Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗ Я ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Тихонович О. В.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск)

 

ОБРАЗ Я ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я?» - одна из важнейших проблем в современной психологии вообще и в отечественной психологии в частности. Подростковый возраст является важнейшим этапом в становлении личности, связующим звеном между периодом детства и взрослостью, значимость которого невозможно переоценить. Именно в этом возрасте, согласно А. Н. Леонтьеву, происходит «второе рождение личности», выражающееся в появлении самосознания как осознания себя. С этим связан интерес к специфике переживания человеком подросткового возраста как особого периода жизни.

Изучение самосознания подростков является одним из направлений исследования многих ученых. Среди них необходимо отметить исследования советских психологов Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой. Необходимо отметить, что одним из краеугольных положений этих исследований является признание возникающего у подростков самоосознания в качестве очередной и очень важной стадии, продолжающей целостную онтогенетическую линию развития самосознания. К проблеме подросткового возраста обращались современные исследователи С. В. Духновский, В. В. Косино-ва, А. М. Олесик, Г. В. Пятакова, Е. В. Свистунова, Л. М. Чепелева. В рамках вышеназванных работ был решен ряд вопросов, касающихся развития подростков, диагностики их личностных особенностей. Так, С. В. Духновский изучал влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков. В ходе исследования был выявлен механизм влияния переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков, который заключается в том, что взаимодействие подростка с критической ситуацией ведет к появлению ситуационной тревожности. Наряду с этим происходит переход тревожности из ситуационной в личностную черту. У подростков также отмечается фиксация на психологическом прошлом, снижение установки на социально желаемое поведение. Далее идет формирование комплекса «сре-дового отчуждения», следствием которого является формирование девиантного поведения как защитно-компенсаторного образования.

В работе В. В. Косиновой доказывается предположение, что дифференциальная диагностика уровня самосознания подростков с признаками аномального конституционно-типологического развития позволит установить разницу между уровнем самосознания подростков в зависимости от наличия нарушений в развитии личности. Е. В. Свистунова установила, что существуют отличия в структуре Я-концепции подростков с нарушением поведения по сравнению с нормально социализированными сверстниками. Эти отличия, в первую очередь, затрагивают эмоционально-ценностный блок и проявляются в снижении самоуважения и самоприятия, а также в неадекватном отношении к окружающим. Г. В. Пятакова исследует особенности личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза. Выявление ею особенностей личности подростков с разного рода нарушениями развития, позволили выделить группу психологических факторов риска, снижающих адаптивные возможности ребенка и представляющих собой мишени для психокоррекци-онных воздействий.

Доказала влияние кризиса на особенности базисных убеждений М. А. Падун. Исследование выявило разницу в базисных убеждениях лиц, перенесших разные виды психических травм (участие в боевых действиях, перенесение онкологического заболевания), заключающееся в отношении к своему Я. У лиц, перенесших участие в боевых действиях зафиксировано убеждение о враждебности окружающего мира и негативное отношение к своему Я, у перенесших онкозаболевания - снижение ценности и значимости только своего Я.
Несмотря на подробную разработку проблемы самосознания и личностных изменений у подростков, исследователи оставили без внимания вопрос о том, что происходит с Я-образом подростков в ситуации, когда переживание возрастного кризиса сочетается с переживанием кризисных событий иного рода.

Для дальнейшего исследования проблемы, необходимо определить категорию «кризис». Понятие «кризис» в психологии обозначает несколько классов событий. Во-первых, это нормативные, возрастные кризисы, наступление которых связано с закономерным ходом развития человека. Во-вторых, это кризисы ненормативные, возникновение которых невозможно предсказать.

Понятие «нормативный кризис» было предложено Л. С. Выготским. С его точки зрения, кризисный период, «это период, в котором сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен» [1, с. 12]. Возникновение возрастных кризисов связано с изменением социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка.
Второй вид кризисов - ненормативные кризисы. К. Муздыбаев предлагает понятие «негативные жизненные события», включающее инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психической боли. К негативным жизненным событиям он относит кризисы - ошеломляющие, неожиданные, не поддающиеся контролю и управлению ситуации [2, с. 102]. Ключевыми в определении этого вида событий являются слова «нежелательность» и «опасность».

Критическая ситуация как психологический феномен в своей основе имеет субъективный и объективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями окружающего мира, несущими реальную или потенциальную угрозу субъекту. Субъективный компонент ситуации - ее отражение в психике человека, обусловленное оценкой ситуации как критической и сопровождающееся соответствующим отношением к ней. Критическую ситуацию можно понимать как экзистенциальную, критическая динамика которой развивается по двум направлениям, выделенным А. Г. Амбрумовой. Ими являются:

1.Личностный путь критической динамики. «Формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо оного кризиса обусловлен изменением взаимоотношений ребенка и среды, изменением потребностей и побуждений, движущих поведением ребенка. По Л. С. Выготскому, кризис обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной благополучной еще в это время ситуации, и только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации, перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой»[3, с. 112].

2.Ситуационный путь критической динамики, который представляет целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, а также психотравмирую-щих стимулов.

На основе этого можно выделить три группы критических ситуаций: 1) ситуации объективные, детерминированные внешними условиями; 2) ситуации субъективные, обусловленные характерологическими особенностями личности; 3) ситуации, детерминированные взаимодействием внешних патогенных стимулов (или субъективно так воспринимаемых) с личностными особенностями субъекта, способными определять его патохарактерологическое развитие. Речь идет о том, что характерологические особенности индивида, провоцирующие психологический кризис, являются результатом приобретенного и индивидуально переработанного жизненного опыта человека. Ситуации, проживаемые и переживаемые индивидом, представляют единицу такого опыта.

Критическая ситуация может пониматься как «барьер» (Р. Х. Шакуров) -это внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности. На личностном уровне «барьеры» выступают как преграды, препятствующие удовлетворению потребностей человека, его устремлений.

Схожи с мнением Р. Х. Шакурова идеи Ф. Е. Василюка[4], который определяет критическую ситуацию как «ситуацию невозможности», то есть такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, ценностей, стремлений и т. д. ). Согласно его концепции, критическую ситуацию можно описать в четырех понятиях: 1) стресс, 2) фрустрация, 3) конфликт, 4) кризис. Тип критической ситуации определяется той «жизненной необходимостью, которая оказалась парализованной», то есть теми составляющими направленности личности, которые не имеют возможности для реализации. Каждый из типов критической ситуации, по Ф. Е. Василюку, имеет проекцию на «онтологическое поле» субъекта. Так онтологическим полем для стресса выступает витальность - депривируется «здесь и теперь удовлетворение»; для фрустрации - отдельное жизненное отношение, происходит блокировка реализации мотива; для конфликта - внутренний мир человека с отсутствием в нем внутренней согласованности; жизнь как целое -для кризиса, при невозможности реализации жизненного замысла.

Необходимым условием возникновения кризиса является момент значительных эмоциональных нагрузок при фрустрации важнейших потребностей индивида и его специфическая личностнаяреакция на эту фрустрацию. Для психологического кризиса характерно его внутриличностное переживание, а также формирование ситуационных кризисных реакций. Ситуационная реакция понимается как «оформленный, структурированный ответ на конфликтную ситуационную нагрузку, выливающийся в определенно окрашенное эмоциональное состояние, и соответствующее этому состоянию поведение».

В исследовании переживания кризиса подростками мы исходим из следующих положений: 1) современная ситуация развития общества ставит личность перед необходимостью переживания множества ситуаций, способных нарушать естественный ход развития, осложнять взаимодействие с окружением; 2) развитие человека происходит в результате чередования стабильных и кризисных периодов, причем подростковый возраст относится именно к кризисным периодам. Следовательно, можно предположить, что существуют особенности в переживании кризиса подростками.

При изучении данного вопроса следует учитывать некоторые особенности самосознания в подростковом возрасте. Исследования Е. С. Шильштейн [5] доказывают, что для подросткового возраста характерно формирование интеллектуального аппарата, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и самосознания. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом; именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я. В связи с вышесказанным, представляет интерес, какие изменения претерпевает самосознание подростка при столкновении с кризисными событиями жизненного пути.

Подчеркнем некоторые особенности подросткового возраста, которые, на наш взгляд, способны значительно повлиять на переживание подростками кризисных ситуаций. Во-первых, это интеграция и осмысление информации, относящейся к Я. Во-вторых, это большая нестабильность Я-образа по сравнению с младшим школьным возрастом. Указанные особенности взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга.

Процесс переживания кризисных событий представляет собой не только деятельность, но и процесс, сопровождающийся психическими состояниями и ситуационными реакциями. И здесь важную роль может сыграть то, что подросток переживает возрастной кризис, характерными для которого являются такие психофизиологические особенности как повышенная возбудимость и импульсивность.

У человека до наступления поворотного события имеется некоторое представление о себе, относительно упорядоченный, сложившийся образ Я. Существование личности, планирование и реализация ее изменений разворачиваются по моделям, часто созданным еще предшествующими поколениями, роли регламентированы, определены закономерности и порядок их смены.
В связи с этим уместно упомянуть о позиции В. С. Мерлина [6], который полагал, что в ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я. Самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных явлений и включает четыре компонента:
сознание отличия себя от остального мира;
сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Согласно исследованию Т. Б. Карцевой [7], свершение поворотных событий в жизни человека вызывает изменение социальной ситуации развития личности, ведет к смене ролей, которые человеку приходится играть, к изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни. Т. Б. Карцева утверждает, что свершение таких этапных жизненных событий приводит к личностному изменению, перестройке всей системы Я и весьма болезненно переживается личностью. Это связано с особенностями перехода, перестройки образа Я после процесса «утраты себя» и наступающего вновь «обретения себя», сопровождающего личностное изменение.

Образ Я представлен в виде сложной системы конструктов, функционирующих в динамическом единстве. Эту систему можно изучать в трех взаимосвязанных аспектах.
Первое, это степень простоты-сложности рефлексивной структуры личности. Различия по этому показателю определяются двумя основными факторами: когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью, которые не являются независимыми и стимулируют развитие друг друга.

Второй плоскостью анализа рефлексивного Я является степень его внутренней противоречивости или гармоничности, то есть форма увязанности, интегрированности, компенсированности отдельных компонентов, составляющих всю систему Я.
Со степенью сложности образа Я и степенью его противоречивости непосредственно связана степень устойчивости - третий аспект. Можно предположить, что при возникновении существенных изменений в Я-концепте сбалансированность всей системы может оказаться под угрозой, что приведет к нарушению устойчивости этой системы. Однако зависимость составляющих ее компонентов отнюдь не носит механического характера. Устойчивость личности, ее Я-концепции является для человека одним из наиболее ценных качеств. Утрата этой устойчивости сопровождается негативными переживаниями, которые, в определенных условиях могут субъективно восприниматься как кризисные.

Таким образом, субъективное переживание кризиса может приводить к некоторым личностным изменениям, затрагивающим самосознание, эмоционально-ценностный блок, а также поведенческую сферу. Переживание кризиса в подростковом возрасте осложняется рядом специфических возрастных особенностей, которые могут быть оценены как объективный кризис, который делает личность более восприимчивой разного рода воздействиям, а, следовательно, и более подверженной вышеназванным изменениям. Несомненно, что данная проблема требует эмпирического исследования.

Литература

  1. Выготский, Л. С. Проблема возраста Л. С. Выготский  Психология развития ребенка. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - С. 5-199.
  2. Муздыбаев, К. Стратегия совладения сжизненными трудностями / К. Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. -
    №2.- С.102-112
  3. Амбрумова, А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их дина-
    мика защита А. Г. Амбрумова  Психологический журнал. - 1985. - Том 6,
    №6.- С.107-115.
  4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания Ф. Е. Василюк  [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - HTTP: //WWW.PSYLIB.UA. - Дата доступа: 28.12.2006
  5. Шильштейн, Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте  Е. С. Шильштейн // Вопросы: психологии. - 2000. - №2. - С. 69-78.
  6. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.
  7. Карцева, Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен Т. Б. Карцева // Психологический журнал. - 1988. - Том 9, №5. - С. 120-128.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы