Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Курцова Л. В.
Барановичский государственный университет

 

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов исторически входившая в профессиональное образование приводит к взаимному объединению сферы музыкального образования и национального искусства. Дисбаланс современной теории и практики музыкально-педагогической подготовки поднимает проблему национального искусства в системе образования.

Решение проблемы музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях национальных регионов включает новый подход к освоению национального искусства в контексте современного содержания образования. Сфера взаимодействия музыкального образования и национального искусства выводит будущих специалистов на новый уровень нравственно-эстетических отношений сотрудничества и сотворчества в системе «вуз-школа».
Включение в процесс музыкально-педагогической подготовки элементов национального искусства ориентировано на национально-культурное самоопределение и конструктивную реализацию идеи национальной культуры в современной школе. Следствием неразрешенности проблемы целостного процесса музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов средствами национального искусства на научно-педагогическом уровне является поверхностное отношение к национальной музыкальной культуре в сфере педагогического образования. Будущие специалисты начального образования недостаточно владеют вопросами профессиональной музыкальной культуры. Решение данной задачи, на наш взгляд, предлагает изучение студентами педагогических заведений национальной культуры, составной частью которой является творческое наследие белорусских композиторов (Г. М. Вагнер, С. А. Кортес, М. А. Мдивани, Д. Б. Смольского, Г. Ф. Сурус).

Значимость творческого наследия белорусских композиторов определяется функциональной направленностью, представленной нами в целостном процессе музыкально-педагогической подготовки вуза:

социальная - охватывает область формирование личности, определение ценностных ориентаций и раскрытие основ профессиональной деятельности;
информационная - направлена на создание продуманной и эффективной системы трансляции музыкально-педагогических знаний, за счет расширения эстетической среды вуза;
коммуникативная - направлена на обеспечение реальных коммуникативных связей на основе принципа партнерства между субъектами целостного процесса музыкально-педагогической подготовки, их самореализацию в ходе учебной деятельности;
интегративная - направлена на изменение содержательной характеристики музыкально-педагогического знания, за счет достижения единства философского, культурологического, музыкального и педагогического материала;
прогностическая - обеспечивает включенность прогностического материала для определения перспектив музыкального образования профессионального самоопределения студентов.
рефлексивная - определяющая формирование специалиста, рефлектирующего необходимые изменения собственного культурного роста и профессионального становления.
Отмечаем, что музыкально-педагогическая подготовка средствами творческого наследия белорусских композиторов осуществляется посредством овладения будущими учителями знаниями, обеспечивающими усвоение системы знаний в области музыкальной подготовленности: «Музыка в школе», «Музыка и пение», «Музыкальный инструмент», «Методика музыкального воспитания», в области музыки белорусских композиторов, приобретенного ими осознанного эстетически-ценностного отношения к творческому наследию белорусских композиторов, умений и навыков использования музыки белорусских композиторов в будущей музыкально-педагогической деятельности. Таким образом, музыкально-педагогической подготовку средствами творческого наследия, мы рассматриваем как целостный учебно-воспитательный процесс вуза, стимулирующий овладение личностью системой музыкальных знаний и умений, на основе которых развиваются профессиональные качества будущего учителя, формирование определенного мировоззренческого восприятия, отражающих осознанное отношение личности к национальному искусству.

Вместе с тем, музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов средствами творческого наследия белорусских композиторов достигается решением целого ряда задач:

Формирование адекватных представлений в системе «Образование -искусство», «Личность - искусство», «Общество-искусство». Данная система представлений позволяет создать единую эстетическую среду, ощутить взаимодействие между личностью и искусством, обществом и искусством, образованием и искусством, педагогической ситуации, используя положительное влияние национального искусства на личность.

Формирование системы умений и навыков личности в области творческого наследия белорусских композиторов. Умение личности реализовать в системе своих действий приобретенные знания, умения, навыки в области творческого наследия белорусских композиторов дает возможность личностной сопричастности к положительным изменениям в национально-культурных процессах общества.

Тем не менее, целостный процесс музыкально-педагогической подготовки средствами творческого наследия белорусских композиторов только в том случае окажется действенным, если коснется мыслительной и эстетической сферы личности, если научные доводы восприняты человеческой личностью и преобразованы в личностное осознанное эстетическое отношение к профессиональной белорусской музыке как составляющей национальной культуре своего народа.

И. Ф. Харламов отмечает, что «отношения не всегда определяются обу-ченностью человека, это обуславливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания ее теоретических и методических основ» [2, c 77-81].

Значимость данной работы определяется в первую очередь тем, что эс-тетическо-ценностные отношения складываются в условиях положительного влияния национально-культурных процессов, затрагивая сферу потребностей, знаний, убеждений и проявлений личности. Следовательно, необходимостью является формирование эстетическо-ценностного отношения к национальному музыкальному искусству, в рамках которого осуществляется процесс адаптации к эстетической среде учебного заведения.

Эстетическая среда как наиболее универсальная разновидность культурного пространства гармонизирует все стороны и формы человеческого бытия. Понятие эстетическая среда в педагогической науке находится в стадии оформления в сложную, многоуровневую дефиницию.
По мнению Г. С. Тараскиной, эстетическая среда учебного заведения (школы) - это педагогически организованная микросреда, характеризующаяся высоким уровнем эстетической культуры, гибкой динамикой развития, представляющая большие возможности для воздействия на творческую мотивацию субъекта [3].

На наш взгляд, эстетическая среда вуза, включающая элементы национальной культуры, интегрирует в себе все направления учебно-воспитательного процесса и реализует свою целостность в конкретно воспринимаемых образцах национального искусства.
Для эстетической среды вуза, включающей элементы национальной культуры, характерны следующие особенности:
обогащение эстетического опыта на основе включения в эстетическую среду творческого наследия белорусских композиторов;
стимулирование эстетического роста личности студентов, его ценностных ориентаций в области национальной культуры;
вероятностное прогнозирование эстетико-ценностного отношения к творческому наследию белорусских композиторов;
содействие целостному процессу музыкально-педагогической подготовки средствами творческого наследия белорусских композиторов, углубленному образованию в данной области, развитию профессиональных навыков и мотивов для будущей творческой музыкально-педагогической деятельности;
эстетическо-ценностное отношение к национально-культурному достоянию народа.
Включенность субъекта в ту или иную систему отношений, детерминируемых возрастными и индивидуальными особенностями, подразумевает и определенный характер педагогических воздействий музыкальной направленности. Следовательно, целостный процесс музыкально-педагогической подготовки можно представить как многоэтапную структуру: довузовская, вузовская. На каждом этапе выдвигаются определенные задачи.

Довузовская подготовка включает музыкальное образование детей дошкольного и школьного возраста.

1. Музыкальное образование детей дошкольного возраста.
Цель - формирование музыкальной культуры как составляющей духовной культуры.
На данном этапе происходит приобретение дошкольниками ценного культурного опыта, ориентация на выявление мыслей, чувств, выраженных в художественных образах.

Задачи:
развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
содействие формированию слушательской музыкальной культуры.

2. Музыкальное образование младшего школьного возраста.
Цель - формирование целостного представления о музыкальном искусстве.
На данном этапе основными составляющими являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя.

Задачи:
развитие интереса к музыке, музыкально-эстетического отклика на музыку, эмоциональной сферы учащихся;
развитие музыкально-образного мышления на основе восприятия музыкального материала;
развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

3. Музыкальное образование подросткового возраста.
Цель - совершенствование процесса формирования музыкальной культуры. На данном этапе проявляется способность к абстрагированию, к постепенному переходу от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов, к их пониманию через отвлеченное словесное писание Задачи:
формирование осознанного отношения к музыке на основе опыта эмоционального, образного ее восприятия;
формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.

4. Музыкальное образование старших школьников.
Цель - формирование музыкальной культуры на основе музыкально-эстетического опыта. На данном этапе проявляется углубленный интерес к восприятию различных видов и направлений музыкального искусства.
Задачи:
развитие полноценного восприятия музыки на основе создания атмосферы, активизирующей музыкальное сознание и слуховую наблюдательность;
содействие формированию музыкального самообразования и самовоспитания на основе постижения различных видов искусств.

Вузовская музыкально-педагогическая подготовка. Цель - подготовка будущих специалистов начального образования к музыкально-эстетической работе в начальной школе. Задачи:
формирование профессионально-значимых качеств личности учителя для предстоящей музыкально-педагогической деятельности в школе;
сформировать у студентов основные знания, умения и навыки в области дисциплин музыкального цикла;
осуществить методическую подготовку будущих специалистов начального образования к музыкально-эстетической деятельности в школе.
Вузовская музыкально-педагогическая подготовка средствами творческого наследия белорусских композиторов.

Цель - подготовка будущих специалистов начального образования к музыкально-эстетической работе в начальной школе на основе постижения национального, профессионального музыкального искусства.

Задачи:
сформировать осознанное отношение к творческому наследию белорусских композиторов как составляющей национальной культуры;
нацелить студентов на национально-культурное самоопределение и конструктивную реализацию национальной идеи в начальной школе;
научить организации музыкально-эстетической работы в начальной школе на материале белорусских композиторов.

Подводя итог вышесказанному, сделаем следующие выводы:
Разрешение проблемы музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов средствами творческого наследия белорусских композиторов предполагает диалог культур педагогического образования и национального искусства.

Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов средствами творческого наследия белорусских композиторов включает, во-первых, музыкальную подготовку, обеспечивающую студентов определенной системой знаний, умений и навыков; во-вторых, мировоззренческое восприятие и осознание явлений, культурных процессов, связанных с проблемами взаимодействия образования и национального искусства, включая отдельную личность и общество в целом; в-третьих, осознанного отношения будущих специалистов начального образования к творческому наследию белорусских композиторов как составной части национальной культуры своего народа;

Решение проблем музыкально-эстетического воспитания школьников существенным образом зависит от подготовки учителя; ее целью являются те заранее планируемые (прогнозируемые) результаты, которых необходимо достичь в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе в личностном развитии и формировании будущего учителя для успешного выполнения им целей и задач музыкально-эстетического воспитания подрастающих поколений.

Литература

  1. Методология экспертизы! инновационных образовательных проектов: повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса: материалы: междунар. науч. -практ. конф., Минск, 19-21 нояб. 1996 г. М-во образования Респ. Беларусь, акад. последиплом. образования; под ред. М. А. Гусаковского, Б. В. Пальчевского. - Минск, 1997. - С. 23-37.
  2. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие И. Ф. Харламов; - М.: Высшая школа, 1997. - С. 77- 81.
    Эстетическое воспитание студентов: сб. тр. ученых соц. стран
  3. под ред. В. П. Агафонова [идр. ]- М.: Высшая школа, 1980. - 248 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы