Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА В ОБЩЕСТВЕ


Сёмкина И. А.
Белорусский государственный университет культуры/ и искусств (г Минск)

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА В ОБЩЕСТВЕ

Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек живет и действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная и др. ), и как все человеческое сообщество не в чисто естественной, природной данной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой.

Термин культура (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики.
Составными элементами культуры являются различные культурные объекты - результат «опредмечивания» творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ и имеет свои специфические функции [5, с. 568].

Информационная функция культуры заключается в том, что в целом, и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации, которая имеет набор специфических черт и свойств культурного объекта, сохраняемого и передаваемого через культурные формы. Понятие культурной формы в равной мере распространяется как на материальные объекты, так и на различные продукты духовного производства, а также различные модели социальных отношений. Порождение новой культурной формы всегда связано с потребностью в эффективной адаптации к природным или историческим обстоятельствам существования конкретного сообщества. Утерявшие актуальность культурные формы нередко продолжают сохранять ценность в качестве памятника истории и культуры.

Коммуникативная функция культуры, выступает как средство воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. Ее естественным основанием являются прежде всего необходимость управления социальным действием, а также поддержание стабильности в обществе путем организации эффективного диалога между различными социальными слоями. Культурную коммуникацию принято понимать как процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. д. ) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Культурная коммуникация служит одним из базовых механизмов и неотъемлемой составляющей социокультурного процесса, обеспечивая возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопление и трансляцию социального опыта. Общественная стабильность прямо зависит от степени эффективности культурной коммуникации.

Одной из важнейших функций культуры является аксиологическая - выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии, отражая актуальный социальный опыт, ценностное измерение присуще любой сфере культурной практики. В основе формирования набора ценностей, присущих конкретному типу культуры, лежат определенные идеалы.
Идеал представляет собой возникающий в процессе социальной коммуникации совершенный образ предмета, наделенный абсолютной значимостью. Обладая эталонным статусом, идеал задает модель социальной активности, неся информацию, как о желаемом результате, так и о возможных путях его достижения. Ценностное сознание воплощается в нормах - стереотипах мышления и действия, присущих конкретной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарной повседневной практики до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур и общегуманистических, универсальных.

Ценности повседневной жизни, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны относительно друг друга. В то же время каждому типу культуры присуща конкретно-историческая иерархия ценностей. Общеизвестны, к примеру, приоритет эстетического подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного - в средние века. Процесс развития культуры предполагает неизбежную переоценку ценностей, отражающую смену жизненных приоритетов граждан развивающейся социальной системы. Различают ценности наличные, существующие, актуальные, а также ценности мыслимые, идеальные. Понятие ценности близко по своему содержанию к понятию блага. Но если в понятии блага отражается нечто хорошее, полезное, нужное, то в понятии ценности вносится смысл того, что эти качества во благах люди ценят и реализуют их в своей практической жизни.

Категория ценности тесно связана с категорией значимости, но первая включает в себя только положительные объекты. Хотя значимость для человечества имеют такие явления, как болезни, голод, преступления, но ценностями они не являются. Как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценностей», в специальную философскую лексику было введено в 60-е гг. XIX века понятие «ценность». Оно соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Так определил понятие «ценность» немецкий философ и физиолог Р. Г. Лотце, который теоретически обособил ценностную сферу от явлений действительности.

Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, П. Сорокин, К. И. Льюис, Т. Парсонс, В. Келер, Олпорт) [2].

В современной философской литературе ценности рассматриваются как принадлежность духовной культуры (А. Г. Здравомыслов); характеристика взаимосвязи природных и социальных явлений с потребностями субъекта (Ю. Д. Гранин); жизненные ориентиры человека (В. Сагатовский); механизм нравственной регуляции (И. Зеленкова); основания целеполагания (А. Н. Ко-чергин). Ряд учёных (О. М. Бакурадзе, Б. И. Додонов, М. В. Дёмин, О. Г. Дроб-ницкий, М. С. Каган, А. М. Коршунов, Л. Н. Столович и др. ) рассматривают категорию ценности только по отношению к миру человека и общества, утверждая, что вне человека и без человека ценности не существуют. Другие философы считают, что субъектом ценности может быть любое явление. Так, по мнению Василенко В. А., субъектом ценностного отношения выступает та сторона, относительно бытия, которой определяется ценность другой [1, с. 7].

В философии понятие «ценность» трактуется неоднозначно: с одной стороны, как специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества( благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы и), с другой [3] - как сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и ктем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое.

В культурологии понятие ценности, рассматривают в рамках определённого культурно-исторического контекста, которое формирует ядро той или иной культуры. Это представления, которые для человека, класса, группы, общества в целом служат эталоном и выражаются в убеждениях, предпочтениях и поведении [6].

В практической психологии понятие «ценность» используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Можно говорить о трёх формах существования категории «ценности»: 1) выступает как общественный идеал: такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость) и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия); 2) предстаёт в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков -конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др. ); 3)ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации её поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, для которых характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [4, с. 919].

Осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определёнными ценностями определяются как ценностная установка. Ценностная установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определённой деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие.

Система установок определяется как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций - как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности [4, с. 462].

Поскольку человек постоянно существует в культурной среде и является ее продуктом, то он обречен на постоянное получение потока «сообщений», восприятие мира через «фильтры культуры», так реализуется социализаторс-кая функция культуры. По мере приобщения его к установленной конкретной культуре, происходит включение его в наличный набор социальных отношений или социализация. Как первичная (на уровне повседневно-бытовых отношений в кругу близких), так и вторичная (посредством профессиональной ориентации и образования) социализация обеспечивает подключение индивида к многообразному набору культурных образцов. При этом обеспечивается «вписывание» человека в формат конкретной социальной роли, что связано с усвоением специфических форм социального поведения, соответствующих ценностных ориентации и обусловленного типа мировосприятия.

В процессе диалога культур различного типа, происходит избыток или недостаток информации. Множество форм и ценностей служат основанием для построения новых культурных образцов, которые приобретают динамическое развитие в ситуации культурного кризиса. Культурный кризис связан сраспа-дом традиционной социальной иерархии и девальвацией соответствующей ей системы ценностей и моделей деятельности. Он может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего происхождения. К числу внешних причин могут быть отнесены: 1. Природные: значительное по характеру и скоротечное по срокам наступления изменение природно-климатических условий в зоне обитания сообщества, не располагающего эффективными средствами для адаптации к таким изменениям. 2. Социальные: агрессия или покорение одного сообщества другим, при котором завоеватель стремится не только к установлению своего политического господства, но и к ломке культурных традиций, институтов социальной организации и регуляции, религиозных и ценностных ориентации покоренного народа.


Внутренние причины культурного кризиса могут быть связаны: - с политическим кризисом в обществе и снижением эффективности работы институтов социальной регуляции, что ведет к росту различных девиантных форм социальной активности, включая криминальные и революционные; - с социально-экономическим кризисом, меняющим характер интересов и потребностей людей, что приводит к массовому разочарованию в способностях власти найти эффективную линию поведения; - с кризисом господствующей идеологии, не успевающей реагировать на изменения жизни общества, теряющей свои консолидирующие и мобилизующие возможности; - с торможением процессов культурной модернизации, когда общество «застревает» в положении, при котором прежние нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали или целенаправленно демонтированы, а новые еще не сложились или не начали полноценно функционировать.

Конкретные проявления культурного кризиса независимо от его причин сходны: снижение уровня социальной целостности и управляемости общества, изменение ценностных ориентации, рост влияния субкультурных мировоззренческих установок и альтернативных сценариев социального действия, падение интереса к стандартным формам «социально значимой» деятельности. Начинает разрушаться система социальных отношений и функциональных связей между людьми. Последствия культурного кризиса могут быть различны и зависят от совокупности факторов, определяющих способность общества к восстановлению разрушенной системы культуры. Речь идет не только об оформлении новых ценностных ориентации и воплощающих их культурных образцов, но и о воссоздании на новом уровне естественных («нормальных») для данной культуры механизмов культуротворчества, свободных от любых форм культурной цензуры и информационной агрессии.

Культурный кризис может проявляться в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения, которое может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями националистического, конфессионального или политического плана, или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции индивида [5, с. 587].

Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения (Т. Г. Семенюк, Е. В. Рома-нин, Б. Мюррей), а другие используют аттитюды (эталоны, образцы) поведения (А. Бандура, З. С. Беркович, Н. Д. Левитов, К. Лоренс). Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя». Девиантное поведение всегда конфликтно и отражает противоречия, существующие в обществе, социальных группах, между личностями и, наконец, внутри самого человека.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних переживаний. Поэтому нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности и поведения, их надо рассматривать в единстве. Необходимо отметить, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обуславливающие генезис девиант-ного поведения. А именно: индивидуальный фактор, затрудняющий социальную и психологическую адаптацию; педагогический, проявляющийся в дефектах семейного и школьного воспитания; психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе; социальный, определяющийся социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования общества.

Девиантное поведение, связанно с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрелых групп. Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления, поведения и различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т. д. ). Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.

К формам проявления девиантного поведения относятся: наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, проституция, суицидальное поведение, пищевые и сексуальные нарушения, правонарушение и, в последнее время, отказ от материнства. Наиболее податливый и восприимчивый возраст к принятию девиантного поведения - это подростковый.
В различных научных источниках по-разному подходят к вопросу, какой именно период жизни охватывает подростковый возраст. Известно лишь, что в данный момент наблюдается понижение «планки» данного возрастного периода, который на сегодняшний момент охватывает отрезок времени от 11до 17 лет. Для этого периода характерно: анатомо-физиологическая перестройка организма, связанная с половым созреванием и вызывающая специфические потребности; развивается мышление в понятиях, позволяющее отныне успешно изучать и усваивать основы наук; центральным моментом жизни становится общение со сверстниками; потребность уважения прав со стороны окружающих взрослых; становление личности; формирование мировоззрения; перестраивается мир духовных ценностей; высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; кратковременная реакция с критическим выходом; недифференцированная направленность реагирования.

Как утверждает О. В. Хухлаева [7], для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей той общности, которую он признают своей. Однако этот процесс сопровождается значительными трудностями.

Поэтому, на наш взгляд, организация досуга должна быть обращена к -конкретному человеку, предоставлять простор его инициативе, учитывать возрастные особенности. А также интересы и склонности, широта и разносторонность которых влияет на готовность ребенка к восприятию социальных ценностей и положительных воздействии на него окружающей среды.
Необходимо помнить, что в подростковом возрасте развиваются предметные интересы, порождая различные увлечения в области науки, техники, искусства или в области прикладных занятий - моделирования, фотографии, электротехники, рисования. Отсутствие в обществе педагогической системы, которая оказывает влияние на подростковый досуг и обеспечивает его материальную базу, ориентирует подростка только на развлечения. Немаловажную роль в этом играет подражательность взрослым. Перенимая такие внешние признаки взрослости как курение, косметику, ухаживание, употребление спиртного, подростки перенимают и взрослые способы отдыха и развлечений.

Подросток не может быть бездеятельным. А. Ф. Воловик утверждает, что не находя полноценного приложения своей энергии, подросток реализует ее деструктивно. Соревновательность перерастает в драку, ловкость - в лихачество, игра развивающейся мускулатуры - в разрушение, смелость - в хулиганство.
В то же время подростки стремятся многому научиться, с удовольствием включаются в серьезную работу взрослых. Они начинают задумываться о своей будущей деятельности, о выборе профессии. Они хотят иметь собственные деньги и самостоятельно распоряжаться ими, что побуждает одних искать способ зарабатывать, других - добыть любым путем - обменять или украсть.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что при формировании культуры использования свободного времени и культуры личности в целом, недостаточно базироваться только на интересах и влечениях подростков. Свободное время - важный признак социального становления личности, отражающий уровень и состояние взаимодействия школьника с семьей, школой, микросоциумом.

Таким образом, на наш взгляд, необходимо формировать всю систему духовных потребностей и нравственных ценностных ориентаций личности, учитывая их связь с духовными потребностями и нравственными ценностными ориентациями социальной группы, в которую входит личность.

Литература

  1. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности А. Г. Здравомыс-лов - М.: Политиздат., 1986. - 223с.
  2. Непомнящая, Н. И. Ценность как личностное основание. Типы. Диагностика. Формирование.: Учеб. пособие для Вузов Н. И. Непомнящая - М., Воронеж., 2000.
  3. Современный философский словарь/Под. ред. В. Е. Кемерова. - Лондон; Минск, 1998.
    Словарь психолога- практика Сост. С. Ю. Головин 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2001. - 976с.
  4. Философия: учеб. пособие для студентов выюш. учеб. заведений В. С. Стё-пин [идр. ]; под общ. ред. Я. С. Яскевича. - Мн.: РИВШ, 2006. -624с.
  5. Хоруженко, К. М. Культурология. Энциклопедический словарь  К. М. Хо-руженко - Ростов - на-Дону. - Изд - во «Феникс», 1997. - 640с.
  6. Хухлаева, О. В. Психология подростка /О. В. Хухлаева -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотреть кино фильмы онлайн в 1080 smotri-online.me.