Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДИНАМИКА Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Мех Т. И.
Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова (г. Минск)

 

ДИНАМИКА Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Постановка проблемы. Одной из важнейших задач психологии сегодня выступает задача построения модели жизненного пути личности, и решение ее зависит от того, насколько полно изучен каждый период развития. Данных, касающихся особенностей развития личности в периоды взрослости, существует еще очень немного. Ученые говорят также о существовании нормативных кризисов развития в становлении зрелой личности, однако в психологии недостаточно исследований, посвященных возрастным кризисам взрослости. Критический возраст всегда связан с переоценкой ценностей, жизненных целей, а, следовательно, и взглядов на самого себя [1]. Особый интерес представляет то, каким внутренним перестройкам в критические периоды подвержены интегральные личностные образования, такие как Я-концепция личности.

Определяя границы периода средней взрослости, мы полагаем, что он начинается с кризиса 28-32 лет, затем следует стабильный период 33-37 лет, и завершается этот возрастной этап также кризисом 38-42 лет. На наш взгляд, динамика Я-концепции личности в период средней взрослости определяется изменением параметров внутренней согласованности-рассогласованности в ее структуре и содержательных характеристиках при переходах от стабильного к критическим периодам. Мы выделяем субъективно-временную рассогласованность Я-концепции (рассогласованность между элементами «Я», «Я 5 лет назад», «Я возможное»), субъективно-смысловую рассогласованность (между элементами «Я», «Я возможное», «Я-идеал»), субъективно-содержательную рассогласованность (рассогласованность содержания Я-концепции, представленного через систему личностных конструктов).

Метод и методики исследования. Наше исследование основано на изучении Я-концепции личности через пространство личностных конструктов. Метод личностных конструктов Дж. Келли является идеографической техникой, ориентированной на описание личности как особой уникальной сущности и позволяет выявлять и описывать качественные особенности индивидуального сознания, реконструировать систему смысловых параметров, лежащих в основе восприятия человеком других людей и самого себя [2]. Для выявления системы личностных конструктов, определения факторной структуры Я-концепции и выделения субъективно-временной и субъективно-смысловой рассогласованности мы использовали метод триад и оценочную репертуарную решетку с выявленными и заданными конструктами, а для анализа отношений между конструктами и определения субъективно-содержательной рассогласованности - импликативную и резистивную репертуарные решетки, позволяющие определить конфликтность системы личностных конструктов [3]. Объем выборки исследования - 141 человек, из которых 51 человек в возрасте 28-32 лет (критический период развития), 45 человек 33-37 лет (стабильный период), 45 человек 38-42 лет (критический период развития).
Обсуждение результатов. На основании проведенного исследования и анализа полученных результатов мы сделали следующие выводы:

1. Когнитивная составляющая Я-концепции в трех исследуемых возрастных группах (28-32 лет, 33-37 лет и 38-42 лет), выраженная через систему заданных личностных конструктов, представлена как общими, так и отличающими каждую группу составляющими. Общие составляющие соответствуют двум базисным факторам универсального семантического пространства Ч. Ос-гуда - оценочному (фактор «Оценка») и эмоционально-волевому (фактор «Сила»). Однако в каждой возрастной группе были выделены и свойственные именно данной группе факторы, характеризующие, на наш взгляд, особенности Я-концепции именно на данном этапе средней взрослости. Так, в факторной структуре когнитивной составляющей Я-концепции группы испытуемых 28-32 лет было выделено три компонента: универсальный фактор «Сила», а также специфические для данной группы факторы, а именно фактор «Оценка и Напряженность», характеризующий морально-нравственную и интеллектуально-духовную сферу личности и нервно-психическое здоровье, и фактор «Самоподача», выступающий показателем самоотношения личности. В группе 33-37 лет дополнительно к базисным факторам «Сила» и «Оценка» был выделен также фактор «Новаторство», выступающий показателем социального поведения личности. В группе 38-42 лет, кроме базисного фактора «Сила» были выделены специфические для данной группы факторы, такие как фактор «Оценка и Самоподача», характеризующий морально-нравственную, интеллектуально-духовную сферу и самоотношение личности, фактор «Новаторство», характеризующий социальное поведение, и фактор «Напряженность», являющийся показателем нервно-психического здоровья личности. В рамках индивидуальной картины личности взрослого эти категории-факторы выступают как внутренние эталоны, сквозь призму которых человек оценивает других людей и самого себя.

2. Субъективно-временная и субъективно-смысловая рассогласованность
Я-концепции в критические периоды средней взрослости наиболее ярко про-
является по специфическим для возрастной группы факторам, тогда как в ста-
бильный период развития по специфическому для группы фактору данные
элементы согласованы. Так, субъективно-временная рассогласованность и
субъективно-смысловая рассогласованность Я-концепции была выявлена в
группе 28-32 лет (критический период) по всем трем выделенным факторам.
По фактору «Оценка и Напряженность» испытуемые оценивают себя в настоя-
щем и себя в прошлом как «напряженных», «вспыльчивых», «грубых», «глупых»,
«консервативных», «лживых», «обыкновенных», в то время как в возможном бу-
дущем они представляются себе как «безмятежные», «спокойные», «добрые»,
«тактичные», «радикальные», «правдивые», «одаренные», так же они оценива-
ют и свой Я-идеал. Фактор «Сила» у данной группы рисует нам образ элемен-
тов «Я» и «Я 5 лет назад» как «слабых», «подчиняющихся», «пассивных», «раз-
бросанных», «мечтательных», в то время как «Я-идеал» и «Я возможное» высту-
пают с характеристиками «подчиняющий», «активный», «сильный»,
«организованный», «реалист». Наиболее ярко субъективно-временная и субъек-
тивно-смысловая рассогласованность проявилась по специфическому для
данной возрастной группы фактору «Самоподача», где элемент «Я» (который
оценивается как «непритязательный» и «скромный») оказался отделенным как
от элемента «Я 5 лет назад», так и от элементов «Я возможное» и «Я-идеал»
(оцениваются как «избалованные», «самолюбивые».

В группе 33-37 лет также выявлено наличие субъективно-временной и субъективно-смысловой рассогласованности Я-концепции, но уже лишь по двум выделенным факторам. Так, по фактору «Сила» испытуемые оценивают себя в настоящем и в прошлом как «мечтательных», «слабых», «разбросанных», «подчиняющихся», «пассивных», «глупых», «обыкновенных», в то время как в ближайшем будущем они видят себя обладателями противоположных качеств личности, что также соответствует и их идеальным представлениям о собственном «Я». Однако в данной группе не было выявлено рассогласованности по специфическому для группы фактору «Новаторство», испытуемые оценили себя в прошлом, настоящем и будущем как «радикальных» и «безмятежных», что также соответствует и их оценке «Я-идеала».

В группе 38-42 лет субъективно-временная рассогласованность Я-концепции проявилась только по специфическому для группы фактору «Напряженность». Испытуемые оценили себя в настоящем и в прошлом как «напряженных», а себя в будущем - как «безмятежных». По этому фактору проявилась также субъективно-смысловая рассогласованность, поскольку испытуемые оценивают себя и свой «Я-идеал» по противоположным полюсам личностных конструктов. Данный вид рассогласованности выявлен также по факторам «Сила» и «Новаторство», при этом он проявляется особенно ярко, поскольку элемент «Я возможное» оказывается отделен в семантическом пространстве от элемента «Я-идеал»и оценивается вместе с элементами «Я», «Я 5 лет назад» по таким полюсам личностных конструктов, как «слабый», «разбросанный», «обыкновенный», «подчиняющийся», «пассивный» (по фактору «Сила»), «радикальный», «мечтатель» (по фактору «Новаторство»), в то время как элемент «Я-идеал» получает противоположные характеристики.

Проекция элементов в семантическое пространство выделенных факторов, а также факторный анализ ролевых позиций позволили нам определить, что в критические периоды средней взрослости для испытуемых характерно преобладание противоречивых и негативных самооценок, в то время как для стабильного периода характерен более позитивный фон самоотношения.

Наше исследование позволило установить, что субъективно-содержательная рассогласованность Я-концепции в возрасте 28-32 лет наиболее выражена относительно характеристик морально-нравственного облика и интеллектуально-духовной сферы личности, в группе 33-37 лет субъективно-содержательная рассогласованность выражена относительно морально-нравственных качеств и нервно-психического здоровья личности, а в группе 38-42 лет -относительно характеристик нервно-психического здоровья и эмоционально-волевой регуляции поведения.

5. Для испытуемых с высоким уровнем конфликтности системы личностных конструктов характерно наличие более выраженной субъективно-смысловой рассогласованности Я-концепции (по трем из четырех выделенных в структуре когнитивной составляющей Я-концепции факторов) по сравнению с испытуемыми, имеющими низкий уровень конфликтности системы личностных конструктов, у которых субъективно-смысловая рассогласованность Я-концепции проявилась по одному их четырех выделенных факторов. Кроме того, общий фон самоотношения испытуемых с низким уровнем конфликтности системы ЛК является более позитивным по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем конфликтности системы ЛК.

7. Существуют генденрные различия в особенностях Я-концепции мужчин и женщин при переживании ими возрастных кризисов средней взрослости. Когнитивная составляющая Я-концепции мужчин в критические периоды средней взрослости представлена четырьмя составляющими: «Оценка и Напряженность», «Сила», «Самоподача», «Новаторство». Когнитивная составляющая Я-концепции женщин представлена факторами «Оценка», «Новаторство», «Сила», «Напряженность и Самоподача». При этом у мужчин в большей мере выражена субъективно-временная рассоглсованность Я-концепции (по всем четырем выделенным факторам) по сравнению с женщинами (субъективно-временная рассогласованность выявлена по двум их четырех выделенных факторов). Субъективно-смысловая рассогласованность в обеих группах выявлена по двум из четырех выделенных факторов. Субъективно-содержательная рассогласованность Я-концепции мужчин в большей мере проявляется относительно характеристик интеллектулаьной и духовной сферы, у женщин - относительно качеств, характеризующих морально-нравственный облик личности.

Литература

  1. Абрамова, Г. А. Возрастная психология  Г. А. Абрамова. - М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
  2. Келли, А. Дж. Теория личности: Психология личностных конструктов  А. Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.
  3. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: Руков-во по репертуарным личностным методикам  Ф. Франселла, Д. Баннистер; пер. с -англ.; общ. ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987. -
    236 с.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Заготовки из дерева для декупажа купить дешевые деревянные заготовки для декупажа.