Лойко О. Л.
студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка научный руководитель - В. Н. Клипинина

 

ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников[1, 614].

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными, находясь в равных отношениях с товарищами - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщество взрослых людей. Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для подростков отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди. Подростки перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли.

В результате наблюдения было выявлено, что сегодня современные подростки не плохо ладят со своими одноклассниками, находятся с ними в хороших дружеских отношениях, но большинство подростков все же не считают их друзьями. Тем не менее, именно к своим сверстникам, а не к родителям обратились бы подростки в трудную минуту жизни.
Следует также отметить, что в любом детском и подростковом коллективе есть свои «звезды» и свои «изгои». Анализ полученных данных в результате проведения социометрии свидетельствует о том, что в каждом восьмом классе СШ № 145 г Минска есть свои формальные и неформальные лидеры, которые пользуются авторитетом и уважением у своих одноклассников. Они всегда активны, участвуют во многих общественных мероприятиях, их охотно слушают и следуют их советам. Но в каждом классе есть и такая категория учащихся, как «пренебрегаемые». Чаще всего такие дети не пользуются популярностью среди своих одноклассников в силу своих личностных особенностей. У них может быть недостаточно навыков общения, они менее коммуникабельны, чем их сверстники, замкнуты, скрытны. Они могут быть также не очень прилежны в учебе, не проявлять активности в общественных мероприятиях. Иногда подростки, которые входят в группу «пренебрегаемых», могут проявлять сильные стороны своего характера, чтобы добиться расположения одноклассников: активность, решительность, предприимчивость, независимость. Четвертую группу учащихся составляют «изолированные» или «отвергнутые» - ребята, не имеющие вообще выборов. Чаще всего такие дети являются «изгоями» в коллективе, с ними никто не хочет сидеть за одной партой и выполнять какую-либо совместную деятельность.

В результате наблюдения нами также было установлено, что не все «лидеры» одинаково сохраняют свои высокие позиции в учебной и во внешкольной деятельности. Вполне возможно, что подросток, который является «отвергнутым» или «изолированным» во внешкольной деятельности, может занимать позицию «лидера» в учебной деятельности и наоборот, т. е. подростки, которые хорошо учатся, участвуют в школьных олимпиадах могут подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны одноклассников. Их часто называют «ботаниками» или «заучками». Но как только необходимо писать контрольную работу, делать научный проект или выступать от класса на конференции с рефератом или докладом, - именно к этим подросткам обращаются за помощью одноклассники или учителя.

Или же наоборот, подростки, которые имеют неудовлетворительные оценки, являются невнимательными и неусидчивыми на уроках одновременно могут быть «заводилами» в классе, «душой» любой компании, с которыми приятно проводить свободное время.
Анализ понятия «социальное сравнение» показал, что это процесс, которым все мы пользуемся, чтобы оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность, реакции и общее чувство Я при сопоставлении с другими, приобретает огромное значение в период отрочества и юности. На пути от отрочества к юности этот процесс претерпевает изменения. В период отрочества подростки тратят время и силы на то, чтобы найти себя на пестрой «арене равных», включающей множество людей различных типов. Подростки используют эту арену, чтобы испытать себя и определить, кто они есть и кем хотят стать.

Как показал проведенный анализ результатов наблюдения, в это время подростки сосредоточивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, которые делают их популярными, например чувстве юмора или дружелюбии. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые становятся близкими друзьями.
Следует отметить, что хотя на этой стадии подростки активно общаются со сверстниками, многим их отношениям недостает интимности. Им нужно время, чтобы разобраться в полученной информации, укрепить свою идентичность и развить уверенное чувство Я.
Беседы с подростками показывают, что большинство юношей и девушек говорят, что у них есть один-два «лучших друга» и несколько «хороших друзей». Эти дружеские отношения имеют тенденцию к стабильности и обычно длятся не менее года. Неудивительно, что устойчивость дружеских отношений, в целом, усиливается при переходе от отрочества к юности. Подростки склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств. Фактически, они указывают предательство как на основную причину разрыва дружбы [1, 616].

По мере того, как дружба приобретает все более глубокий и интимный характер, подростки все чаще обращаются за советом по самым разным вопросам к своим друзьям, а не к родителям. Одновременно с усилением интимности дружбы между представителями одного пола начинают появляться дружеские отношения с представителями противоположного пола. Известно, что у девушек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у юношей.

В отрочестве взаимодействие с противоположным полом по большей части происходит в подростковых группах. Многие 14-15-летние ребята предпочитают эти контакты внутри группы более близким отношениям, предполагаемым обстановкой свидания.

Беседы также показывают, что подростки относятся к свиданиям как средству получения немедленного удовольствия; они считают развлечение и повышение статуса важными мотивами для назначения свиданий. Они ищут свиданий с теми, кто физически привлекателен, хорошо одевается и нравится другим. В этой возрастной группе проявляются любопытные половые различия: девушки считают интимность более важной, чем секс, тогда как для юношей сексуальные отношения несравнимо важнее интимности.

Таким образом, следует отметить, что в период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников; круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для тинэй-джеров отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди; они также влияют на формирование положительного или отрицательного отношения к здоровью.

Литература

1. Крайг, Г. Психология развития  Г. Крайг. - Спб.: Питер, 2002. - С. 614. Лузгина О. В.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы