Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Минова М. Е.
Филиал Российского государственного социального университета (г. Минск)

 

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Проблема нравственных ценностей детско-юношеских объединений представляет значительный интерес не только для исследователей детского движения, но и для широкого круга взрослых - педагогов, лидеров, социальных партнеров, родителей и детей, подростков - участников различных формирований. Проблема нравственных ценностей объединений детей, подростков, молодежи рассматривается в широком контексте работ отечественных и зарубежных исследователей Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, И. П. Иванова, В. Т. Кабуша, А. В. Малиновского, К. Д. Радиной и др. Однако специального научного исследования этой проблеме посвящено не было.

Детско-юношеское объединение является социальной общностью, для которой характерна особая подростковая субкультура - смысловое пространство ценностей, установок, способов и форм деятельности, общения и отношений, осуществляемых ее участниками. Чувство принадлежности к подростковой общности имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нравственные ценности и нормы.
Нравственные ценности детско-юношеского общественного объединения - идеалы, принципы, нормы и правила, определяющие поведение и личностные качества, необходимые члену объединения для взаимодействия в социальной общности сверстников и взрослых. Нравственные ценности составляют основу субкультуры детско-юношеского общественного объединения, формируются в течение всего времени его существования и развития и определяют нравственную культуру личности его членов.

В 2004-2006г г. нами было проведено исследование нравственных ценностей, ценностных ориентаций подростков, юношей и девушек (11 -17 лет) - членов детско-юношеских объединений, функционирующих на базе школ г. Минска. В нем приняли участие 445 участников детско-юношеских объединений.

В результате исследования было установлено, что члены детско-юношеских объединений идеалами своих коллективов считают: Правду-86, 6%; Добро- 83,1%; Счастье-60%; Красоту-38,8%. Фундаментальными принципами детско-юношеских объединений подростки признают: Нравственность- 67,1%; Духовность - 56,5%; Гуманизм- 55,3%; Ненасилие - 50,6%. Участники основывают законы деятельности объединений на ценностях: Дружбе- 92,9%; Заботе - 65,4%; Долге - 57,6%; Чести - 55,1%. Свои права в детско-юношеском объединении ребята связывают с ценностями: Справедливостью - 79,3%; Равенством- 71,8%; Свободой - 54,8%; Братством - 49,4%. Среди поступков и обязанностей члены объединений ценят: Дело- 82,4%; Слово - 49,9%; Чувства - 48,9%, Пример - 44,2%. Основными нормами деятельности для участников детско-юношеских объединений являются: Добровольность - 72,2%; Творчество- 67,8%; Сочувствие- 45,4%; Поиск-32,9%.

Юноши и девушки считают положительными качествами (качествами идеала): дружелюбие - 97%, мужество - 97%, аккуратность - 96,1%, щедрость - 95,2%, отзывчивость-93,9%, заботливость-93,9%, терпеливость-92,4%, искренность-90,9%, трудолюбие - 87%, честность - 89,4%, порядочность - 78%, настойчивость- 75,8%, бескорыстие -66,7%, принципиальность-64,2%.

Реализация нравственных ценностей включает в себя процесс адаптации -присвоения индивидом социальных норм и ценностей, становление социально типического; индивидуализации - открытия и утверждения «Я», становления индивидуальной системы ценностей; интеграции - утверждение личностно-групповой системы ценностей. В реальной практике детско-юношеских объединений процессы адаптации, индивидуализации и интеграции нравственных ценностей осложняются противоречиями между ценностями, которые провозглашаются в качестве целей деятельности, и ценностями подростков - участников. Многие ребята оценивают нравственные ценности как абстрактные идеалы, которые далеки от реальной жизни. Признавая нравственные качества формально, они не считают должным действовать в соответствии с ними. Большинство членов детско-юношеских объединений считает своими идеалами Правду и Добро, но затрудняются объяснить значение этих понятий. Они не связывают эти идеалы с качествами и поступками человека.

Беседы, интервью с подростками и анализ анкет показали, что почти каждый второй участник детско-юношеского объединения (206 из 445) понимает добро как личное благополучие. Каждый третий подросток (153 из 445) затрудняется с определением понятия «добродетель», не может назвать нравственные качества личности или называет такие качества (богатство, удачливость, предприимчивость, расчетливость, осторожность, уступчивость), которые служат для достижения успеха и благополучия. Каждый третий член объединения (148 из 445) имеет противоречивое отношение к совести, т. е. считает, что в различных ситуациях можно вести себя по-разному, действует в соответствии с мнениями, что «совесть можно успокоить» или «совесть мешает жить в свое удовольствие».

Многие подростки не всегда осознают важность таких гуманистических ценностей как красота - 61,2 %, братство - 50,6%, свобода - 45,2%, счастье -40%, творчество - 32,2%, равенство - 28,2%, справедливость - 20,7%. Часть ребят относят: сочувствие - 54,6%, ненасилие - 49,4%, честь -44,9%, содействие -43,1%, долг-42,4%, забота- 34,6%, уважение -34,1%, милосердие -33,4%, взаимопомощь - 19,5% к мало значимым ценностям, что отражается на их взаимоотношениях с окружающими людьми и стремлениях.

Настораживает тот факт, что только 42,8% участников детско-юношеских объединений считает, что забота о Родине является целью их коллектива. В результате бесед с ребятами было установлено, что многие участники объединений считают положение и политику Республики Беларусь стабильной -нет войн, терроризма, национальных конфликтов, следовательно, забота о Родине проявляется в заботе об общественном порядке, о семейных и личных проблемах. 57, 2% юношей и девушек не знают, каким образом они могут заботиться об Отечестве, не задумываются о том, что они лично могут сделать.

Серьезной также является проблема ориентации подростков на эгоистические и прагматические ценности. 19,7% респондентов считает равнодушие положительным качеством личности, а самоотверженность - 72,7%, бескорыстие - 33,3% и энтузиазм - 15,2% - отрицательными качествами. Для 15, 3% участников детско-юношеских объединений характерна ориентация на эгоизм. По мнению Д. И. Фельдштейна, для части подростков характерно совмещение высоких нравственных качеств с чрезмерным развитием потребностей в материальных ценностях, что приводит к противоречию между «престижностью вещей и престижностью отношений» [3, с. 192]. Такие ребята предпочитают не вмешиваться в дела окружающих, не считают должным помогать другим в беде. Они равнодушны к серьезным социальным проблемам: насилию, обману, воровству и т. п., если эти проблемы не затрагивают их лично.

Часть респондентов считает положительными качествами: расчетливость- 62,1%; беспечность- 19,7%; легковерие- 15,2%; язвительность- 14,3%; мнительность - 12,1%; презрительность - 8,2%; холодность - 8,2%,; навязчивость - 6,1%; агрессивность -4,8%; жестокость- 4,5%; небрежность - 3,9%; лицемерие - 3,6%; трусость - 3%; черствость - 3%.
Ориентации подростков на эгоистические и прагматические ценности возникают по многим причинам. Равнодушное отношение к нравственным и социальным проблемам объясняется не только личностными качествами и эгоистическими мотивами подростков, но и ростом агрессивности и потребительства в подростковой и молодежной среде. Все большее влияние на подростков оказывают прагматические ценности западной культуры.

Важными причинами являются отсутствие жизненного опыта, а именно опыта совершения нравственных поступков, а также недостаточные знания о нравственности и ее структуре. Многие респонденты (62%) не могли дать правильных определений понятий «нравственность», «нравственный идеал», «нравственный выбор», «долг», «совесть», «нравственная культура» «нравственное сознание», «нравственный поступок», «нравственный пример».

Выясняя причины противоречия между нравственными ценностями, провозглашаемыми в качестве целей объединений, и прагматическими ценностными ориентациями их членов, мы задавали вопросы о деятельности и взаимоотношениях участников различных школьных объединений. Многие подростки отмечали, что в этих объединениях существуют проблемы/, связанные с недостаточной заинтересованностью членов и лидеров в целях, процессе и результатах работы! (48, 2%), отсутствием системы! и формальным характером деятельности (38, 4%), недостаточной заботой об участниках (43, 5%), автори-тарны/м подходом лидеров и руководителей (39, 5%), отсутствием творчества и инициативы/ребят (37, 2%).

В соответствии с целями исследования изучались ценности и ценностные установки, которые декларируются в уставах детско-юношеских объединений Белорусской республиканской пионерской организации (БРПО) и Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ). Нравственные понятия в уставах практически не отражены. Такие нравственные понятия как «добро», «благо» в Уставе БРСМ не упоминаются, а в Уставе БРПО упоминаются по 2 раза. Ни разу не употребляются понятия «правда», «красота», «счастье», «честь», «братство», «сочувствие», «милосердие», «ненасилие», «гуманизм», «пример», «чувства», «самодеятельность». К практически неупотребимым относятся: «интерес» - 5 раз в Уставе БРСМ, 6 раз в Уставе БРПО; «добровольность» и «добровольный» - 1 раз в Уставе БРСМ, 6 раз в Уставе БРПО; «уважение» - по 3 раза; «инициатива» - по 3 раза; «патриотизм» - 3 раза в уставе БРСМ, 1 раз в Уставе БРПО; «равенство» - 3 раза в Уставе БРСМ; «забота» и «справедливость» - по 2 раза в Уставе БРПО; «дружба» и «дружеский» - по 2 раза; «ответственность» - по 2 раза; «образование», «культура» - по 1 разу в Уставе БРСМ, 2 раза в Уставе БРПО; «достоинство» - 1 раз в Уставе БРСМ, 2 раза в Уставе БРПО; «товарищ» - 2 раза в Уставе БРПО; «свобода» - по 1 разу; «долг» - по 1 разу; «творчество» - по 1 разу, «труд» - по 1 разу; «воспитание» - по 1 разу; «коллектив» - 1раз в Уставе БРПО.

На основании результатов контент-анализа уставов, можно сделать вывод о недостаточном использовании в нормативных документах детско-юношеских объединений нравственных понятий. Нравственные ценности провозглашаются в качестве целей деятельности объединений, но не находят отражение в уставах. В уставах практически не объясняется, на какие нравственные ценности должен ориентироваться член объединения. Содержание уставов детско-юношеских объединений практически не воспринимается членами объединений в связи со сложностью и формальным характером изложения его положений. В связи с тем, что устав является юридическим документом и должен соответствовать нормам законодательства, необходимо создать дополнительные документы, раскрывающие содержание уставов на понятном для детей и подростков языке. Этими документами могут быть концепции жизнедеятельности объединений, кодексы законов и правил поведения, декларации прав и обязанностей и т. д. Для разъяснения уставов необходима информационно-разъяснительная работа, провозглашение их основных положений в процессе осуществления различных форм работы детско-юношеских объединений, особенно во время проведения традиционных мероприятий, ритуалов.

Для решения проблем и противоречий, понижающих эффективность деятельности детско-юношеских объединений и их воспитательных воздействий на личность участников, необходимо ориентировать процесс формирования и функционирования объединения на нравственные ценности. Нравственные ценности детей и подростков должны/ быть положены/ в основу функционирования детско-юношеских объединений.

Одним из основных путей для этого является построение коллектива друзей и единомышленников. Коллектив представляет собой общность, объединенную едиными ценностными ориентациями. В детско-юношеском объединении, которое представляет собой коллектив, существует благоприятный морально-психологический климат, а миссия или общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной деятельности, отношений, ответственной зависимости между его членами. Детско-юношеское объединение преобразуется в совокупный субъект, отличающийся способностью быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать общий результат этой деятельности. В процессе взаимодействия личностей в коллективе создается коллективная система нравственных ценностей, которая влияет на успешность формирования нравственных ценностных ориентаций личности.
Процесс функционирования детско-юношеского объединения будет ориентирован на нравственные ценности, если в нем создана воспитательная среда как «совокупность социально ценностных, влияющих на личностное развитие и содействующих вхождению детей и подростков в современную культуру обстоятельств» (Н. Е. Щуркова). При создании воспитательной среды одним из важнейших факторов является педагогическая поддержка функционирования детско-юношеского объединения. Педагог, который руководит деятельностью объединения, может проводить ценностный тренинг, беседы, лекции с целью разъяснения ценностей, организовать деятельность по интериориза-ции ценностей, обучение ценностному процессу (оценка, выбор, действие), ценностную рефлексию [1].

Одним из способов ориентирования детско-юношеского объединения на нравственные ценности является совместная разработка подростками и взрослыми, а затем использование в жизнедеятельности детско-юношеского объединения морального кодекса, включающего законы, нормы и правила поведения. В результате разработки и реализации морального кодекса в объединении создается позитивный морально-психологический климат, являющийся механизмом формирующего влияния группы на личность, характеризующийся: доброжелательностью (уважительным отношением к каждому сверстнику и взрослому); защищенностью (безусловным отсутствием агрессии в адрес любого человека и готовностью оказать помощь); работоспособностью (созидательной активностью группы, положительной мотивацией и мобильностью группы); инициативностью (индивидуальной активностью каждого члена группы и свободным проявлением собственного «Я»); оптимизмом (устремлением к радостным перспективам).

Литература

  1. <Минова, М. Е. Ценностный подход и педагогическая поддержка - основа функционирования детских общественных объединений  М. Е. Минова  Праблемы! выххавання №4. - 2005. - С. 48-54
  2. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды Д. И. Фельдштейн. - М.: Изд. Московского пси-холого-социальн. института; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2002. - 432 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы