Карнацевич Г. И.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

После относительно спокойного младшего возраста подростковый возраст кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Главная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чём-то отстают от остальных, а в чём-то опережают их и т. п.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчётливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами и особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Ученые, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. В. Дубровина,
B. И. Журавлев, А. В. Захаров, И. С. Кон, А. М. Прихожан и др. ), связывают
данные поиски с процессом формирования направленности личности.

В связи с разработкой технологий образовательного процесса, направленного на создание условий для развития личности, способной действовать в ситуации неопределенности, то есть совершать компетентный выбор и нести за него ответственность, иными словами, условий для самоопределения личности и ее саморазвития, особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими, в формировании личности ребенка в целом. В качестве одной из таких характеристик в психологии и выделяется направленность. Следует отметить, что такой взгляд на направленность просматривается в различных подходах к изучению психики: «деятельностном» (С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), «личностном» (Л. И. Божович), психологии отношений (В. Н. Мясищев), психологии установки (Д. Н. Узнадзе). Именно поэтому особый интерес представляют для педагогов и психологов знания о реальном состоянии и специфических особенностях направленности личности растущего человека, «вбирающей» его склонности, убеждения, идеалы, интересы, желания и т. д. и в разной степени проявляющиеся.

Направленность личности - системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал
C. Л. Рубинштейн, «проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о ди-
намических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность,
сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Поэтому направ-
ленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и моти-
вационных образованиях. Именно направленность определяет психологичес-
кий облик личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности вы-
ражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные
отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что
она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональ-
ном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, они образуют своеобразный стержень личности, в них то и проявляется направленность личности.

Направленность - одна из самых существенных сторон личности, которые характеризуют ее мотивационную сферу. Понятием «направленность» обозначаются те личностные проявления, которые результативно проявляют себя таким образом:
в одной и той же жизненной ситуации разных индивидов побуждают ставить перед собой разные задачи;
у конкретного индивида создают неслучайную последовательность постановки целей, которая противостоит случайным изменениям ситуаций.
Иначе говоря, направленность - это модус личности, стержень ее структуры, который определяет ее инициативное поведение, которое выходит за пределы пассивных реакций на внешние раздражители.

Направленность личности имеет сложную внутреннюю структуру и включает разнообразные мотивационные факторы. Какие же компоненты направленности личности являются главными? Й. Г. Белявский отмечает, что, прежде всего, в структуру направленности входят осознанные мотивы поведения: цели, интересы, идеалы, убеждения личности. Их стойкая иерархия дает возможность в определенных границах предусмотреть общую направленность личности, ее поступков. Тем не менее, на поведение человека влияют не только осознанные, а и мало осознанные мотивы, их соотношение определяет поведение человека в новой ситуации. Человек часто действует вопреки сознательно сформированному намерению, под влиянием непосредственного понуждения, скажем, сильного эмоционального состояния.
В значащей для личности ситуации мотивы обнаруживаются четче и отдельные из них закономерно становятся доминирующими. Но это не означает, что они доминируют постоянно: их доминирование имеет ситуативный характер. Чтобы раскрыть ведущие мотивы поведения, художник (писатель, драматург, кинорежиссер) нарочно сталкивает людей в таких ситуациях, в которых выразительно должны обнаруживаться личность, ее характер и направленность. Итак, отдельные мотивы могут играть роль стойкого и доминирующего фактора лишь у некоторых людей; чаще они выступают в такой роли лишь в наиболее значащей для личности ситуации, относительно наиболее значащих для нее ценностей.

Некоторые мотивы отличаются относительной устойчивостью и, доминируя в мотивационной сфере личности, определяют ее направленность, которая во многом сказывается на судьбе конкретного человека. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. И в то же время, личность характеризуется направленностью, в которой проявляют себя потребности человека.

Среди многочисленных трактовок понятия направленности личности мы более всего приближаемся к пониманию ее как мотивационной структуры, т. е. соотношение основных смыслообразующих мотивов.

Опираясь на то, что именно в подростковом возрасте формируется качественно иная структура мотивов и интересов, мы рассматриваем направленность личности, которая характеризует устойчивое доминирование в ней преобладающих мотивов поведения, как интегральное образование, которое отображает целостное проявление личности.
По мнению Д. Н. Узнадзе, направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания молодых людей. Направленность личности выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в -деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др. )

Личностная направленность подростков формируется как результат взаимодействия мотивационных структур деятельности, в которую включены подростки, и смысл которой ими осознан, и внутригрупповых отношений, создаваемых путем формирования групповой структуры. Следует специально отметить, что в младшем подростковом возрасте направленность возникает в основном как результат стиля внутригрупповых отношений. Мо-тивационные структуры в рамках деятельности у младших подростков, как правило, еще не сложились, и поведение в высшей степени ситуативно, подчинено внешним влияниям и эмоциональным вспышкам. Они зависят от групповой субкультуры, регламентирующей формы поведения и ситуативную мотивацию.

Деятельность осваивается младшим подростком, начиная от норм и традиций отдельных поведенческих актов общения и взаимодействия, идя к осмыслению мотивов действий и взаимоотношений в группе, и лишь в старшем подростковом возрасте - к пониманию и освоению смысла деятельности. Перестройка поведения старшего подростка происходит, по большей части, как следствие принятия им определенной мотивационной структуры деятельности. Можно сказать, что поведение старшего подростка вторично по отношению к принятой им мотивации деятельности.

Среди существующего многообразия концепций личностной направленности, различие между которыми сводится к пониманию относительно устойчивых и доминирующих, составляющих основу мотивационной сферы личности, мотивов, мы придерживаемся, концепции И. Д. Егорычевой. Она рассматривает направленность с точки зрения отношения личности к самой себе и окружающим (другим). В соответствии с этим направленность понимается ею как система доминирующих отношений личности, проявляющихся в двух позициях: отношение личности ксебе; отношение личности кдругим (обществу).

Таким образом, данная концепция позволяет рассматривать направленность личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений -доминирующих социальных установок - доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности - ее личностного смысла - жизненной позиции личности - личностных ценностей. И вся эта причинно-следственная связь проявляется в двух позициях: в отношении личности к себе и в ее отношении кдругим, со всеми вытекающими из этих отношений последствиями. И как следствие И. Д. Егорычевой были выделены четыре направленности личности: гуманистическая, эгоистическая, социоцентрическая и негативистическая с рядом акцентуаций. Такое понимание основ типологии личности сближает описываемую концепцию с концепциями Э. Берна - Ф. Эрнста, Дж. Боулби -К. Бартеломью, подходом В. Н. Мясищева, концепциями направленности личности М. Ш. Магомед-Эминова и типом или путем развития личности Д. А. Леонтьева. Не противоречит она, с точки зрения признания иерархической схемы диспозиционной регуляции социального поведения личности, и концепции В. А. Ядова. В целом, подход И. Д. Егорычевой можно назвать социально-психологической моделью личности.

Нами было проведено исследование личностной направленности у подростков, и в качестве метода исследования использовалась Методика определения доминирующей личностной направленности подростков И. Д. Егоры-чевой (выборка составляла 60 человек).
В ходе исследования было выяснено, что большинство испытуемых демонстрирует гуманистический тип направленности личности, но с индивидуалистической акцентуацией. Необходимо подчеркнуть, что почти у трети испытуемых тип направленности плохо дифференцировался, так как наблюдался разброс ответов по различным типам направленности, что в свою очередь свидетельствует о растерянности подростка, об отсутствии у него четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о нес-формированности принципиальных позиций.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что личностная направленность в подростковом возрасте является недостаточно сформированной, а ведущим типом направленности личности в подростковом возрасте является гуманистический тип направленности личности, но с индивидуалистической акцентуацией.

Такая ситуация требует тщательного и продуманного подхода к организации деятельности подростков со стороны социума, которая бы соответствовала их потребностному состоянию и позволила бы сформировать устойчивую мотивационную структуру личности.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Курсы фитодизайнера it people курс.