Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Ящук С. Л.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Период обновления всех сторон общества предъявляет перед личностью требования активизации глубинных ресурсов ее развития, интегрирующим компонентом которой выступает личностное самоопределение. При этом необходимо определиться личностно в старшем подростковом возрасте (14-15 лет) сенситивном развитию социальной активности, потребности самореализации не только «себя в обществе», но и себя «для общества».

В настоящее время наблюдается излишняя растянутость во времени личностного самоопределения у значительного числа даже 17-18-летних юношей и девушек. Неопределенность жизненных перспектив, аморфность устремлений, которые отмечаются в юношеском возрасте, вовсе не могут служить показателем их психического и личностного развития.

Целью нашего исследования явилось выявление условий, обеспечивающих возможности оптимального развития личностного самоопределения детей старшего подросткового возраста. Мы попытались выявить психологические условия формирования гуманистической направленности личности старших подростков как фундаментальной характеристики их личностного самоопределения.

Методологическую основу составили положения отечественной психологической науки о деятельностном подходе к процессу развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов), о принципе деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский) и концепция социально актуальной деятельности как ведущей на подростковом этапе онтогенеза (Д. И. Фельдштейн).

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий блок методик, направленный на выявление уровня сформированности педагогически организованной деятельности (УСД) О. В. Лишина, В. М. Сергеева; методику мотивационного профиля разных видов деятельности (В. Хеннига в модификации О. В. Лишина); методику выявления социально-психологической самооценки коллектива (СПСК) Р. С. Немова; методику В. Э. Мильмана, измеряющую содержательную характеристику мотивационной структуры личности; включенное наблюдение; анкетирование и др.

Исследование проводилось в течение 2-х лет на базе Тельмовской СШ Брестского района, СШ №5, СШ №35 г. Бреста, им было охвачено 158 старших подростков.

Теоретический анализ показал довольно широкое распределение использования термина «самоопределение» в психологической, философской и педагогической литературе. Наряду с частотой его употребления можно отметить широкий диапазон его значений, которые ему приписываются - от принятия жизненно важных решений, поиска цели и смысла его существования, жизненного пути, своего места в обществе до отдельных самостоятельных поступков личности.

Термин «личностное самоопределение» встречается не часто. Авторы предпочитают употреблять термин «профессиональное самоопределение». Наличие данной ситуации обусловлено отсутствием однозначного толкования термина, как в психологическом, так и в философском смыслах. Понятие «личностное самоопределение» либо полностью отождествляется с понятием «профессиональное самоопределение», либо в него включается некоторое дополнительное содержание.

Большинством авторов «профессиональное самоопределение» понимается как существенная сторона общего процесса развития личности, которое представляет собой сложный процесс, неотделимый от развития личности в целом, от формирования склонностей, способностей, степени зрелости, общей подготовки к жизни, четкому выполнению своего гражданского долга.
Отправным для нас является понимание личностного самоопределения как результата социального развития личности, важнейшего приобретения онтогенеза, связанное с формированием развернутой социальной позиции растущего человека по отношению к людям и вещам, со степенью видения, себя в других людях и степенью готовности к ответственному действию в окружающем мире. Это субъективное осознание себя самостоятельным членом общества, понимание своего места и назначения в нем, обусловленное определенным уровнем самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей.

На формирование личностного самоопределения, его фундаментальной характеристики - направленности личности, доминирующее влияние оказывает уровень сформированности социально значимой и социально актуальной педагогически организованной деятельности, соответствующий способ управления ею и решаемые в этой деятельности задачи.
В зависимости от уровня сформированности социально значимой ПОД соответственно преобразуются характеристики и содержательное наполнение мотивационных структур подростка: создается такая иерархия его мотивов, когда доминирующими становятся мотивы ответственности перед коллективом, обществом, самовыражения в общественно значимом деле. Именно высший уровень сформированности социально значимой ПОД обеспечивает формирование гуманистической направленности личности подростка, характеризующей его личностное самоопределение.

Исходя из теоретической концепции Д. И. Фельдштейна о закономерностях социального развития личности в онтогенезе, в исследовании нам удалось показать, что именно развернутая социально значимая педагогически организованная деятельность (ПОД) старших подростков играет решающую роль в психическом развитии на данном этапе онтогенеза, воздействуя на процесс становления личностного самоопределения.

Анализ полученных данных позволил выделить основные линии, в которых выражаются итоги работы.

Первая линия исследования состояла в изучении психолого-педагогических условий формирования определенных уровней сформированности ПОД в коллективах. Выяснилось, что в классных коллективах наблюдаются, как правило, лишь низкие уровни сформированности ПОД. Однако, в тех же школах, под руководством тех же педагогов в рамках внеклассных объединений достигались высшие уровни сформированности ПОД.

Вторая из них определяет возможность охарактеризовать педагогический потенциал воспитательного коллектива посредством выявления уровня сформированности ПОД данной группы. Именно уровень сформированности ведущей деятельности детей подросткового возраста определяет наиболее вероятные характер и направленность личностного самоопределения подростка. Проведенное нами исследование позволило выявить лишь пять уровней сформированности социально значимой деятельности старших подростков: уровень принуждения («ПР»), пассивно-исполнительский («ПИ»), активно-исполнительский («АИ»), лично-групповой («ЛГ») и коллективно-групповой («КГ»), среди которых наиболее типичным в условиях современной школы является активно-исполнительский уровень («АИ»). Данный уровень характеризуется выраженными групповыми ориентациями, но они еще недостаточно осознанны и не могут стать стимулом социально значимой деятельности, но именно они составляют предпосылки общественного мнения зарождающегося коллектива. Что касается шестого, коллективного уровня («К») сформированности социально значимой деятельности, то у старших подростков его обнаружить не удалось.

Третья линия исследования заключалась в раскрытии содержательной стороны мотивации участников ПОД на различных уровнях ее сформированности. Было выявлено соотношение смыслообразующих мотивов на каждом из этих уровней. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что на уровне принуждения, пассивно-исполнительском и активно-исполнительском представлены все виды мотивационных структур, но наиболее выражена индивидуально-общественная (соответственно 36, 9%, 35, 1% и 41, 9%). Индивидуальные мотивы здесь превышают групповые, но сами групповые ниже, чем общественные. Характерно увеличение доли индивидуально-общественной мотивационной структуры от уровня принуждения к уровню активно-исполнительскому. Отмечается некоторое снижение ее доли на уровне пассивно-исполнительском. Это объясняется тем, что система побудителей социально значимой ПОД включает как принуждение, так и личную заинтересованность участников. Второй по значению на указанных уровнях выступает коллективистическая мотивационная структура, причем прослеживается увеличение ее доли от уровня принуждения куровню активно-исполнительскому (28%, 29, 3% и 37%). Показатели групповой мотивационной структуры позволяют сделать вывод о снижении ее доли от уровня принуждения куровню активно-исполнительскому (14, 5%, 13, 8% и 10, 5%). То же самое можно отнести и к индивидуалистической мотивационной структуре (12, 3%, 11, 4% и 7, 2%).
Характерным для старших подростков на лично-групповом уровне и коллективно-групповом уровне полноты сформированности ПОД является преобладание коллективистической мотивационной структуры (55% и 56, 4%). Индивидуально-общественная мотивационная структура имеет среднее значение (26% и 32, 8%), доля групповой мотивационной структуры незначительна (10% и 10, 8%). Качественную разницу лично-группового и коллективно-группового уровней определяет наличие на лично-групповом уровне индивидуалистической мотивационной структуры и ее отсутствие на коллективно-групповом уровне полноты сформированности ПОД.

Четвертая основная линия исследования состояла в экспериментальном доказательстве, что именно полнота сформированности ПОД оказывает определяющее влияние на развитие личностного самоопределения старших подростков. Нами установлено, что основным психологическим условием, необходимым для развития личностного самоопределения подростков выступает достижение коллективно-группового и коллективного уровней сформированности ПОД. Достижение этих уровней обеспечивает прогрессивное преобразование мотивационных структур и их характеристик, доминирующее значение получают мотивы общественной значимости.

Анализ содержательных характеристик мотивационных структур позволяет выявить степень влияния ПОД на созидательные и потребительские тенденции старших подростков. На первых трех уровнях выделяются подростки с «уплощенным» мотивационным профилем. На уровне принуждения они составляют большинство (79,5%), затем их количество уменьшается на уровне пассивно-исполнительском (77,2%) и на уровне активно-исполнительском (68%). Подростки с «регрессивным» мотивационным профилем встречаются на уровне активно-исполнительском (28,2%), уменьшается их количество на уровне принуждения (16,5%) и менее всего они представлены на уровне пассивно-исполнительском (9%). Доля «прогрессивного» мотивационного профиля совсем незначительна и составляет на уровне принуждения 4%, на уровне пассивно-исполнительском 13,8% и на уровне активно-исполнительском 3,8%.
Отличительной особенностью «уплощенного» мотивационного профиля, характерного для первых трех уровней ПОД, можно считать отсутствие четкой дифференцированности мотивов. При этом уравновешиваются средние значения развивающих мотивов и мотивов поддержания.
Детальный анализ «уплощенного» мотивационного профиля позволяет выделить два типа этого профиля: «импульсивный», для которого характерны резкие перепады, и который подразделяется на два вида - с двумя пиками и с тремя, и собственно «уплощенный», который характеризуется плоским профильным рисунком. Старшие подростки, у которых просматривается баланс двух тенденций - созидания и потребительства - однозначно выделяют значимость мотивов общения и комфорта. Для старших подростков характерен импульсивный вариант мотивационного профиля.

Лично-групповой и коллективно-групповой уровни сформированности ПОД имеют содержательные идентичные характеристики мотивационных структур, несколько различающиеся по соотнесениям типам профилей. Увеличивается количество старших подростков с «прогрессивным» мотивационным профилем (33% и 47%) и, соответственно, уменьшается их число с «уплощенным» мотивационным профилем (67% и 53%). «Прогрессивный» мотивационный профиль характеризуется достаточным превышением общего уровня развивающих мотивов - мотивов деятельности, общественной полезности - над средним уровнем мотивов поддержания (мотив жизнедеятельности, статуса). Это говорит о преобладании творческих созидательных тенденций в мотивах над тенденциями к потребительству.

Анализ мотивационных структур и их содержательных характеристик свидетельствует о том, что на уровнях принуждения и пассивно-исполнительском коллективистическая мотивационная структура находится в латентном состоянии. Оптимистический прогноз развития коллективистической направленности затруднен. Отмечается увеличение шансов на преимущество проявлений индивидуалистической и групповой направленности. На первых двух уровнях мы не наблюдали значительного роста коллективистической мотивационной структуры ПОД. Заложенная семейными отношениями, эта направленность пребывает в скрытом состоянии, поскольку обстоятельства не благоприятствуют ее проявлению и развитию. Все это определяет не перспективность ситуации на этих уровнях с точки зрения достижения поставленных целей.

На уровне активно-исполнительском создаются первые предпосылки для развития ПОД и тем самым - предпосылки для формирования гуманистической направленности. Объяснить появление предпосылок формирования гуманистической направленности можно заинтересованностью в социально значимой ПОД, которая может быть или не быть реализована. Таким образом, возникает некоторый потенциал развития социально значимой деятельности, который полностью отсутствовал на уровнях принуждения и пассивно-исполнительском. Необходимо признать, что вероятность формирования коллективистической направленности на уровне активно-исполнительском, если даже и использовать присущий ей потенциал активности, не велика и значительно ниже возможностей формирования индивидуалистической направленности.

Возможность формирования коллективистической направленности на уровне лично-групповом обеспечивается значимой силой общественного мнения, которое устойчиво и зависит от многих факторов. На данном уровне важно поддержать уверенность участников деятельности в том, что их работа социально значима и вызывает уважение людей. Уровень лично-групповой является исходным рубежом, где проявление коллективистической направленности получает общественное признание. Закрепляются проявления коллективистической направленности, и увеличивается тенденция ее формирования на коллективно-групповом уровне.
Именно на этом уровне наблюдается интенсивное преобразование коллективистических исходных тенденций в действенный коллективизм в убеждениях и поведении. Значительно уменьшается ситуативность в поведении, и увеличиваются возможности для закрепления коллективистической направленности. Старшие подростки, включенные в социально значимую социально актуальную ПОД на коллективно-групповом уровне ее развития, отличаются стабильностью проявления коллективистической направленности и остаются носителями ее ценностей вне своего коллектива.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что личностное самоопределение старшего подростка интенсивно развивается в направлении коллективистического его варианта, начиная с лично-группового уровня сформированности ПОД. На активно-исполнительском уровне создаются предпосылки формирования коллективистической направленности личности, однако реализация этих предпосылок целиком падает на последующие два, лично-групповой и коллективно-групповой, уровня сформированности ПОД.

Литература

  1. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания. О. В. Лишин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 332 с.: ил.
  2. Лишин, О. В., Сергеев, В. М. идр. Диагностика уровня сформированности общественно полезной деятельности как способ психологической характеристики воспитательного процесса  Психологический журнал. -1990. - Т. 11.- №4. - С. 23-37.
  3. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. /Н. С. Пряжников. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. - 152 с.
  4. >Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 1996. - 356 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы