Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Габьева Л. Л.
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова

 

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.
Несовершенство речевого развития, фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции речи и препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

В специальных исследованиях дефектологов рассматриваются отдельные стороны процесса общения школьников с нарушениями интеллекта: логико-содержательная сторона устной и письменной речи (М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова), лексическая сторона (Г. И. Данилкина, Г. М. Дуль-нев, З. Н. Смирнова, Т. К. Ульянова); коррекция грамматического строя речи (М. Ф. Гнездилов, К. Г. Ермилова, Г. В. Савельева, М. П. Феофанов); совершенствование навыков связной устной и письменной речи (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина, И. Ю. Свиридович). Исследования в области коммуникативных умений таких школьников немногочисленны (О. К. Агавелян, Д. И. Бойков, В. А. Вярянен, Е. И. Разуван и др. ), и проблемы развития коммуникативной функции речи остаются малоизученными.

Наблюдения показывают, что дети с интеллектуальной недостаточностью мало разговаривают между собой, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий, заменяя словесный ответ кивком головы или другими выразительными движениями (В. Г. Петрова). Особую трудность у старшеклассников вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом - четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса.

Повышение уровня сформированности коммуникативных умений учащихся с нарушениями интеллекта может быть достигнуто и в процессе занятий адаптивной физической культурой (АФК).

Адаптивная физическая культура (АФК) является новой для Республики Беларусь интегративной областью образования, науки, культуры, которая объединяет физическую культуру, коррекционную педагогику, медицину. АФК имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности детей с особенностями психофизического развития. Занятия в секциях, выполнение физических упражнений, участие в соревнованиях, создают условия для развития у детей двигательных возможностей, общения, контактов друг с другом и с взрослыми, взаимодействия с окружающей социальной средой, формирования интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой способствует адаптации в окружающем мире любого ребенка, и особенно детей с интеллектуальной недостаточностью.

В настоящее время процесс физического воспитания в специальной вспомогательной школе строится стандартно: уроки физической культуры коррек-ционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Нам представляется важным понимание и развитие адаптивной физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития.

В интегрированном обучении совместные уроки и внеурочные занятия, рекреативные занятия детей разных нозологических групп с участием родителей, совместный отдых в лагерях, проведение праздников, фестивалей, спортивных соревнований открывают большие возможности для реализации интегративной и коммуникативной функций
Невербальные средства коммуникации служат опорой и поддержкой при формировании и развитии речи (Лещинская Т. Л. ). Вербальное и невербальное общение характерно для совместной двигательной деятельности на занятиях АФК. На уроках Физической культуры, в рекреативных занятиях, спортивных тренировках (парные и командные упражнения, эстафеты, подвижные и спортивные игры и т. п. ), возникают ситуации, когда взаимопонимание постигается без слов. Перемещения в пространстве, поддержки, помощь, тактические действия и др. представляют собой невербальное двигательное общение. Такое общение формирует отношения доверия, уважения, симпатии к партнерам, усваиваются привычки и нормы поведения. В адаптивном спорте есть свои особенности общения. Тренировки могут проводиться в малых группах или индивидуально, что дает возможность для более тесного взаимодействия ребенка и тренера или инструктора.

Правильно построенный педагогический процесс обучения двигательным действиям всегда связан с рефлексией, анализом и объяснением допускаемых ошибок, поиском путей и средств их устранения, интериоризацией внешних объектов во внутренний план и т. п. Активная умственная деятельность, лежащая в основе этих процессов, стимулируя развитие внимания, восприятия, памяти, речи, оказывает существенное влияние на совершенствование аналитико-синтетической и регуляторной функций центральной нервной системы, умение соединять мысль с действием (С. П. Евсеев).

Применение в процессе обучения словесного описания упражнений, метафор, аналогий, образных сравнений стимулирует активность занимающихся. На занятиях физическими упражнениями могут создаваться условия для коррекции речи: формирования фонематического слуха путем подбора специальных упражнений и подвижных игр с речитативами, стихами, звуковой имитацией, скороговорками, считалками и др.

Непосредственный контакт с помощью речи и невербальных коммуникаций, эмоционально переживаемый результат деятельности на тренировках, соревнованиях позволяет взаимно понимать и влиять друг на друга, устанавливать нормы и правила поведения.
Формы организации занятий физическими упражнениями разнообразны. Это и уроки, и внеурочные занятия, физкультурные праздники, викторины, дни здоровья, занятия в оздоровительных лагерях, занятия в секциях, соревнования и др.

Каждый вид АФК использует свои методы и приемы. Одним из типичных для адаптивной физической культуры методов является метод формирования знаний. На занятиях АФК используются:

метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;
метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, артикуляции, жестов;
метод сопряженной речи - созвучное одновременное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз;
метод идеомоторной речи - самостоятельное мысленное проговари-вание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.

Выбор методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний.

Использование методов и приемов АФК позволяет реализовать ведущие идеи учебно-воспитательного процесса в специальной школе, интегрированном классе - формирование личности, коррекцию недостатков и отклонений в психофизическом развитии, в том числе и формирование коммуникативных умений.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы