Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВЫЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С НИЗКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Ваткевич В. Ю.
Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск)

 

СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВЫЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С НИЗКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Организация досуга подростков из семей с низким воспитательным потенциалом - это актуальное и проблемное поле для педагогов и специалистов культурно-досуговой деятельности. Совместный семейный досуг подростков и родителей необходим с целью восстановления детско-родительских отношений, повышения адаптивных возможностей подростка в преодолении проблем, имеющихся в семье, для успешной социализации несовершеннолетних в обществе. Здесь должны использоваться инновационные программы, где культурно-досуговая деятельность выступает механизмом, способным обеспечить восстановление утраченных контактов подростка с семьей, внутри семьи, механизмом, способствующим оздоровлению межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников и в семье. Для успешной социализации подростка необходимо внедрить такие принципиально новые виды культурно-досуговой деятельности, основанные на ненасильственных методах воспитания, как арттерапия, интерактивные и ролевые игры, способные выступать как средства снятия психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения в семье и по месту учебы несовершеннолетних.
Все возрастающая объективная потребность в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами органически связана с решением задач социокультурного воспитания. Поэтому так важно концептуально разработать и использовать модель комплекса культурно-досуговой деятельности, влияющую на повышение воспитательного потенциала и культурного уровня семьи. В сложившейся кризисной ситуации данный комплекс поможет восстановить семью в авангарде социально-культурных институтов воспитания личности.

Все большее значение социологи, педагоги, психологи и социальные педагоги придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышение роли досуга способствует правильному ритму и режиму жизни семьи, разумному распределению обязанностей между ее членами, планированию труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру досуга о человеке можно сказать очень многое.

Проведенный автором анализ с точки зрения выполнения семьей коммуникативной функции и функции организации досуга позволил выделить следующие критерии структуры семейного воспитательного потенциала:

формирующиеся в семье системы ценностей, в том числе ориентация на семейный образ жизни, ориентации на досуг;
характер и содержание свободного времени;
коммуникативное (внешнее) и личностное (творческое) общение, соответствующие потребности, интересы, установки, мотивы выполнение социокультурных функций;
возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства.
Нарушение любого из вышеозначенных факторов, несомненно, проецируется на формирование личности ребенка, воспитывающегося в семье.

Проведенные исследования показали: только 3 % семей контрольной группы имеют достаточно высокий уровень коммуникативной и досуговой культуры. Потенциальные воспитательные возможности остальных семей, их жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации, что во многом связано с их адаптационными возможностями и приспо-сабливаемостью к новым условиям.

Выполнять задачу успешной социализации подростка в обществе семья может тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Преемственность опыта поколений прервана по большинству параметров. Современная молодежь меньше всего стремится быть похожей на кого-либо из членов семейного социума. 16% девочек и 6% мальчиков, опрошенных в ходе исследования, хотели бы быть похожими на мать и, соответственно, 2% и 14% - на отца. Обоих родителей отметили лишь 2% подростков. 48% девочек и 35% мальчиков не хотят походить ни на кого.

Показательными являются результаты нашего исследования, где группу девятиклассников попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т. д. ) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого родителей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки.

>В этом же исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 14 семей, дети и родители опрашивались также отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов подростков и родителей: родители стараются проявлять внимание ко всем сторонам жизни своих детей, тогда как те мало интересуются жизнью и трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т. д.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у в семьях не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «выпадает».

Разумно организованное свободное время подростков дает не только повышение эффективности воспитательного процесса, но и создает необходимые предпосылки для того, чтобы процесс духовного единения членов семейного социума был максимально продуктивен. Глубокое проникновение в мир подростковых интересов, организация досуга касается всех - и родителей, и воспитателей, и общественности.

Искусству разумно, с пользой расходовать свободное время надо учить. Следует остановиться на традициях организации досуга в ряде семей.

Семья с высоким воспитательным потенциалом немыслима без своих особых традиций, формирующих и внутрисемейные связи, заботу друг о друге, и доставляющего радость досуга.
Наши исследования показали, что некоторые родители не считают нужным серьезную организацию свободного времени подростков, мотивируя это тем, что можно «заорганизовать ребят», «пусть отдыхают как хотят» и забывают о том, что пассивность досуга порождает пассивность поведения. А это прямая дорога к потребительству, правонарушениям.

Внимание родителей социологи и педагоги стремятся сосредоточить на том, что дети имеют немалое количество свободного от обязанностей в школе и семье времени, что минуты и часы такого личного времени ребенка - колоссальное богатство. По статистике младшие подростки имеют в году около 180 полностью свободных дней, включая осенние, зимние, весенние и летние каникулы, еще 50-70 дней - это часы, которые остаются у них от приготовления домашних заданий. По самым скромным подсчетам у подростков в неделю еще 24-30 свободных часов. Распорядиться этим временем разумно - задача непростая. При этом родители должны играть в этом немаловажную роль. Родители должны организовать досуг подростков, от этого зависит, какие интересы будут сформированы у подростка, каким человеком он станет.
Свободное время необходимо каждому человеку. Но не все, к сожалению, могут правильно его использовать. Поэтому перед обществом стоит задача большого социального звучания - воспитание культуры использования свободного времени, умение рационально организовывать его.

Трудно научить подростка отдыхать, если родители сами не умеют этого делать. Цель забот педагогов - научить родителей не просто заполнить пустое время подростка, а воспитать на этом свободном времени полноценную, развитую личность. Следует заметить, что важным условием разумного досуга подростков являются высокоразвитые вкус, культура, эмоции, интересы.

Часть ребят использует это время для самообразования, расширения кругозора, часть тратит свой досуг на различные увлечения: танцы, музыку, спорт. На вопрос: «Твое свободное время и как ты его проводишь?» многие подростки отвечают, что используют свободное время на просмотр кинофильмов, участие в подвижных играх, занятия спортом, причем, направленность интересов и желаний различное.
Существует большой процент подростков, свободное время которых никем не направляется и не организуется, но у всех у них есть потребность в самовыражении и самоутверждении. Родителей должно волновать, чем наполнен досуг детей, как и где они себя утверждают. Безделье, скука, «веселье» ради того, чтобы убить время - эти потери в юные годы потом трудно восполнимы. Взрослые члены семьи должны знать, какие кружки посещают подростки, что они там делают, каких успехов добились, в какой помощи нуждаются. Участие родителей в делах детей очень важно, их доброта, совет, совместная трудовая деятельность, обсуждение предстоящих дел, планов.

Досуг современного подростка трудно представить достаточно полным без спорта, технического или художественного творчества. Подростки очень общительны, предпочитают проводить свободное время в кругу друзей. Учитывая эту потребность, педагоги и родители должны расширять круг друзей подростков. Для расширения эстетического кругозора детей, воспитания любви к подростку педагоги должны рекомендовать родителям совместное с детьми посещение театров, музеев, выставочных залов, участие в работах по благоустройству. Участие в досуге подростков дает им формирование взглядов и настроений, дает им духовную закалку.

Ежедневное общение с подростками, участие в их делах и отдыхе, наполнение их свободного времени разумным деятельным творчеством рук, мысли, души не позволяет потускнеть их личности. Задача родителей - не приневолить, а приохотить подростков к полезным формам досуга, а дальше у них хватит энергии, творческой выдумки и необходимого усердия - разумно и интересно заполнить свой досуг. Таким образом, чтобы свободное время подростка действительно стало духовным, нравственным оно должно быть сознательно и целенаправленно организованно.

Подростки зеркально отражают досуг взрослых, который за годы тоталитарного режима потерял свою национальную самобытность, стал духовно бедным, однообразным, с тяготением к массовой культуре. Семья уклоняется от участия в досуговой практике детей. Родители, согласно проведенным нами подсчетам, тратят на участие в досуговых радостях подростков 1, 5 часа в месяц.
По данным наших исследований в личных библиотеках 200 и более книг лишь у 5-7% семей контрольной группы. У 33% исследуемых семей книг нет вообще. На первый план досуговых предпочтений вышли - видеофильмы сомнительного содержания, иностранная поп музыка, семейные застолья по поводу и без него.

Известный создатель концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени С. А. Шмаков в своей работе «Уроки детского досуга» большое внимание уделял значению досуговой педагогики, считал, что каждый родитель должен знать хотя бы некоторые методы и формы организации досуга в семье, а учителя и воспитатели в этом должны играть не последнюю роль. Шмаков многие годы посвятил работам по досуговой педагогике, он обозначил понятия теории и методики организации детского досуга в семье.
Воспитывать - это значит совершенствовать прежде всего себя, это значит воспитывать собственную культуру потребления и эмоций, умение бескорыстно удовлетворять потребности своих детей, не требуя ничего взамен.

Исходя из объективной реальности кризиса семейного воспитания и концептуального положения о том, что усиление воспитательной функции семьи возможно только при условии целостности внутренней структуры микросоциума, в котором объединения семей отвечают за воспитание детей в своей конкретной микросреде, мы решили разработать и внедрить модель семейного социокультурного досугового комплекса, направленную на оптимизацию воспитательного потенциала семьи.

Особенностью комплекса является объединение совместных творческих действий семьи, в которых на равных участвовали и родители, и дети, основанных на принципах ненасилия и «воспитание воспитателя».

В основе организации и оптимизации среды семейного досуга главное место занимает социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельному подходу в семейном воспитании, развитию культуры досуга и внедрению в семейный социум гуманизма и нравственности.

Руководствуясь культурологическими подходами, анализируя результаты собственного практического опыта, мы предлагаем данную обобщённую модель организации партнёрства с семьёй с использованием нетрадиционных форм культурно-досуговой деятельности с родителями и детьми.

Цель настоящего проекта - вернуть в жизнь семьи активное творческое начало, черпающее силу из народной традиции воспитания: умение матери и отца самостоятельно растить своего ребенка, быть творцами развивающей среды в доме, грамотно сопровождать естественное развитие ребёнка.

Основные программные направления комплекса:
формирование психолого-педагогической грамотности и педагогической культуры родителей;
предотвращение семейных конфликтов и снижение их негативного влияния на личность ребёнка, подростка;
создание социальных условий для формирования здоровой семьи и организации содержательного семейного досуга;
создание творческих студий совместного взаимодействия родителей и детей;
социально - психологическая диагностика и коррекция сексуальных проблем.
Задачами творческих студий для и подростков является: -диагностика и прогнозирование развития личностных качеств, интересов и способностей подростков, реализации их творческого потенциала;
посредством совместного творчества детей и родителей, других субъектов семейного социума, создать оптимальные условия для саморазвития личности, объединить и сблизить участников комплекса по общим интересам и целям;
научить родителей и детей целесообразно проводить свободное время, творчески подходить к организации семейного досуга.

Программное содержание блока творческих студий основывается на таких формах семейного воспитания, как: воспитание всесторонне развитой личности, гражданина своей страны, полезного активного работника, хорошего семьянина.

Образовательная программа для родителей подразумевает собой учебные занятия и тренинги, коррекционную работу, улучшающую психологическую атмосферу в семье, повышающую эффективность родительского воспитания, обогащающую семейный досуг.
Основная цель психокоррекционной части - превратить семью в благоприятное поле существования личности и разрешить кризисные ситуации в семье.
Значительное место в программе занимает такая форма работы с семьями, как психотренинги, которые соединяют в себе возможности обучения и психокоррекцию.
Предусмотрена программа проведения различных мероприятий по организации содержательного досуга и летнего отдыха с целью возрождения старых и формирования новых культурных традиций белорусских семей.

Работа комплекса ведется на диагностической основе. Результаты диагностики будут систематично обдумываться на педагогических консилиумах, соответственно им - выдаваться рекомендации: что делать, как лучше себя вести, как избежать родительских ошибок.
Родители так же должны принимать участие в подготовке психолого-педагогического консилиума.

Методика путей и форм воспитания в блоках организации досуга и творческих студий разработана исходя из педагогического анализа интересов родителей и детей, а также знаний и умений родителей.

В результате совместной студийной и досуговой деятельности родители смогут проявить себя как педагоги каждый со своей спецификой применения методов воспитания.
Работа данного комплекса подразумевает развитие результативности следующих критериев функционирования семьи:

повышение воспитательного потенциала семьи;
повышение уровня познавательной активности участников комплекса;
проявление общности целей родителей и детей.

Дети будут больше времени проводить дома, совместно с родителями, занимаясь в свободное время совместными просмотрами телепрограмм, чтением и обсуждением книг, художественным творчеством, помогать в ведении домашнего хозяйства.

В течение деятельности комплекса планируется участие родителей в подготовке познавательных, интеллектуальных и игровых программ, в проведении праздников, организации деятельности творческих студий художественного воспитания, домашнего рукоделия, пластики. Активные посещения культурных мероприятий города.

Повлиять на устойчивость отношений «родители - дети» экспериментальный комплекс сможет, если будет проводиться диагностика семейных отношений, ознакомление родителей с результатами; повышение всеми доступными средствами авторитета семьи, родителей. Основной принцип педагогической деятельности комплекса - отказ от тактики констатации и критики, поиска негативного как в ребёнке, так и в его семье, опора на практику поддержки и сотрудничества.

Главной отличительной особенностью комплекса от ныне существующих в Беларуси социально-педагогических учреждений, где одновременное существование в комплексе функций оптимизации деятельности семьи и нормативно-правового призрения и наказания выступает психологическим барьером для добровольного участия в программе родителей и детей, является принцип ненасилия. Обязательным условием при этом являются правила, сформулированные Калачевой И. И. в совместной работе белорусских ученых «Социокультурная деятельность как средство воспитания личности»:
применять гуманистические методы взаимодействия с ребенком;
принимать и понимать ребенка таким, каков он есть;
побуждать ребенка к постоянному самообразованию, самодвижению;
ограждать ребенка от негативных эмоциональных состояний (страха, тревожности, напряженности);
способствовать самораскрытию ребенка, содействовать развитию его способностей, таланта;
формировать чувство собственного достоинства ребенка;
укреплять веру ребенка в себя, ориентировать на положительные авторитеты и сотрудничество, поддерживать позитивные связи в социуме и ограждать от негативных влияний [1, с. 60].

Литература


  1. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: Пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования Под общ. ред. В. Н. Наумчика. — Мн.: Выш. шк., 2004.

  2. Шмаков, С. А. Уроки детского досуга  С. А. Шмаков. - Омск, 1992.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы