Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Ярось О. А.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Ежегодно из жизни добровольно уходят сотни тысяч людей во всем мире. На порядок выше количество покушавшихся на свою жизнь.

Наиболее печальными фактами суицидального поведения, которые каждый год бесстрастно констатирует статистика, являются самоубийства детей от 10 до 14 лет. Почти повсеместно, даже в тех странах, где уровень самоубийств относительно стабилен, доля лиц молодого возраста постепенно растет. В возрастной группе от 15 до 29 лет самоубийство во многих экономически развитых странах занимает 2-3-е места в структуре основных причин смерти, по данным мировой статистики ВОЗ.

Явление самоубийства изучалось несколькими научными дисциплинами, каждая из которых пыталась создать самостоятельную теорию, объясняющую сущность и причины суицидального поведения. Но всякий подход в рамках конкретного предмета ограничен, позволяя рассматривать изучаемый объект под специфическим углом зрения сквозь призму понятийного аппарата, теоретических представлений и методов, свойственных данному предмету.
Несомненно, что исходным при разработке базовой концепции суицида должно стать введение понятия, позволяющего ассимилировать и свести в -систему факторы, релевантные суициду и добытые на разных уровнях исследования - от социологического до индивидуально-психологического. Этим требованиям отвечает понятие адаптации личности.

Понятие адаптации в его наиболее широком определении, принятом в современной литературе, означает соответствие между живой системой и внешними условиями. Оптимальное протекание адаптационного процесса является важнейшим фактором, обеспечивающим состояние здоровья индивида. Адаптация представляет собой непрерывный динамический процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, который охватывает всю сферу значимых для него отношений. В ходе этого процесса индивид не только приспосабливается, но и приспосабливает ксебе свое окружение. Идеальная адаптация связана с гармонией отношений личности во всех сферах ее социальных взаимодействий.

При отсутствии приспособления хотя бы в одной из значимых сфер следует говорить о дезадаптации. При достаточно сильном психотравмирующем воздействии, детерминирующем возникновение расстройств адаптации, происходит нарушение наиболее сложных форм социально-детерминированного, адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования индивида на окружающее.

Личностные особенности, приобретенные знания, навыки и умения, своеобразие эмоционально-волевых качеств, особенности мотивационно-потреб-ностной сферы, которые изменяются в процессе развития индивида, создают ту или иную степень свободы его реагирования в определенных условиях и основу его индивидуальной адаптации к изменяющимся, а зачастую и неблагоприятным, психосоциальным факторам, дают возможность активно и целенаправленно их преобразовывать. Именно поэтому одно и то же психогенное воздействие для одного индивида может быть травмирующим, вызывая нарушение адаптации, а для другого носить индифферентный характер.

Адаптационные возможности индивида обусловлены состоянием всей структуры его личности. Дезадаптация любого из ее компонентов может отразиться в функциональной активности системы психологической адаптации. А. Г. Амбрумова и В. Л. Леви выделяют локальную дезадаптацию, относящуюся только лишь к какой-либо одной сфере или сектору взаимоотношений субъекта, и глобальную дезадаптацию, которая предполагает нарушения отношений индивида во всех сферах. По их мнению, дезадаптация всегда связана с интра-или экстраперсональным конфликтом. Тем не менее, определенную «дозу» конфликта индивид переносит, не дезадаптируясь. Исследователи вводят понятие «порога дезадаптации», который является одной из ее важнейших динамических характеристик. Конфликт, превысивший порог дезадаптации, называется кризисом (при экстраперсональном конфликте - кризисной ситуацией).

По мнению большинства отечественных исследователей, существует прямая связь психологической дезадаптации с суицидальным поведением. Согласно выдвинутой А. Г. Амбрумовой концепции, суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. В связи с этим особое место в определении реального суицидального риска занимает психологическая диагностика уровня психической и социально-психологической адаптирован-ности личности.
Дезадаптация может проявляться как объективно, так и субъективно.

Объективно дезадаптация проявляется в изменении поведения человека в среде социального окружения, ограничении его способности справляться с социальными функциями или патологической трансформации поведения.

Субъективным выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов: от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов.

Социально-психологическая дезадаптация не тождественна понятию болезни и может проявляться как в патологической, так и непатологической формах. В динамике этих форм выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная. Первая фаза относительно неспецифична для суицида; во второй, начинающейся с зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся до их реализации, дезадаптационный процесс идет по общему пути, что сводит к нулю все выработанные ранее формы адаптации.

Решающее значение для перехода предиспозиционной фазы в суицидальную имеет конфликт, наличие которого необходимо для появления суицидальных тенденций и в условиях которого значительно усиливаются нарушения процессаадаптации.

В настоящее время существуют методики, позволяющие диагностировать уровень суицидального риска, однако при таком подходе достаточно сложно определить направление коррекционной работы. Понятие дезадаптации личности позволяет не только определить уровень разобщенности структурных компонентов личности, но и выявить «дезадаптированные» компоненты, что в свою очередь дает возможность более детально подойти к профилактике, диагностике и коррекции суицидального поведения.

Методы диагностики эффективности адаптации должны давать возможность получения количественных показателей критериев, регистрации изменений, происходящих в процессе адаптации по каждому из них. С этой целью использовался опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. С его помощью можно диагностировать не только состояния адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе - приятия или неприятия себя, других, эмоционального контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

С целью измерения суицидального риска был использован модифицированный опросник EPIM . Он содержит 81 вопрос, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма). Еще 24 вопроса составляют шкалу суицидального риска. Диагностика суицидального поведения производится с использованием методик, разработанных П. И. Юнацкевичем.
Исследование проводилось в течение двух лет, в нем участвовало 40 респондентов, у 8 из которых была попытка суицида.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: у13 респондентов наблюдается высокий уровень дезадаптации, что составляет 32, 5%; высокий уровень суицидального риска наблюдается у 35% респондентов (14 человек). Результаты соотношения двух факторов (дезадаптация и суицидальный риск) показали, что зависимость очень велика, так как коэффициент корреляции составил более 0, 8. Наблюдается преобладание следующих компонентов: неприятие себя - 27% (из 32, 5%); эмоциональный дискомфорт - 27% (из 32, 5%); внешний контроль - 25, 8% (из 32, 5%); неприятие Других - 19% (из 32, 5%); эскапизм - 23% (из 32, 5%).

Гипотеза, выдвинутая нами о том, что личности с высоким уровнем дезадаптации склонны к суициду в большей степени, на данной выборке подтвердилась.
Это позволяет сделать вывод о том, что причиной суицидального поведения во многих случаях является дезадаптация личности. Поэтому выявление лиц, переживающих состояние конфликта, диагностика у них причин и механизмов дезадаптации и применение мер коррекции являются основными задачами широкого круга людей. Их решение не может ограничиваться рамками психиатрии или психологии, адаптация должно включать в себя также социальные, педагогические и правовые аспекты. Своевременное выявление уровня сформированности суицидальных намерений может предупредить серьезные попытки самоубийства.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы