Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Щеглова М. Е.
Центр Социологии Образования РАО (г Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Говоря о формировании личности, мы, прежде всего, имеем в виду подростковый возраст. Именно в период между детскостью и взрослостью закладываются основные вехи, помогающие человеку ориентироваться в окружающем мире. Особую роль в этом процессе занимает литература. Художественные произведения помогают ребенку усваивать опыт поколений, проживать многообразие человеческих отношений, и, наконец, развивают самосознание.
Детское и подростковое чтение определяет уровень культуры будущего общества, который в свою очередь определяет успешность национального развития.

Результаты исследования, проведенного Центром Социологии Образования Российской Академии Образования, под руководством В. С. Собкина весной 2005 года, в котором приняли участие 2510 московских школьников 7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов, позволяют выявить особенности функционирования художественной литературы в подростковой субкультуре.
Результаты показали, что художественная литература как предмет эстетического цикла занимает последнее место среди образовательных предметов. Во внеучебной деятельности литература как вид искусства уступает кино и музыке.

Опираясь на постулат Л. С. Выготского о социально-классовой детерминированности возрастных потребностей и интересов, было также проанализировано влияние расслоения общества на интерес школьников кхудожествен-ной литературе.

Было выяснено, что материальное благосостояние и образовательный уровень семьи взаимодействуют следующим образом: уровень материального дохода семьи играет роль только тогда, когда дело касается доступа к ресурсам. Когда речь идет о собственной читательской активности субъекта, то уровень материального благополучие нивелируется, на первый план выходит культурный уровень семьи.

Так, важность доступа к ресурсам была выявлена на таких вопросах как структура досуга и источники информации о литературе. Было выявлено, что «чтение художественной литературы» школьники относят к познавательной активности, рассматривают его как способ получения новой информации. К тому же было обнаружено, что дети из малообеспеченных семей более сориентированы на саморазвитие, нежели дети из обеспеченного слоя. Можно сказать, что самообразованием подростки пытаются компенсировать разницу со сверстниками. Что касается доступа к ресурсам, то здесь подростки из семей с минимальным уровнем дохода имеют как меньший доступ к источникам информации, так и меньшую их вариативность. Каналами получения информации для них являются книги, учителя, друзья и телевизор, в то время как для подростков из обеспеченных семей основным источниками, помимо перечисленных выше, являются родители и интернет. Следует отметить, что школа играет важную роль в помощи детям из материально неблагополучных семей, компенсируя отсутствие необходимых ресурсов.

Что касается образовательного уровня семьи, то компенсаторным инструментом низкого уровня образования родителей также является школа в лице учителя по литературе, но, несмотря на участие школы, эти дети занимают менее активную позицию в вопросах литературы и искусства по сравнению с ровесниками.

Приведенные данные показывают, что принадлежность учащихся к разным социальным стратам явно дифференцирует как их возможности, так и интересы относительно художественной литературы.

Еще одним важным показателем функционирования литературы в подростковой субкультуре является интенсивность чтения художественных произведений. По данным исследования 2005 года девочки, в среднем, прочитывают в месяц 1,0 книги, а мальчики - 0,7 книги, что в три раза меньше результатов, полученных в исследовании 1991 года.

Рассмотрение особенностей функционирования литературы в подростковой субкультуре будет не полным без анализа мотивов чтения. Полученные результаты позволяют говорить о том, что большинство опрошенных школьников (19%) побуждает к чтению привлекательность героев литературных произведений. Вторым по значимости мотивом чтения является получение эмоциональных переживаний (14%). Существенную роль играют также и познавательные мотивы. По 10% приходится на выбор ответов о значимости темы произведений и значимости информации получаемой из книг о человеческих отношениях и поведении людей.
Завершая статью, следует отметить, что современный подросток относится к художественной литературе иначе, чем советские и постперестроечные школьники. Появление новых средств массовой информации и телекоммуникации изменил и отношение к чтению, и к чтению художественной литературы в частности.

Литература

  1. Собкин, В. С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников  В. С. Собкин, П. С. Писарский. - М.: Министерство образования РФ, 1992. - 79 с.
  2. Собкин, В. С. «Ценностные ориентации учащихся выпускных классов общеобразовательных школ в области искусства»  В. С. Собкин, П. С. Писарский  Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. - М., 1996. - с. 250-257.
  3. Собкин, В. С. Учитель и старшеклассник в мире художественной литературы В. С. Собкин, П. С. Писарский. - М.: ЦСО РАО, 1997. - 89с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы