Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Клочко П. А.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь (г Минск)

 

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Молодежь является реально существующей политической силой, претендующей на субъективированное функционирование, институализированное взаимодействие с политической властью, легитимацию молодежных объединений и молодежной политики.
Молодежь - специфическая социально-демографическая группа общества, обладающая определенными возрастными характеристиками, социально-психологическими ориентациями, особенностями положения, обусловленного уровнем социально-экономического, культурного, а также политического развития общества.

Молодежь как объективная конкретно-историческая общность определяется рядом сущностных критериев: во-первых, представляет собой объект (генетически) и субъект (продукт социокультуры) предметно-практической и познавательной деятельности, выступает в качестве детерминирующего средства преобразования социальных связей и отношений; во-вторых, как субъектная социальная группа, интегрирует в себе взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия всех остальных социальных слоев и этнонациональных объединений и предопределяет своим участием (отчуждением) общественно значимые социально-политические процессы и перемены; в-третьих, является относительно самостоятельной возрастной и социально-демографической группой, обладающей в большей или меньшей степени включенностью в общественные, политические и экономические отношения на основе мировоззренческих установок, ценностей духовно-нравственных идеалов и предпочтений.
Анализу проблем молодого поколения на всех этапах развития человечества было посвящено немало фундаментальных исследований, научных работ, монографий и публикаций.
Существуют различные исследовательские подходы к понятию молодежи.
Молодежь как носитель свойств молодости (психофизиологический аспект), в котором молодежь рассматривается с точки зрения возрастной антропологии и «молодость» как этап жизни человека.

Молодежь как носитель новых ценностей, образов бытия, общественных идеалов (аксиологический аспект), в котором молодежь рассматривается как носитель собственной культуры (субкультуры).

Молодежь как субъект и объект преемственности поколений и социального бытия (субъект-объектный аспект). Воспринимать молодое поколение как ресурс развития общества сам по себе без общественного влияния неправильно. Молодежь нужно готовить к общественной деятельности, адекватно отражая ее собственные запросы и запросы всего общества. Зависимость от конкретной социально-исторической обстановки - важнейшая особенность формирования молодежной субъектности. Включение молодежи в общественные отношения сопровождается процессами социализации и ювенизации, которые взаимно обуславливают друг друга. Таким образом, особенностью молодого поколения будет переходность от объектных (адаптация мировоззрения) к субъектным (интеграция и практика) стратегиям жизнеосуществле-ния. Признаком такого перехода становится появление социального интереса.
Молодежь как актуализированное в настоящем социальное будущее (фу-турологический аспект). Рассматриваются научные модели будущего, разработанные различными учеными, чтобы обрисовать перспективы развития мировой цивилизации и понять насколько молодое поколение в своей жизнедеятельности готово к воплощению необходимых принципов.
В белорусской науке молодежь характеризуется стремлением к самопознанию, самоопределению, самоутверждению, самореализации, самоусовершенствованию, самореализации. Причем, проблема самореализации рассматривается в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом аспектах [2; 6].

Как социально-демографическую группу молодежь выделяют на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами. Возрастной предел состава молодежи определен в Законе Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 24 апреля 1992 года №1629-XII (с изменениями и дополнениями Законом от 9 июля 1997 года № 56-З) следующим образом: «Статья ^..Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества» [3; 1]. Тем самым, условно возрастной предел молодежи следует обозначить 16 и 25 годами.

Некоторые социологи устанавливают верхний предел в 29-30 лет. Молодежные организации и общественные объединения, к примеру Белорусский республиканский союз молодежи, принимают в свои ряды молодежь в возрасте от 14 до 31 года. На наш взгляд, целесообразным можно считать определение возрастных границ с момента получения базового образования и распространения трудового законодательства в отношении молодежи, т. е. с 14 лет, до момента становления молодого человека как личности и как гражданина -получения им среднего образования, службы в армии, получения профессиональных навыков (среднего специального или высшего образования, стажа работы в качестве молодого специалиста) - т. е. до 28 лет включительно. В результате будут достигнуты единые подходы в составлении и реализации молодежных программ, тем более, что они связаны с финансированием.

По данным переписи населения 1999 года молодежи в возрасте 16-29 лет насчитывалось 2017 тысяч человек или 20, 1% всего населения республики [4; 35]. При этом в городах проживает 79%, в сельской местности - 21% от числа молодежи. В числе занятых в экономике доля молодежи составляет 23% (из них 61, 2% - рабочие; 38, 8% - служащие). В промышленности занято 28% работающей молодежи, в сельском хозяйстве - 9%, в образовании, на предприятиях торговли и общественного питания по 12%, в строительстве - около 7%.

Ценностные ориентиры, жизненные установки характеризуют молодежь как особую социальную категорию, что подтверждают социологические исследования, проведенные Институтом социально-политических исследований. Приоритетное значение для современной молодежи имеют семья (73, 2%), дружеские отношения (55, 6%), сохранение и укрепление своего здоровья (41, 5%), карьера, деловой успех (39, 6%), личная свобода (38%), самореализация (30, 8%) и хорошее образование (29, 4%).

Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения. Во-первых, наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. Во-вторых, стремление самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности. В-третьих, повышение информированности опо-литических процессах непосредственно сказывается на образе мы/слей и действия молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.

Для государственной молодежной политики гражданская позиция, общественная и политическая активность молодежи представляют интерес как с точки зрения ее развития, так и с точки зрения ее роли в активизации общественной жизни, в воспроизводстве политической структуры. Специфика проводимой государственной политики и ее направленность заключается в формировании общественно-политической активности молодежи, развития самоуправления в ее среде, поскольку молодежь как электоральный ресурс общества привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного движения. Кроме того, молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление интеллектуального потенциала общества. Практикой, в том числе и в нашей республике, доказано, что будущее имеют те общественные силы, которым удалось привлечь к себе молодежь. Сегодня появляется много возможностей приложения усилий молодых людей в решении насущных проблем общества и «молодежных» проблем, обусловленных особенностями молодежи как социально-демографической группы населения, через активную работу в общественных объединениях.

Социальной защищенности молодежи придается большое значение на всех уровнях государственной власти. Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики, является Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года №1629-ХХ11 «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями от 9 июля 1997 года №27, ст. 472. Закон устанавливает принципы осуществления государственной молодежной политики, определяет отношения государства и молодежи, гарантирует свободное развитие молодежных объединений. Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан республики в возрасте до 25 лет, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

Государственная молодежная политика строится на принципах сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики, ее последовательности, научной обоснованности и комплексности разработки, учета интересов и потребностей молодых граждан, обеспечения защиты прав и законных интересов молодежи, гласности, привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.

С 1996 года основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами «Молодежь Беларуси». В настоящее время действует программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы, которая призвана продолжить реализацию мер по формированию эффективной молодежной политики, разработанной в предшествующие годы, и направлена на развитие инновационного потенциала молодых граждан. Государственным заказчиком и основным исполнителем выступает Министерство образования, среди молодежных организаций соисполнителями являются общественные объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», «Белорусская республиканская пионерская организация» и республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций».

Основной целью программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через созидание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий. В рамках реализации республиканской программы предполагается решение таких задач, как повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности ктруду; патриотическое воспитание молодежи, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны; улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества; совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития белорусского государства; формирование здорового образа жизни; совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи; развитие молодежного туризма и международного молодежного сотрудничества.
Политическое участие молодежи определяется, с одной стороны, как один из факторов социализации личности, в ходе которой вырабатываются политические представления и ценности, осознается актуализированная роль в политических процессах и ответственность за принимаемые выбор и решения, которые реализуются в политических отношениях; с другой - как средство завоевания, получения и распределения властных полномочий, преодоления социально-политических противоречий и конфликтов, способствующих интеграции политических интересов и стабилизации общества.

Политическое участие молодежи можно определить как процесс ее социального развития, детерминируемый совокупностью экономических, социокультурных, политико-правовых факторов, которые обусловливают осуществление политической активности в форме самоценности, раскрывающей социально-демографический потенциал личности как субъекта политики и предметно-практической деятельности.

Главная цель политического участия молодого поколения - самоопределение, самоутверждение, самореализация, самоорганизация в том нормативно-правовом поле политической системы, которая обеспечивает стабильное развитие общества, создает возможности и стимулы для саморазвития, предоставляет ей права, выполняет определенные обязанности, способствуя, тем самым, ее дееспособности. Таким образом, с помощью политического участия молодежь стремится придать себе некую форму целостности, предстать в виде значимой общественной силы, способной воздействовать на социальные связи и отношения.

Роль молодежи в качестве объекта политики связана, прежде всего, с ориентацией политической власти на сохранение существующего политического режима, с консервацией его идей, ценностей и традиций, что снижает индивидуально-коллективный социальный потенциал, сужает прерогативы общественной стабильности, а молодое поколение становится потерянным для общества и для себя как некая целостность. Признание ее как субъекта политики обязывает власть создать условия для ее развития и самореализации на основе собственной сознательной активности.

В нашейстране молодежное движение наряду с профсоюзами, Советами всех уровней, ветеранскими организациями, женскими организациями составляет опору белорусского общества. Работа с молодежью является важнейшей составляющей идеологической работы в целом, поскольку, кроме решения основных молодежных проблем, важной остается и общеполитическая задача - воспитание молодого поколения в духе белорусской национальной идеи, для которой важна духовно-нравственная составляющая, сформированная на основе белорусской модели развития.

Таким образом, в современных условиях роль молодежной организации существенно меняется. Теперь это не просто объединение молодежных инициатив, но и прежде всего инструмент реализации государственной молодежной политики. В таких условиях молодежь выступает не только объектом, на который направлены усилия общества для передачи приобретенного духовно-нравственного опыта и материальных ценностей предшествующих поколений, но и непосредственным участником этого процесса. В результате молодежь выступает как катализатор дальнейшего развития общества.

Политические партии и общественные объединения, в том числе и молодежные, рассматриваются как основная структура политического или гражданского участия, как агенты политической социализации и одновременно как инструмент мобилизации общественной поддержки в конкурентной борьбе за власть. Как известно, чем выше в обществе показатели членства в организациях, в т. ч. политических, тем выше уровень участия.

Литература

  1. Белорусский выбор. Динамика в интересах народа. Пролесковский О. В., Шпак Н. С. идр. - Минск: ИСПИ, 2006. - С. 168-193.
  2. Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние проблемы: и пути их решения: книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью С. Д. Лаптенок; под. ред. С. Д. Лаптенка - Минск: ИСПИ, 2004. - 294 с.
  3. Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 24 апреля 1992 г, №1629-XII: изм. и доп. 9июля 1997г №53-З КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс] ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.
  4. Шахотько, Л. П. Население Беларуси: некоторые результаты переписи 1999 года Л. П. Шахотько Белорусский экономический журнал. - 2000. - №5. -С. 31-44.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы