Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ПЕДВУЗЕ)

Сачук И. А.
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина

В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ПЕДВУЗЕ)

Нам выпало жить в эпоху, когда в мире происходят перемены цивилиза-ционного значения, сочетающие в себе высочайший динамизм и глобальный характер. Мощным ускорителем этих перемен выступают революционные сдвиги в области информации и коммуникативных технологий.

Средняя школа, как и другие социальные институты, вынуждена работать в условиях неопределенности. Растущего человека она должна подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно. Тем самым создаются объективные предпосылки для пересмотра теоретических основ и технологий системы массового образования, сложившихся за три столетия промышленной цивилизации. Преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся, является одним из стратегических направлений в модернизации образования. Школа должна научить мыслить и научить учиться - вот педагогические императивы современной эпохи.

Одновременно с возрастанием роли человека, превращением «человеческого капитала» в главный ресурс общественного развития повышается значение наук о человеке и, прежде всего, педагогики как единственной специальной науки об образовании.

Сегодня установилась мода на так называемые высокие технологии, ориентированные на очень сложные объекты и отличающиеся большой наукоемкостью. Так вот, человек - это самый сложный из всех объектов, а подготовка образованного и нравственного человека - самый наукоемкий из всей процессов [1, 3].

Совершенно очевидно, что наша страна Республика Беларусь уже становится частью глобального мира. XXI век нам бросает жесткий вызов: мы должны интегрироваться в глобальное сообщество с учетом своих национальных интересов. В средства массовой информации, в частности на телевидение поступают коллективные протесты. Минчане, например, пишут: «Телевидение сутра до ночи крутит дешевые боевики, развращает и уничтожает нашу молодежь, рекламируя насилие, ложь, обман, порнографию, воровство, проституцию, наркоманию... Кому это нужно, чтобы мы стали бездуховными людьми с неразвитым интеллектом, рабами всего низкого, чему только можно научить человека? Ведь молодежь приучают к тому, что «красивой» жизни нужно добиваться любой ценой. Не любовь, труд и высокие духовные ценности славят наши постсоветские СМИ, а, наоборот, окунают нас в грязь и кровь. Напротив, все, что было высокого и прекрасного в истории нашего народа, стараются либо замолчать, либо оплевать» [2, 2].

С последним никак нельзя согласиться. Средства массовой информации немало делают чтобы показать высокое и прекрасное в истории нашего народа. Нельзя во всем винить СМИ. Безусловно, у миллионов людей не сформированы культурные запросы. Особенно у детей и подростков. Скажем шире, у учащейся молодежи, в том числе вузовской. Отсюда особые претензии к образовательным учреждениям. И дело далеко не в образовательных программах школ всех уровней. Надо во весь рост и голос поставить вопрос об образовании взрослого населения нашей страны.

>Следует отметить инициативу Министерства образования нашей страны по поиску утраченных личностей. 28 апреля 2006 года состоялось торжественное закрытие республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года-2006». Конкурс проходил под патронажем президента Республики Беларусь, который понимает, что учительство -это воспитание личности [3, 8].

Здесь же, наконец, участники конкурса зачитали проект этического кодекса педагога, который планируется принять на предстоящем съезде учителей. В педагогическом аналоге клятвы Гиппократа выделялись слова: «Учитель считает необходимым для себя осознать достоинства своей личности и уметь видеть достоинства другого, принимать ребенка таким, какой он есть, оценивать поступок, а не личность». По мысли докладчика, нельзя противопоставлять личность и ее поступки; оценивать поступок ребенка как важнейшую составляющую его личности. Что такое личность? Это ряд поступков конкретной личности.

По окончании конкурса совместными усилиями был сформирован идеал современного педагога, на первом месте для которого стоят не профессиональные навыки, а «высокие гражданские качества». Учитель - это человек, который должен быть нацелен на воспитание граждан нашей страны.

В Мозырском государственном педагогическом университете имени И. П. Шамякина, при изучении социально-гуманитарных дисциплин, в частности, правоведческих курсов, мы руководствовались девизом «Поведение - общение - воспитание - борьба против насилия во всех его формах и проявлениях, ограниченности, недовольства, равнодушия, безразличия».
Прежде чем ставить и определять цели и задачи подготовки будущего учителя, мы неоднократно говорили о смысле вообще, о смысле жизни. Мы взяли на вооружение завет выдающегося философа и психолога С. Рубинштейна: «Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил, выкорчевывать из них всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» [4, 74].

В своей работе мы исходим из принципиального отличия педагогического вуза от всех других вузов. Научить и научить воспитывать - вот первейшая задача высшего педагогического учебного заведения. Подготовку будущих учителей мы увязываем с реальностями сегодняшнего дня, принципиально изменяя весь учебный процесс, делая упор на формирование личности педагога-воспитателя.

В условиях, когда лавинообразная нарастающая информация, хронические учебные перегрузки вызывают эмоциональный шок: слишком много, слишком трудно, слишком часто нужно переключаться - очень важно научить будущих учителей, чтобы они сумели в ребятах пробудить любопытство, научить их удивляться, а потом идти дальше доводить цепочку «любопытство - удивление» до конечного результата: «новое знание».

В новый 2007 учительство нашей страны вошло с двумя обновленными документами, которые касаются организации воспитательного процесса в учреждениях образования (Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь). Концепция закрепляет приоритеты воспитания в образовательных учреждениях, а именно профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Основное отличие новой концепции от предыдущей - принцип непрерывного воспитания: от семьи, дошкольного возраста, когда ребенок попадает в детский сад, до возраста ранней зрелости, когда студент оканчивает вуз. Особенный приоритет воспитательной работы - формирование культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание, соблюдение и укрепление семейных ценностей. Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи теперь становится одной из приоритетных задач [5, 3].

Отсюда вытекает высочайший долг каждого преподавателя высшей школы страны - сделать все, чтобы осознанно и целеустремленно средствами своей дисциплины - духовно и профессионально - сформировать личность специалиста ХХ1 века.

В соответствии с современной концепцией развития высшей школы главной задачей вуза является формирование выпускника как профессионала и личности, способной к совершенствованию и развитию. Это актуальная проблема Республики Беларусь: усовершенствовать подготовку педагогических кадров, преодолеть ее отставание от процессов обновления школьного образования, считать ее опережающей по отношению к практической деятельности учебных заведений.

Речь, прежде всего, идет о совершенствовании профессионализма личности педагога. Профессионализм немыслим без гуманизации межличностных отношений, их совершенствования в учебном заведении.

Должна произойти смена целей. Ближайшая цель учения - создание ситуаций успеха, соревновательности, поддержка внутреннего достоинства, доверия. Учение может быть ценным как работа, как образ жизни, как программа, девиз которой - жить одним днём, сегодняшним, сделав его главным в своей жизни. И тут традиционное обучение не может успешно выполнять свои функции. Куда важнее человеческие качества: порядочность, мужество, прямота, дружелюбие. Они и есть профессионально-педагогические качества учителя. А они формируются в процессе воспитания. Английский философ Джон Локк в книге «Мысли о воспитании» сделал крутой поворот от учения в сторону воспитательных проблем. Он пишет: «Читать и писать, обучать наукам - все это я признаю необходимым, но не главным делом. Я думаю, что вы сочтёте совершенным глупцом того, кто добродетельного или мудрого человека не поставит бесконечно выше большого учёного. Я вовсе не отрицаю того, что обучение наукам очень способствует развитию и добродетели, и мудрости в людях с хорошими и духовными задатками, но необходимо также согласиться с тем, что в других людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё более глупыми и дурными людьми».
В воспитании главным является формирование социально ценных привычек поведения, в том числе привычек к труду и физической закалке. Отсюда и основной результат - качества характера: благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми, способность к разумному компромиссу, отменное здоровье, которые так необходимы в условиях демократического общества, построенного на рыночных отношениях.

Подлинные профессионалы учительского труда культивируют теплые эмоционально окрашенные взаимоотношения с учениками, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах, они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Великолепно зная свой предмет, они преподают его с энтузиазмом и выдумкой - всегда собранно, целенаправленно, избегая непродуктивной траты времени на уроке. Профессионально действующие учителя последовательны в своих требованиях, справедливы, относятся кдетям уважительно и ровно.
Суммируя личностные качества, необходимые учителям для эффективной работы, следует выделить в первую очередь следующие:
Стремление к максимальной гибкости.
Способность кэмпатии, т. е. понимание чувств других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды.

Умение придать личностную окраску преподаванию.

Установка на создание позитивных стимулов для самовоспитания учащихся.

5. Владение стилем неформального, тёплого общения сучащимися,
предпочтение устных контактов на уроке письменным.

6. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадос-
тность.

Учитель становится естественным в своих проявлениях, искренним другом, отбросившим ритуальную маску. Он становится личностью для своих учеников, а не олицетворением требований учебной программы и не стерильным сосудом, по которому происходит как бы перелив знаний от одного поколения к другому. Убеждённость каждой личности в собственной ценности для значимого другого даёт ей возможность всё полнее выявлять свою позитивную внутреннюю природу. И важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остаётся стремление или желание быть хорошим учителем. В конечном счёте, профессиональный успех предопределяется самой личностью. А для школьников очень многое значит сам вид учителя и его поведение. Поэтому педагогу нельзя быть педагогом настроения.
К сожалению, в настоящее время уже забыты былые традиции обучения и воспитания. Преподаватели перестали делиться своим жизненным опытом, прививать интерес кучёбе. А любая теория, когда она не соотносится с опытом - это только пустой дом, не наполненный жизнью. Главное для учителя - не только и не столько оценить знания учеников, сколько умение поделиться собственно своими знаниями. Меньше рассуждать, а больше дарить. Именно дарить знание, опыт, свою любовь ученикам. Учитель служит ученику. Он - помощник, консультант, комментатор, направляющий ученика в нужное русло. За ним мотивация: как сделать, чтобы ученик запланировал столько, сколько он действительно может получить и пройти за день.

Возродить такое преподавание, сформировать таких учителей, которые могли бы поделиться своею любовью к человеческой природе и всему живому, своею заинтересованностью в науке, которые бы создали атмосферу дружбы, доверия и обмена опытом - задача первостепенной важности. Вузу нужен учёный-воспитатель, способный не только передать свои знания и умения молодому человеку. Преподаватель-педагог высшей школы должен, прежде всего, освоить и принять общечеловеческие культурные ценности. Он обязан быть демократом по образу мыслей и способу жизни. В педагогическом вузе должны работать люди - и это одна из магистральных задач в данной области -которые, помимо профессионализма, терпения и любви к студентам, имеют на это и моральное право. Ведь студенты наблюдательны и видят, чем живёт каждый преподаватель, насколько он принципиален и бескомпромиссен. И если у преподавателя слово расходится с делом, если он пропагандирует передовые идеи, а в жизни поступает вопреки им, то в таком случае он преподаёт студентам урок лицемерия. Профессор не должен замыкаться в своей специальности. Он должен быть философом по складу мысли, гуманным человеком, завораживающим своей нравственностью.

Вузу нужен новый тип профессионала-интеллигента, способного адаптироваться к лавинообразному потоку изменений, затрагивающих сами основы существования человека в мире, и готового воспринять меняющееся содержание образования.

Преподавателям важно научить учиться - научиться самим и научить студента осмысливать жизнь во всех её проявлениях и противоречиях, уметь различать добро и зло, ценить хорошее и видеть плохое, бороться против последнего. Всегда можно рассчитывать на понимание и отклик, когда преподаватель-педагог излагает свою жизненную позицию, рассказывает, чему он посвятил свое время, свою жизнь. Делясь личным опытом профессионально-педагогической и научной деятельности, он ни в коем случае не отклоняется от темы вузовского курса, а становится щедрым сеятелем знаний, идей и мыслей.

Преподаватель вуза должен овладеть новым педагогическим мышлением, знать лучшие традиции отечественной и зарубежной педагогики, проблемы педагогической теории и практики, современные педагогические технологии. Педагогическое мышление вузовского преподавателя - это особым образом организованная умственная и практическая деятельность, обеспечивающая эффективное использование:

нравственных норм;
культурологической установки;
научных знаний;
педагогических технологий;
личностных качеств в учебно-воспитательной работе.

Цель всей нашей работы в педагогическом вузе - формирование полноценной человеческой личности, способной к состраданию. Надо делать какие-то шаги, пусть малые шаги. И мы это делаем на лекционных и практических занятиях, консультациях, зачетах, экзаменах и внеучебное время, в другом месте, в любом месте - это шаги - шаги со-присутствия, со-действия, сочувствия, со-переживания, со-страдания, со-участия, со-причастия. Совершая такие шаги, впадая в состояние понимания мира, другого человека, самой себя человеческая личность будет расти и крепнуть.

Этому должна способствовать и помогать индивидуально-личностная концепция преподавания, обучения, воспитания, самовоспитания, перевоспитания как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Автор, имеющий почти 40-летний научно-педагогический стаж в высших педагогический учебных заведениях, из них только 33 года в Мозырском государственном педагогическом университете имени И. П. Шамякина, твердо убежден в том, что воспитывают и обучают не столько программа, идея, учебник и методика, сколько личность педагога, личностная биография преподавателя: Учителя с большой буквы [6, 51].

Литература

  1. Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки В. П. Борисенков Педагогика. - №1, 2004. - С. 3-6.
  2. Шелдышева, И. В поисках объединяющей идеи  И. Шелдышева  Рэспублка. - 26 сакавка, 2003. - С. 2.
  3. Спотыкач, К. Минобраз в поисках утраченных ценностей  К. Спотыкач Белгазета. - 1мая, 2006. - С. 8.
  4. Шихирев, П. Н. Жить без алкоголя?  П. Н. Шихирев. - М.: Наука, 1988. - С. 74.
  5. Новые приоритеты новой концепции. Дадатак да «Настаушцкай газеты». -20 студзеня, 2007. - С. 3
    Сачук, И. А. Роль преподавателя в совершенствовании профессионализма личности педагога (из опыта работы/)  И. А. Сачук  Акмеология управления качеством образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Н. В. Кухарева. - Гомель: ГГОИПК, 2005. - Вып. VII. - Ч. 3. - С. 48- 51.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы