Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Куликова Т. И.
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (г. Тула, Россия)

 

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №07-06-71602а/ц).

Основой такой предметной области как психология личности является идея субъективности человека, т. е. свойство самопричинности человеческого бытия в мире. Быть личностью - значит, быть субъектом собственной жизнедеятельности. Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию.
Широкий интерес ктеме субъекта проявился, когда человек был выделен как самостоятельное явление и стал определяться на личностном уровне. Благодаря определению личности как субъекта жизненного пути, удалось достичь нового уровня конкретности в раскрытии сущности самой личности.

Расширенное толкование личности приводит к отождествлению с нею всего комплекса сложнейших явлений, связанных с понятием «человек». Б. Г. Ананьев утверждал, что каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Однако человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности. Ананьев указывал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности. Баланс интериоризации и экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей» [2, с. 269].
По утверждению А. Н. Леонтьева, человек вступает в историю как индивид, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Причем в общественные отношения человек вступает в своей предметной деятельности. Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности. А. Н. Леонтьев полагает, что если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», т. е. активностью, то тогда вполне справедливо следующее утверждение: «Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. «Однако, - отмечает К. А. Абульханова-Славс-кая, - индивид является субъектом психической деятельности не в том смысле, что он сам осуществляет некоторые превращения, разрешает противоречия, обособляется и т. д., а только в том, что задача, возникающая перед психической деятельностью, связана со спецификой индивидуального уровня бытия человека, индивидуальным способом существования и т. д.» [1, с. 268].

Л. И. Анцыферова также отмечает, что личность является субъектом своего развития. Способность личности регулировать и организовывать свою жизнь и деятельность, умение подчинять ее целям, ценностям и смыслу есть высшее и подлинное качество субъекта. Личность как субъект деятельности обеспечивает контроль за ее ходом, учитывая как свои цели, так и внешние требования. Кроме этого личность обеспечивает все условия, необходимые для достижения результата, который опять же установлен по ее ценностным критериям.

Субъект - всегда личность и его деятельность всегда осуществляется в определенной системе общественных отношений. Человек по своей природе -существо социальное, и, следовательно, воздействуя на окружающую действительность, он вступает во взаимодействия с другими людьми и получает возможность сопоставить свои действия с действиями других людей, соотнести их с оценками других людей. Вместе с тем «единство социального и биологического всегда учитывается при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма. Социально обусловленное развитие человеческой жизнедеятельности есть часть общефилософской проблемы человека» [2, с. 18].
Изучая личность как субъект деятельности, мы исследуем то, как личность преобразует, творит предметную деятельность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и продуктам деятельности [3, с. 86].

B. И. Слободчиков и Е. И. Исаев как бы развивая эту мысль говорят, что
человек в своей сущности выступает как субъект психической активности. Бу-
дучи субъектом внутри себя, человек развивается в этом качестве до «созна-
тельного деятеля и в этом смысле максимально свободного существа, способ-
ного целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир по своим
собственным законам» [9, с. 142].

C. Л. Рубинштейн утверждает, что формирование личности и развитие
самосознания человека - это онтологический процесс. В течение длительного
времени человек рефлексирует себя, познавая свои различные качества и
свойства, мотивы и стремления. Его жизненный путь помогает ему в самопос-
тижении именно себя, своего Я. Постигая себя, человек творит себя и свою
жизнь. Понимая себя, человек лучше реализует себя в деятельности.

Утверждение, что человек сам является активным творцом своего психического облика, составляет основу субъектного понимания личности С. Л. Рубинштейном. В своих трудах он обособляет два понятия, которые характеризуют человека: личность и субъект. При этом субъект рассматривается как субъект сознательной деятельности. Рубинштейн связывал процессуальные характеристики сознания с характером деятельности, показывая, что сознание дает возможность детерминировать действие по самому его ходу. Только в этом случае субъект может раскрываться в своей подлинной самобытности и самостоятельности.
А. В. Брушлинский называет человека «творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути». Это означает способность «инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической активности, творческой и нравственной (творческой, нравственной и свободной), добиваться необходимых результатов» [4, с. 3]. Человек, по мнению Брушлинского, это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, «это означает, что на качественно новом этапе его развития соответственно видоизменяется вся система его психических процессов и свойств» [Там же, с. 10].

Таким образом, мы видим, что человеческой спецификой субъекта является то обстоятельство, что он постоянно решает задачу самосовершенствования, как бы разрешая противоречия между тем, что есть он сам (его цели, мотивы, притязания и т. д.) и объективными (социальными) факторами. В процессе разрешения этого противоречия субъект и вырабатывает определенный способ организации своей жизнедеятельности.

Человек как субъект жизнедеятельности - это субъект изменений и развития основных условий своего бытия. В более широком смысле субъект понимается как творец своей собственной жизни. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относимый ксамому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.
Человеческий индивид становится субъектом в процессе общения в своей жизнедеятельности, при этом различают человека как субъекта жизнедеятельности и как субъекта внутреннего психологического мира.

Как писал Л. С. Выготский, «через других мы становимся самими собой». Перенимая опыт других, человеческий субъект способен сам выстраивать свое поведение во внешней среде, защищать свои интересы, отличные от интересов других, что и означает его деятельность. Общение внутри групп, межгрупповое в коллективе является важным условием социальной детерминации индивидуального развития. Как известно, одним из важнейших факторов социальной детерминации индивидуального сознания является воспитание как целенаправленное социальное воздействие на индивида и общественное формирование личности.

В этом смысле правомерно сказать, что человек - продукт воспитания не в меньшей, а, возможно, в большей степени, чем продукт социальной среды в узком смысле этого слова - непосредственных условий жизни человека в ближайшем социальном окружении. Но и об этом отношении воспитания и его эффектов - воспитанности и развитости индивидуума - следует сказать, что они невозможны без возрастающего вовлечения самого индивида в процесс воспитания [2, с. 109].

Таким образом, анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что субъектная природа человека проявляется в его способности изменять окружающий мир и себя в нем, выстраивать взаимоотношения с другими людьми и осознавать происходящие изменения. Другими словами, субъект, способный к деятельности в предметной среде, преобразовывает себя в ней, вводя в содержание деятельности свое субъектное преобразование - как целепола-гающего, проектирующего, действующего субъекта.

Накопление теоретических и экспериментальных данных о развитии субъектных свойств человека в онтогенезе и профессиональной деятельности, а также накопленный человеком к определенному моменту своего развития субъектный опыт - опыт пережитого и переживаемого поведения, способствующий саморазвитию личности, определили потребность в исследовании механизмов и условий развития и становления его субъектности.
Поскольку для большинства людей основной сферой самовыражения является деятельность, труд, необходимо рассматривать категорию субъект-ности в контексте проблемы субъекта деятельности.

Т. В. Маркелова отмечает, что субъектность является интегратором профессиональных способностей человека, обеспечивая возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества, и рассматривает субъектность как фактор успешности педагогической деятельности.

По мнению И. А. Серегиной, сегодня «особенно актуально изучение субъек-тности педагога, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого учителя и в личности его воспитанников» [8, с. 24]. Изменение структуры субъектности педагога происходит в зависимости от процесса становления учителя в профессии: чем больше стаж педагогической работы и возраст учителя, тем больше он относится к себе как к ценности и субъекту собственной профессиональной деятельности и относится к ученику как к ценности и субъекту его учебной деятельности.

Учитывая особенность педагогической деятельности, которая определяется взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика, Е. Н. Волкова выявляет специфику субъектности педагога. По ее мнению, она заключается в том, что «учитель относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и кучащимся как ксубъектам их собственной деятельности» [5, с. 38], а, следовательно, субъектность учителя оказывает непосредственное влияние на развитие личности школьника. Субъектность педагога предполагает признание у себя и у учеников активности, сознательности, уникальности, возможности свободно выбирать и быть ответственным за этот выбор, учет того, что формирование субъектности происходит путем саморазвития.

Рассматривая проблему субъектного подхода к развитию личности ребенка, Н. В. Клюева считает, что развитие человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности. Первым уровнем является адаптация, или приспособление человека кусловиям окружающей среды, которая осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических свойств человека. Второй уровень - преобразование собственной психики и окружающего мира, протекающее в направлении от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от значения (культура) к смыслу (субъективная реальность) [7, с. 38].

Динамика субъектности во времени связана с установлением отношений в системе «Я - Другой». Обращаясь к проблеме развития ребенка в качестве субъекта практической деятельности, А. В. Захарова отмечает, что в условиях педагогического процесса, где все проявления субъектной активности ребенка контролируются и оцениваются учителем, ребенок обнаруживает нежелание общаться с ним на интимно-личностном уровне и как бы «отталкивает» учителя в качестве партнера по доверительному общению, оставляя за собой право не допускать его в свой внутренний мир, не делать его соучастником своей личной духовной жизни. «Процесс развития субъектности ребенка, таким образом, вынужден смещаться в сферу взаимодействия его со сверстниками, в которых он видит равных партнеров по деятельности и общению, в которых и сам себя чувствует полностью свободным и активным субъектом как деятельности, так и общения» [6, с. 33].

На современном этапе в качестве одной из основных задач развивающего образования является помощь школьнику в становлении его как субъекта саморазвития. Сегодня в образовательном процессе отводится важная роль не только учителю, но и самому ученику. В образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях. Построение таких отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического труда и способствует развитию субъектности всех участников образовательного процесса. Образовательный процесс рассматривается как системно организованная, развивающаяся среда, провоцирующая саморазвитие ее субъектов посредством осмысления личностных детерминант усваиваемого знания и индивидуального опыта отношений. Взаимосвязь воспитания и развития подрастающего поколения - одно из проявлений взаимосвязи общественного и индивидуального развития. Это фундаментальная философская проблема педагогики и психологии. В процессе воспитания как целенаправленного воздействия общества на развитие человека формируется личность.

В свою очередь структура индивидуального развития, определяемая обстоятельствами жизни, системой воспитания и способом деятельности формирующегося человека, выступает с разной мерой готовности к преобразованиям соответственно программе воспитания. «Изменение меры сенситивнос-ти формирующегося человека по отношению к определенным воспитательным воздействиям связано с глубокими структурными особенностями самого индивидуального развития (онтогенеза) человека и с историей его воспитания, образования и обучения, опосредующих это развитие» [2, с. 25].

Проблема теоретического и экспериментального изучения категории субъектности применительно к образованию является одной из самых перспективных. К перспективным направлениям исследования в этой области можно отнести изучение образовательной среды с точки зрения возможностей, которые она предоставляет для обучения и психологического развития школьников, определения новых психолого-педагогических стратегий и разработки новых программ развития субъектности современного подростка. Значение таких исследований очевидно: процесс обучения, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, обладает большим развивающим потенциалом. Современный подросток не просто требует социального признания нового уровня своего «Я», своего социального развития, входя в жизнь общества. Он имеет уже внутренние возможности для такого вхождения. Эти потребности и возможности подростка не могут реализоваться лишь в одной предметно-познавательной деятельности. Для него необходимо овладеть определенной системой отношений, позволяющей входить в «мир людей». Это и позволяет подростку реально проявить себя в обществе в качестве активного субъекта.

Система образования рассматривается сегодня не только в узком аспекте школьного процесса обучения, но и как сфера социальной практики, и как процесс культурного взаимодействия поколений, и как определенный период жизнедеятельности человека. В этом плане анализ развития субъектности в онтогенезе не только раскрывает ее сущностные характеристики, но и становится критерием личностного развития. Опираясь на данные об особенностях субъектности, можно выделить ее общие признаки, присущие изучаемому возрасту. Анализ субъектности подростка приобретает особое значение при решении практических задач в оказании помощи учащимся в учении, самоопределении, самопознании и преодолении препятствий в своем развитии.

Литература

  1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности К. А. Абуль-ханова-Славская. - М., 1973.
    Ананьев, Б. Г. Опроблемах современного человекознания Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001.
    Асмолов, А. Г. Психология личности А. Г. Асмолов. - М., 1990.
  2. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта впсихологической науке А. В. Брушлинский  Психол. журн. - 1991. - № 6; 1992. - № 6; 1993. - № 6. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. ...канд. пед. наук Е. Н. Волкова. - М., 1998.
  3. Захарова, А. В. Генезис самооценки  А. В. Захарова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998.
    Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.  Н. В. Клюева. - Ярославль, 2001.
  4. Серегина, И. А. Психологическая структура субъектности как личност-но-го свойства педагога: Автореф. ...дис. канд. психол. наук И. А. Серегина. - М., 1999.
  5. Слободчиков, В. И. Психология развития человека.  В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев - М., 2000.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы