Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Куделич А. А.
Витебская государственная академия ветеринарной медицины/, Смоленский государственный университет (Россия)

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В середине XX века метод моделирования интенсивно внедрился в психолого-педагогическую теорию, методологию. Специалисты отмечают, что этот «сравнительно «новый» метод исследования в науках об образовании ... «становится востребован и актуален не только в гуманитарных исследованиях вообще, но и в психолого-педагогических в частности» [1, с. 11].
«Под моделью реальной системы мы понимаем представление группы объектов или идей в некоторой форме, отличной от их реального воплощения; отсюда термин «реальный» используется в смысле «существующий или способный принять одну из форм существования». Следовательно, системы, существующие еще только на бумаге или находящиеся в стадии планирования, могут моделироваться так же, как и действующие системы», - отмечает специфику имитационной модели Р. Шеннон [2, с. 12-13]. Следовательно, модель какого-либо объекта может быть или точной копией этого объекта, или отображать некоторые его характерные свойства в абстрактной форме. В таком понимании модельная имитация является лишь одним из видов моделирования.

Особенности использования метода моделирования применительно к развитию воспитательных систем, процесса воспитания, содержания воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений связаны, прежде всего, с теми функциями, которые может выполнять моделирование по отношению к исследуемому объекту.
Наиболее важными для педагогических исследований вообще и для повышения эффективности воспитательного процесса в частности являются следующие функции модели: познавательная (возможность познания процессов и явлений на моделях); управленческая (управление педагогической, детской и совместной деятельностью детей и взрослых); преобразовательная (возможность не только описать, изучить, исследовать процесс или явление, но и обеспечить его изменение, развитие).

Моделирование как метод реализации содержания (программы) воспитания есть проектирование оптимальных организационно-методических механизмов реализации содержания воспитания, обеспечивающих эффективность достижения прогнозируемого результата духовно-нравственного развития ребенка. Моделирование как воспитательная технология подразумевает совместную деятельность детей и взрослых по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социоприродной среды.

Представления современных старшеклассников о ценностях можно рассматривать в свете принятой в психологии категории «направленности личности». Это интегральное качество, характеризующее нравственный облик, особенности самовыражения, уровень развития тех или иных свойств человека. Согласно Э. Фромма: «коренная проблема человеческого существования -обладание и бытие - являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах и типах социального характера» [3, с. 22]. Направленность на обладание имеет особенности связанные с достижением материального благополучия: иметь жилище, пищу, одежду и приобщение кдуховному (иметь соответствующий менталитет). Если человек преследует цель «быть многим, но не обладать многим», т. е. хочет освободиться от пут материального, то это путь
«бытия», когда духовные ценности преобладают в структуре личности над материальными. Вполне оправдан подход к личности с учётом модусов (способов) бытия или обладания. С этих позиций к числу критериев направленности можно отнести следующие приверженности к материальным или духовным ценностям: направленность на общественные или личностные потребности; готовность соблюдать или не соблюдать нормы морали; желание иметь своеобразную позицию или склонность к конформизму; стремление к самоутверждению или пассивность в этом плане. Представления о сути нравственного и патриотического воспитания школьников изменяется под влиянием не только новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. В недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителей на словесные формы передачи социальных ценностей, поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребёнка, учёта его личностных особенностей. Сейчас изменились представления о роли личности в системе социальных отношений. Важное значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция А. Н. Леонтьева: «личность тоже «производится» - создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности». Именно по тому, как ребёнок приспосабливается (адаптируется) к общественным нормам жизни, мы судим о его психическим здоровье, о том, живёт ли он в согласии с самим собой и окружающим миром. Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Условия жизни, позволяющие ребёнку успешно усваивать опыт человеческого бытия,обеспечивает развитие психологической зрелости, то есть готовность контролировать свои желания и чувства. Однако есть дети, которые не вписываются в семейную жизнь, затем школьную. Они не оправдывают ожидания родителей и учителей, вызывают раздражение и становятся отвергнутые взрослыми и сверстниками. Причинами такого отношения могут быть интеллектуальные, национальные и психомоторные нарушения. Отторжение со стороны родителей, вызывающее потерю уверенности в безопасности, утрата родительской любви, веры в свои силы, ожесточение и непокорность, сопротивление и раздражительность - всё это приводит к отклоняющемуся поведению. Психологическая зрелость учеников - важный показатель определённого развития, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающими людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и сложившейся ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений. Традиционные методы нравственного и патриотического воспитания ориентированы на привитие норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой кэмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные жизненным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлением и знанием о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контролем способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Включение в важные для развития сферы деятельности позволяет создавать ситуации поведения отношений, которых требуется выбор поступка, действия. В школе ученик живёт, действует, подражает образцу или создаёт свой образ, обобщая всё богатство воспринимаемого и переживаемого им мира отношений, выражает его в своей речи. Задача учителя - научиться создавать в школьной жизни ситуации, где бы знания и действия детей были слиты воедино, позволяли фиксировать динамику нравственного развития ребёнка, сущность которого состоит в умении самостоятельно, а иногда с помощью учителя реализовать свои способности в практической деятельности. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности состоит в том, чтобы помогать воспитуемому продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Чем старше становится ученик, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания чувством. Появляются новые структурные образования личности, характеризующие её нравственную направленность. К таким образованиям следует отнести продуктивную обобщенность социальных явлений (социальный интеллект), нравственные достижения и социальные ожидания. Они, в конечном счёте, и определяют способность ребёнка не только считаться с собственными мотивами и действиями, но и учитывать групповые и коллективные интересы. Наиболее успешно нравственные нормы возникают там, где воспитанники получают возможность вырабатывать способы поведения на основании выбора, без определённой положительной и отрицательной оценки учителя. Норма весьма подвижна, но именно продуктивная обобщённость этих норм ориентируют ребёнка на самостоятельность позиций. В этих условиях активно вырабатываются внутренний личностный контроль. Там, где норма вырабатывается путём оценки учителя, ориентир направляют лишь на социальный контроль взрослого или товарища, наделённых общественными функциями. Следует отметить, что неготовность учителей помогать ученикам переходить на новый уровень психологической зрелости, нравственного становления, приводит к серьёзным проблемам в дальнейшей жизни. То, что легко и свободно могло бы сформироваться на начальном этапе жизни, с большим напряжением даётся на последующих. Важным признаком более высокого нравственного становления является: расширение круга использования полученных знаний, умений за пределами конкретного действия; предвидение результатов деятельности, поступков в определённом времени и пространстве, проявление индивидуальных способностей в решении тех или иных задач; возникновение элементов нового, более высокого отношения к пониманию своей роли в системе общественных отношений.

Складывающийся опыт отношений к миру и себе зависит от того, что выступает ведущим в жизни человека (чувства или разум) на различных этапах возрастного развития, что начинает доминировать при принятии решений с развитием личностных образованием. В чувствовании как особом психическом действии представлены познания и эмоции. К. Д. Ушинский писал, что ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. В мыслях мы можем себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что такое на самом деле. Нравственное действие - это переход возможностей в действительность, потенции в акт; поступающий нравственно не довольствуется уникальностью своих действий, он продолжает его, превращая в привычку. То, что было поступком, становится позицией, опытом. Нравственный опыт, накопленный школьником, во многом зависит от тех представлений, которые формируются на уроках в школе и в повседневной жизни. Достижение человека обеспечивает развитие личностных перспектив, которые могут быть представлены в мечтах о будущем. Творческие работы школьников раскрывают отношение к моральным ценностям, особенности отношения к своему месту и роли в сложном мире, конкретизирует их ожидания, ориентации на будущее. Социальные ожидания школьников ориентируют их в новых обстоятельствах и ситуациях. Чем богаче индивидуальный опыт, тем более уверенным и защищённым чувствует себя подросток, активно прогнозируя развитие событий, предвидя особенности новых контактов и взаимодействий. Социальные ожидания подростков по своему содержанию отличаются от ожидания младших школьников. В них доминируют аспекты, связанные с учебной деятельностью, отношением с родителями, с положением в классе. Они являются важной стороной личности, так как и в них заложен смысл той социальной роли, которую принимает подросток в системе своих отношений с другими людьми. У них проявляется позиция по отношению к тому, что их окружает, в зависимости от реализации, ожидания учителя или ученика. Школьники с неоправдавшимися ожиданиями становятся агрессивными или подавленными, социально инфантильными и беспокойными. Изучение социальных ожиданий ученика выступает важной стороной понимания его личности. Это объясняется тем, что усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности осуществляются человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь исполняя роль, ученик включается в систему общественных отношений, выступает как их носитель и творец. Все названные показатели проявляются в учебной или внеучебной ситуации и отражают личностный рост подростка. Возникают эти образования в специально организованной деятельности и преобразуются в новый уровень поведения, опосредованный нравственными достижениями (уважение, достоинство личности, ответственность). Давно замечено, что лишь гармония физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических начал в человеке способствует достижению наивысших результатов его трудовой деятельности и проявлению в ней творческому потенциалу. За период обучения достижением подростка следует считать осознание им значимости, учебного труда для успешного овладения будущей деятельностью, самостоятельность в выполнении обязательной доли учебной и трудовой деятельности, умение включаться в изменившуюся систему отношений и понимать свою новую роль, сохраняя чувство собственного достоинства. Движение объективизирует мысль, является конечным выражением почти всех происходящих в организме процессов, может выступать стимулом учебной деятельности. Ограничение двигательных возможностей ведёт к тому, что недостаточно развивается, а затем и атрофируется моторная память. Н. Ф. Лесгафт утверждает: «Двигательная культура - это показатель продуктивной обобщённости в особой сфере - двигательной. Умственная работа, неподкреплённая к действиям, не в состоянии способствовать усвоению причинной связи замечаемых явлений настолько, чтобы понять связь и выяснить законы, лежащие в основании их проявления». Связь двигательного и интеллектуального развития обеспечивает более динамичное продвижение в психомоторном развитии и в сфере контактов с окружающими. Значительная часть детей испытывает тревогу и психическое напряжение в первые дни самостоятельной жизни. Изменение в обстановке, реакция на отрыв от родителей, принятие полной ответственности за свои поступки вызывают беспокойство, неуверенность, страх. Художественно-эстетическая деятельность обеспечивает развитие особых способов отражения действительности. Она расширяет границы видения окружающего мира, себя в этом мире, делает сопричастным с происходящем в этом мире. В ведущем принципе искусства «за человека» А. Н. Леонтьев видит возможность пробудить в ребёнке созидательные силы, ориентированные на добро и красоту. Однако искусство как таковое, а тем более учебный предмет (музыка, рисование) не обладает силой непосредственного нравственного воспитания. Оно лишь даёт пространство для продуктивной обобщённости, нравственного выбора и социальной позиции человека. Основа этого закладывается в начальных классах, так как младший школьник - носитель огромного образного потенциала, влияющего на всех последующих этапах жизни человека. Уроки чтения, родного языка предусматривает овладение такими качествами речи, как правильность, её чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность. Чувство патриотизма предопределяется онтологией целостной самобытности самосознания, складывающейся из единства славянского генофонда, православного вероисповедания, оригинальной традиционной культуры и нравственности. Итак, можно сделать вывод, что только высокоморальный, высоконравственный человек руководствуется такими правилами поведения, которые совпадают как с общественными и общечеловеческими, так и с его внутренними мотивами.

Патриотизм - это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины. Любовь к Родине формируется знанием ее истории и умением использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формировались еще в древности. По словам великого русского писателя И. С. Тургенева, абсолютному большинству людей присуще чувство любви к родной земле: «Воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое, он хватает вас за сердце. Это невольное влечение тайной плоти к той почве, на которой мы родились». Для россиян, как уже упоминалось, привязанность к родине всегда носила особенный нравственный смысл [4, с 430].

В формировании патриотизма важно более активно опираться на традиции, созданные предшествующими поколениями в материальной и духовной сферах общества. Воспитание выступает как универсальный способ формирования и саморазвития ценностных ориентаций нравственного и патриотического характера. Человек в процессе обучения должен прежде всего осваивать и усваивать именно свое, а не инокультурное, которое часто только выдается за более лучшее и совершенное лишь потому, что объявляется новым.
Патриотическое воспитание характеризуется конкретной целью - формированием патриотического сознания и самосознания человека, чувства любви к родине, родному. Если говорить о молодой личности, о молодежи, то «воспитание - это процесс духовного и социального становления подрастающих людей», «вид духовных отношений, выступающих как факт человеческой жизнедеятельности, как социальное явление» [5, с. 3].
В процессе воспитания осуществляется социализация личности - приобретение человеческих качеств индивидом. Наряду с этим индивид, превращающийся в личность, осваивает и усваивает определенные ценностные ориентации, нормы и формы поведения, востребуемые обществом, культурой, нацией.

Логика преодоления противоречий воспитания патриотических чувств характеризуется переходом воспитания в обогащение личного опыта ребенком, взаимодополняемостью, определенным единством, гармонией этих процессов [6, с. 15 -20 ]. Воспитание не только создает условия, активизирующие работу по обогащению витального опыта, но и во многом определяет его характер. Даже в случае отрицательного отношения к патриотическим чувствам в семье , целесообразно организованное внешнее воздействие способно изменить, дополнить новым содержанием личный опыт ребенка и положительно повлиять на развитие личности, предварительно изменив мотивацию и личностный смысл, и, в конечном итоге, через интерес, через эмоциональную сферу, знания можно подвести ребенка к представлению о патриотических чувствах и поведении.

Работа педагога по воспитанию нравственного чувства включает в себя: ознакомление детей с моральными ценностями, природой, социальной и духовной жизнью людей; уважительное отношение к духовно нравственным ценностям; свободный творческий поиск.

Литература

  1. Чувашев, И. В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России И. В. Чувашев. - М.: Учпедгиз, 1995. - 175 с.
  2. Клаус, Г. Кибернетика и философия Г. Клаус. - М., 1963. - 262 с.
  3. Фромм, Э. Иметь или быть Э Фромм. - М., 1990.
  4. Краткий педагогический словарь. сост. Карпенко Л. А.; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2 изд. расш. испр. и доп. - Ростов н Д: Изд-во «Феникс», 1998. - с. 436.
  5. Русецкий, А. В. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации А. В. Русецкий, Л. А. Гащенко Социология. - 2000. - №1.- С. 34-43.
  6. Свешников, Н. Программы и правила гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения  Н. Свешников. - Вятка, 1886.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы