Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Академия последипломного образования (г. Минск)

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Возрастание роли личности в историческом процессе является закономерностью развития общества XXI века. В настоящее время перед нашей страной стоят сложные задачи и многообразные особенности современного исторического периода. Поэтому необходимо иметь в виду, что главный и нередко единственный путь их решения пролегает через знания, убеждения человека, которые реализуются в активной преобразующей деятельности. До сих пор ученые пытаются ответить на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. С самого начала изучение личности было связано с необходимостью решения разнообразных практических задач. Именно к человеку устремлены все проблемы современности. И не только потому, что он сам для себя всегда был и остается загадкой. Дело в том, что в современную эпоху, с одной стороны, перед человеком открываются реальные перспективы и возможности для создания гуманистического мирового сообщества, а с другой - как никогда обострились противоречия в цепочке «Природа - Человек - Общество» [3, с. 3-4].
Накопленный теоретический материал по проблеме исследования личности выявил многогранность самого феномена «личность», специфические трудности его познания. Однако сегодня встают новые проблемы. Все более очевидной становится необходимость обобщенного понимания личности, целостного представления о ней.

Системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства человека как «элемент» более низкой системы, который включатся в систему более высокого порядка - «личность», но и предполагает объяснительный принцип: каким образом происходит это включение.

Основным фактором развития личности, безусловно, являются социальные условия, но ведущим выступает активность личности в выборе жизненной позиции, ее избирательность, критичность, автономность относительно социальной среды. Необходимо помнить, что человек - «индивидуальное общественное существо». Поэтому фундаментальный путь изучения личности предполагает исследование способа взаимоотношения индивида с окружающей социальной средой.

<Во многих науках личность выступает объектом изучения, рассматриваемым под углом зрения ее становления и развития. Формирование личности происходит как в процессе объективного развития общества, так и в процессе воспитания. В современном обществе для решения проблемы всестороннего развития личности возникают необходимые условия. Появление новых тенденций и явлений в процессе всестороннего развития человека в современных условиях, в свою очередь, требует углубления и обоснования дальнейшей разработки методологических проблем исследования личности.

Понятие «социализация» включает в себя социальную детерминацию формирования человека, превращение индивида в личность, привлечение ее кучастию в общественной жизни [3, с. 52].
Человек в такой мере личность, в какой он усвоил социальные и культурные ценности общества, использует его материальные блага и духовное богатство для всестороннего обогащения себя и других. Поэтому неразделимы формирование личности и ее социализация. Под этим явлением принято понимать «процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности»[4]. Социализация трактуется как формирование личности с помощью общественных условий, требований и процессов, общее для всех развитие индивида с помощью социальных средств и обстоятельств.

Социализация изменчива в зависимости от исторических процессов. Иной становится жизнь, изменяется сущность людей, а отсюда и характер их социализации, например, в период социального переустройства общества, в мирное и военное время.

Социализация в условиях современности предполагает определение каждым своих мировоззренческих позиций, отыскание смысла и цели жизни. В процессе взаимодействия с окружающим миром проявляется и развивается сущность человека- личность как общее, что способствует объединению данного человека с миром других людей. Но одновременно применяется и совершенствуется то, что отличает данного человека от других - его неповторимая индивидуальность. Но и индивидуальность существует отнюдь не рядоположенно с личностью: она интересует нас как отличительный признак некоторых социальных типов, как индивидуальное проявление личности. Индивидуальность проявляется в природных особенностях человека, но для ее развития необходимо общество. Следовательно, человек как личность и индивидуальность формируется преимущественно в процессе социализации.
Прежде всего личность не является пассивным результатом приспособления к социальной среде: она изменится, изменяя обстоятельства. «Индивидуальность - не предпосылка социализации, а ее результат»[1].

На наш взгляд, целостная личность способна к социализации и индивидуализации одновременно, более того, эти два процесса друг без друга не существуют, они представляют собой две стороны психической активности людей. Поэтому в условиях интенсивно развивающегося общества становятся возможными высокая психическая активность человека, реализация в коллективной деятельности индивидуальных свойств и качеств личности.
В процессе общей социализации воспитательное значение приобретают общение, труд, другие виды деятельности, которые выполняет человек как член общества. В воспитании же подрастающее поколение включается в педагогическую деятельность, использующую другие виды деятельности, которые выступают одновременно как средства формирования личности и коллектива (труд, учение, игра и т. п. ).

Ведущее звено социализации - включение людей в систему общественных отношений. Субъект общественных отношений - человек. Общественные отношения теряют смысл, если не проявляются в людях, в их духовном мире, в их деятельности, конкретном поведении. Человек принадлежит копределен-ному классу, социальной подгруппе, профессии, нации и со всем этим комплексом признаков входит в общество. Поэтому человек может быть рассмотрен лишь как субъект и носитель всей совокупности общественных отношений, преломленных через конкретную индивидуальность. Но личность не является пассивным продуктом среды и обстоятельств. Социализация - процесс активного вхождения человека в общество.
Важным вопросом социализации личности является проблема переноса содержания жизни общества в «содержание» (воспитанность, развитость) личности. В этом и заложена сущность формирования личности в процессе ее социализации. Социальность личности проявляется и развивается в ее прогрессивной общественно полезной деятельности, она отражена в социальном статусе и общественной активности человека.

Социализация личности - сложное явление, включающее в себя целый комплекс адаптационных компонентов [2, с. 11-14].

1.Приобщение к процессу социальных преобразований.
2.Восприятие духовной жизни народа, его культуры, целей, стремлений, духовных ценностей, критериев оценки положительного и отрицательного, традиций, обычаев и др.
3.Усвоение культурных ценностей современной цивилизации.
4.Социально-историческая адаптация личности: осознание своей общности с Родиной, сопричастность к ее истории, понимание единства судеб страны и собственной жизни, связь личных целей с целями других людей.
5. Материальное общение. Данный компонент социализации связан с практическим взаимодействием людей в процессе их совместной трудовой, преобразовательной, бытовой жизни.
6.Духовное общение. Оно связано с материальным, предполагая в качестве основного фактора наличие коллективов, групп.
В целом процесс социализации является многофакторным и сложным явлением, в результате которого общество готовит личность к существующему образу жизни, кактивному участию в социальном прогрессе, а человек познает жизнь, находит себя, развивает свои природные силы и способности, необходимые ему для социального и личного самоутверждения, для гармонии личного и общественного, биологического и социального.

Литература

  1. БСЭ. - 3-е издание. - М: Сов. энциклопедия, 1976.
  2. Кочетов, А. И. Теория формирования личности: В2 ч А. И. Кочетов. - Ч. II. Социализация, воспитание и перевоспитание личности. - Минск: НИО, 1998. - 228с.
  3. Марты/нов, М. И. Личность и общество (Историко-методологический очерк)  М. И. Мартынов, А. М. Марты/нов - Минск: УП Гама-5, 2004. - 95 с.
  4. Психолого-педагогический словарь Сост. Рапацевич Е. С. - Минск: Современное слово, 2006. - 928 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы