Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Медвецкая Н. М.
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным для данного момента развития и становления индивидуума, его самообразования [1, с. 57].
При рождении ребенка обстоятельства образуют человека еще в детстве, но по мере взросления он в большей мере сам творит обстоятельства и образует себя как личность.
В юношеском возрасте представители обоих полов достигают физической и половой зрелости, их уровень самосознания себя как личности и представителя противоположного пола становится достаточно высок. Поэтому именно в этом возрасте человек впервые задумывается об истинной сложности взаимоотношений между мужчиной и женщиной во всех психофизиологических и духовно-нравственных аспектах их проявлений [2, с. 4].

Гендерная культура - это культура взаимоотношений между полами. Она является базовым компонентом культуры личности. Критериями ее сформи-рованности являются:
установление принятых в обществе взаимоотношений между юношами и девушками, мужчинами и женщинами;
наличие знаний о физиологических, психологических и эстетических особенностях представителей обоих полов;
проявление заботы юношей и девушек друг о друге;
наличие искренности, доверия, взаимопонимания, верности, честности во взаимоотношениях с представителями противоположного пола.
Психологические особенности поведения мужчин и женщин Гендерная культура предполагает наличие знаний о психологических особенностях мужчины и женщины - знаний психологии пола.

Известный американский психолог Д. Майерс [3, с. 67] приводит следующие различия, которые существуют между мужчиной и женщиной:
пубертатный период наступает у мужчины на 2 года позже, чем у женщины;
по росту средний мужчина выше средней женщины на 15%, умирают мужчины на 5 лет раньше, чем женщины;

женщины в два раза чаще страдают от тревожности и депрессии; -женщины в три раза реже совершают самоубийства, чем мужчины;
вероятность того, что женщина станет алкоголиком, меньше в пять раз;

женщины менее склонны к асоциальным действиям во взрослом возрасте, т. е. менее агрессивны;
женщины менее склонны к расстройствам речи и синдрому гиперактивности в детстве, чем мужчины;
женщины более склонны к опеке и более чувствительны;
- мужчины во главу угла ставят информационный обмен и сотрудничество, женщины - отношения между людьми.

Известно, что мужчины выступают инициаторами большинства деловых свиданий. В ситуации, где нет распределения ролей, они чаще берут на себя роль лидера. Мужчины более склоны к авторитарности, а женщины - к демократии. Мужчинам лучше удается директивный и проблемно-ориентированный стиль социального лидера, а женщинам - стиль лидера, создающего и поддерживающего дух команды. Люди охотнее воспринимают «сильное и напористое» мужское руководство, чем «навязчивое и агрессивное» женское.
Различны также проявления агрессии, т. е. поведения, целью которого является причинение вреда, и отношение к ней у мужчин и женщин. Мужчины склонны проявлять агрессию явно, у женщин чаще встречается скрытая враждебность. Мужчины более терпимы к проявлениям агрессии [5, с. 55].

Однако диапазон индивидуальных различий между людьми по таким параметрам, как чувства независимости и доминирования, так и по большинству других социальных проявлений, значительно превосходит диапазон тендерных различий [4, с. 45].
Исходя из выше сказанного, задачами данного исследования являлись -изучение психологических, личностных и поведенческих особенностей представителей обоих полов.
С этой целью были проведены исследования студентов 2 курса факультета физической культуры и спорта педагогического университета.

Для ответов на вопросы был предложен тест «Знаетели вы/ психологию мужчины/ и женщины/?», включавший 40 вопросов. Например,
Женщина худший руководитель, чем мужчина.
Мужчина меньше, чем женщина, склонен к заболеванию бронхитом.
Женщина больше, чем мужчина, стремится разнообразить жизнь.
Мозг мужчины по объему и весу больше, чем мозг женщины.
Женщины более склонны принимать все на себя.
За каждый совпадающий с «ключом» ответ необходимо было поставить себе один бал.
Исходя из суммы баллов все испытуемые были разделены на четыре группы:
до 12 баллов. Для вас мужчина или женщина является загадкой, изучайте
правильные ответы. 13-20 баллов. Кое-что о мужчинах и женщинах вы знаете, не еще не все.
Постарайтесь изучить их более реалистично (и на работе, и дома, и
в эмоциональной жизни). 21-32 балла. Знакомая картина! Еще немного - и вы станете читать их душу, как открытую книгу.

33-40 баллов. Вы эксперт по мужским или женским вопросам! Оцениваете мужчин или женщин безошибочно. Такое понимание мужской или женской психологии предопределяет счастье в семейной жизни.

У 60 опрошенных студентов диапазон набранных баллов составил 21-33 балла. 80% студентов составляли юноши 18-20 лет, занимающиеся активно физической культурой и спортом. 40% из них - спортсмены разрядники. Девушки набрали в среднем 20-25 баллов, в то время как юноши отвечали более уверенно и диапазон их ответов соответствовал 25-27 баллов.

Данные исследований по психологическому тесту позволяют сделать заключение, что совпадения в ответах и итоговая сумма баллов характеризует специфику поведения и физической деятельности студентов. Таким образом, систематические занятия физической культуры и спорта влияют на их психическую и эмоциональную сферу.
В связи с этим, у исследуемых была проведена характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме.

Были предложены 42 вопроса, определяющие силу нервных процессов, их уравновешенность и подвижность, проявляющиеся в учебной и поведенческой деятельности. Испытуемый дает ответ в баллах, по шкале подсчитыва-ется алгебраическая сумма баллов, причем за 100% принимается общее число оценок, множенной на максимальный балл. Ориентировочные границы: 50% и более - высокая, 49-25% - средняя, 24-0% - низкая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Типы высшей нервной деятельности

Типы ВНД/Пол
Сангвиники
Холерики
Флегматики
Меланхолики
1
60%
10%
28%
2%
2
55%
15%
25%
5%
1 - юноши (18-20 лет) - 48 человек, 2 - девушки (18-20 лет) - 12 человек.
Из приведенных в таблице данных наибольший процент составили студенты (без достоверных различий юноши и девушки) с наиболее благоприятным для занятий спортом типом ВНД (сангвиники), что существенно влияет на развитие у них психологических особенностей, выявленных по ранее проведенному тесту «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины?».

Литература

  1. Агеев, В. А. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов В. А. Агеев Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С. 152-158.
  2. Горбачева, О. П. Программа «Психологические основы гендерной культуры молодежи»  УО «Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова»; сост. Горбачева О. П. - Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова. - 34 с.
  3. Майерс, Д. Социальная психология Д. Майерс; пер. сангл. - С-Пб., 1999.
  4. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Ю. Е. Алешина, А. С. Болович  Вопросы психологии, 1991, №4, с. 74-82.
  5. Демина, И. Психологические различия юношей и девушек.  И. Демина. -Воспитание школьников. - 1991. - №4. С. 28-30.
  6. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности О. П. Елисеев. - Сп. Б.: Питер, 2003. - 512 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы