную значимость имеет написание творческих работ исследовательского характера. Свыше четверти учащихся расценивают в качестве интересного вида деятельности работу с дополнительной литературой. Кроме того, среди учащихся весьма популярны задания обобщающего и дискуссионного характера, интеллектуальные и ролевые игры на уроках, работа в группах, просмотр видеоматериалов и их обсуждение, задания в форме тестов.
Данные ответов учащихся на четвертый вопрос («Какие умения и навыки Вы приобрели в ходе выполнения творческой работы?») позволяют сделать следующие выводы.

32% школьников считают, что в ходе выполнения творческой работы они приобрели умение последовательно, логично, точно излагать материал, мыслить творчески, нестандартно, абстрактно. Работать с дополнительной литературой научились 25,5% опрошенных. Умение выбирать главное, находить нужный материал, его анализировать, систематизировать и обобщать, согласно собственной оценке, приобрели 19,6% учащихся. По мнению 17% респондентов, в процессе творческой работы они научились работать самостоятельно, применять полученные знания на практике, находить новые способы решения задачи. 16,3% школьников отмечают, что они повысили уровень владения работы с текстом (составление плана, таблицы, конспектирование, подготовка учебных сообщений). Наконец, 6,3% считают, что приобрели умения подбирать необходимые способы доказательства и аргументы, формулировать самостоятельный вывод.

Результаты ответов на пятый вопрос анкеты («Чем обоснован выбор темы?») показали, что выбор темы школьниками главным образом объясняется их заинтересованностью в данной проблеме, возможностью получения новых знаний и углубления имеющихся сведений.

Как показывают данные ответа на шестой вопрос анкетного перечня («Какие трудности возникли у Вас при подготовке и написании творческой работы?»), ряд школьников считают, что в ходе выполнения творческой работы наибольшие затруднения у них возникли при подборе нужного материала и определении главного; в процессе поиска дополнительной литературы по теме (особенно в районных и сельских школах); при анализе, систематизации и обобщении материала; в выборе способов доказательства и установлении причинно-следственных связей; в выражении авторской позиции в отношении поставленной проблемы.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования дают нам основания сделать следующие выводы.

Полученные данные ответов позволяют, во-первых, констатировать достаточно высокий уровень готовности к исследовательской деятельности. Ответы учащихся показывают как локально-ситуативный, так и долговременный характер действующих поведенческих мотиваторов: «получить хорошую отметку на уроке, промежуточном зачете, за четверть по русскому языку», поможет «лучше учиться в вузе», «проявить себя на вступительном экзамене», «подготовиться к будущей профессии» и т. п.

Во-вторых, существуют ресурсы понимания школьниками личностно-раз-вивающей значимости исследовательской деятельности, достигаемых с ее помощью внутренних преобразований, поскольку ответы части школьников ставят во главу угла внешний, более поверхностный, аспект проблемы («поможет блеснуть умом, эрудицией», «не растеряться у доски», «лучше выглядеть на промежуточном зачете»). C нашей точки зрения, у обучения есть резерв максимально полного охвата всего контингента обучающихся, устойчивой мотивации к выполнению исследовательской работы, поскольку осознание значимости данной деятельности не выражено вообще или недостаточно выражено у трети школьников.

В-третьих, несмотря на то, что отмечается достаточно высокий анкетный рейтинг подготовки творческих работ исследовательского характера, у учащихся все-таки прослеживается явная психологическая предрасположенность к наиболее распространенным и освоенным ими формам деятельности. Вместе с тем, остальные указанные или предусмотренные школьниками в ответах виды деятельности, на наш взгляд, также могут вовлекаться в процесс выполнения исследовательских заданий, насыщаться проблемно-исследовательским содержанием.
Собственно инициативно предложенные учащимися уточнения к варианту ответа 3. 7. продемонстрировали их склонность к выполнению заданий нетрадиционной, современной методической природы: организация публичных коммуникативных процедур, взаимодействие в микроколлективе, привлечение наглядности, динамично соревновательная постановка заданий и др.

В то же время полученные результаты позволяют предположить, что за счет дополнительной отработки, инструктажа, создания ситуации успеха, накопления деятельностного опыта возможно было бы повысить привлекательность для школьников таких видов деятельности, как подготовка собственно творческих работ исследовательского типа, рефератов, обращение к дополнительным источникам.

В-четвертых, респонденты хоть и признают, но не всегда достаточно осознанно осмысливают вклад исследовательской работы в формирование познавательно-практических умений, так как школьниками в каждом из ответов называются 1-2 умения. Иными словами, в обучении необходимо стремиться к более широкому пониманию старшеклассниками всего спектра умений, совершенствуемых в ходе исследовательской работы.

В-пятых, педагоги не всегда предоставляют школьникам достаточную свободу в определении тематики исследовательского поиска. Особенно нежелательными представляются ситуации полного отсутствия какой-либо вариативности в постановке тематических заданий.
Кроме того, очевидна определенная эгоцентричность в критериях выбора темы учащимися. Абсолютное доминирование среди всех возможных факторов обнаруживает один - собственный интерес. Это говорит об отсутствии предварительного, хотя бы самого общего, представления о состоянии исследуемой области, новизне темы и ее возможном практическом применении; а также прогнозирования степени заинтересованности потенциальных адресатов итогового исследовательского текста и т. п.

И наконец, специальных методических усилий, профилактики и преодоления требуют затруднения школьников при выполнении исследовательской работы, субъективно беспокоящие их. Актуальными представляются также задачи совершенствования логической культуры построения рассуждения.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы