Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ «МИР - ВО МНЕ. Я - В МИРЕ» КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Татаринова Н. М.
Республиканский институт профессионального образования (г. Минск)

 

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ «МИР - ВО МНЕ. Я - В МИРЕ» КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ранняя педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних является в настоящее время одной из приоритетных проблем.

В целях совершенствования педагогического предупреждения правона-рушающего поведения учащихся учреждений профессионально-технического образования нами была разработана программа социальной адаптации учащихся «МИР - ВО МНЕ. Я - В МИРЕ». Программа имеет этическую направленность и представляет собой цикл воспитательно-коррекционных занятий. Её цель: предупреждение социальной дезадаптации и коррекция ценностных ориентаций учащихся. Задачи программы: развитие навыков самопознания и саморазвития, содействие осмыслению и переосмыслению своего жизненного опыта, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самовоспитания учащихся, содействие усвоению и присвоению социальных ценностей; обучение способам адекватного социального взаимодействия, основанным на нормах нравственности; содействие осознанию авторской позиции собственной жизни и целесообразности строить свой жизненный путь в гармонии с социумом; развитие профессиональной направленности профессионально значимых качеств учащихся; формирование коллектива группы.

Программа ориентирована на «личностный рост», нравственное обогащение учащихся, развитие всех сфер личности: когнитивной, нравственной, волевой, эмоциональной. Структурно она состоит из введения, трёх тематических блоков и заключения. Тематические блоки направлены на:

познание собственного «Я» - блок «Я» («Я - взрослый. Что это значит?»; «Чем меня наделила природа? Темперамент, органы чувств, мозг»; «Чем меня наделила природа? Знак Зодиака, жизненные числа»; «Мой характер»; «У меня есть достоинства и недостатки»; «Я - глазами окружающих»; «Мои ценности»; «Я - волевой человек»; «Мои чувства»);
интеграцию личности в социум и их эффективное взаимодействие -блок «Я» и люди («Наша группа»; «Моральный выбор»; «Равнодушие или Неравнодушие»; «Я умею общаться»; «Мои роли в общении»; «Я принимаю решения»);

- формирование профессиональной направленности личности будущего рабочего - блок «Я» и профессия («Я ставлю цели и планирую свою жизнь»; «Моя профессия - это мой выбор»; «Как устроиться на работу»; «Нужно ли быть мастером своего дела?»).

Особенности методики программы социальной адаптации «МИР - ВО МНЕ. Я - В МИРЕ» заключаются в создании благоприятного психологического микроклимата и творческой атмосферы, способствующих становлению развивающейся личности, раскрытию нравственного потенциала учащихся. Такая атмосфера позволяет применять активные методы педагогического взаимодействия: тренинговые упражнения, дискуссии, ролевые и деловые игры, моделирование проблемных ситуаций, решение моральных дилемм, разыгрывание ролевых ситуаций, анализ притч, беседы, арт-педагогические упражнения и др. При реализации программы применялся голографический подход (В. Н. Наумчик, М. А. Паздников), в соответствии с которым любая проблема обсуждается с опорой на жизненный опыт самого учащегося, сравнивается с жизненным опытом окружающих и точкой зрения науки. Программа «МИР -ВО МНЕ. Я - В МИРЕ» успешно прошла апробацию в лицее № 5 приборостроения г. Витебска.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы