Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРИНЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРИНЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Наше исследование не имело бы места и смысла, если бы не рассматривалось в контексте категории личности, в контексте жизни конкретного человека. Обратившись к философским школам, можно заметить, что личность рассматривается во всей ее интегральной целостности. Отметим работы М. К. Мамардашвили и С. Л. Рубинштейна, которые не разлагают личность на отдельные психические процессы и структуры, а считают основным условием ее целостность. Как отмечал М. К. Мамардашвили: «Мы можем описать себя и мир лишь при условии, если примем это как данное и постараемся его разглядеть, а не разлагать на какие-то элементы» [1, с. 46]. Гегель описал личность через следующее определение: «Личность - человеческий индивид, овладевший минимально необходимым объемом социального опыта, активно включенный в решение общественных задач, проблем и относящийся к личности другого человека как к высшей ценности, равной ценности собственного Я, а не как к средству достижения более высоких целей» [1, с. 49]. В этой трактовке мы можем выделить активность, включенность в социум, собственное Я и аксиологическую трактовку Другого человека.


Изучая далее философские воззрения на категорию личности (а также жизни конкретной личности вне которой рассматривать структуру Я не имеет смысла), мы обращаем внимание на феномен «активности» (Гегель), «непрерывность движения как принцип жизни» (М. К. Мамардашвили), «пребывания в изменении» (С. Л. Рубинштейн). Что касается зарубежных школ, в частности, психоаналитической, то З. Фрейд фактически во главу угла развития личности заложил понятие «динамика». Э. Эриксон в качестве такой «динамики» рассматривал процесс идентификации, как основной механизм становления взрослой самоидентичности. Термин Я человека имеет очень широкий контекст в психологии. Понимание структуры Я определяется той психологической школой, в рамках которой рассматривается данный феномен, т. е. точкой зрения, позицией исследователя. Я человека изучается практически всеми психологическими школами. Здесь имеет место не только гуманистическое и психоаналитическое направление, но также экзистенциальное и феноменологическое. Так мы постепенно подходим к направлениям, в рамках которых и будет описываться наше исследование. Структуру Я, самоидентичность, идентификацию мы будем рассматривать в основном в рамках психоаналитического направления. А феномен принятия Другого в рамках гуманистического, экзистенциального, а также культурно - исторической теории Л. С. Выготского, через такую единицу психической реальности, как переживание, ибо только через переживание как отношение «человека ктому или иному моменту действительности», мы можем определить категорию принятия Другого человека, т. к. переживание будет относиться к контексту действительности, т. е. пространству и времени отношений с другими людьми. Исследования показали, что в раннем юношеском возрасте формирование самоидентичности происходит только при наличии Другого человека.


В период ранней юности (16-19 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, самоидентичности, Я-концепции. К 16 - 19 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». В ранней юности становление нового уровня самосознания идет по направлениям, выделенным еще Л. С. Выготским - интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь» [2, с. 229-230]. В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». «Подросток - это личность для других, в то время как юноша - личность для себя» [3, с. 104]. Все это обуславливает личностное самоопределение индивида.

Нужно отметить, что в зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный обиход американским ученым Э. Эриксоном [4]. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Индивид отвечает на вопросы: «Кто я?» и «Какой мой дальнейший путь развития?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоидентичности в раннем юношеском возрасте позволил нам обозначить, что в основе формирования самоидентичности в раннем юношеском возрасте лежит механизм идентификации уходящий корнями в детство. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в -физическом, социальном и эмоциональном планах. Он старается обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными. Поиск идентичности может решаться по-разному: испытании различных ролей, или некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности, это те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями.

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. «Я»-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей -половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер [5].

Формирование идентичности, как следствие механизма идентификации, невозможно без наличия Другого человека. Я-Другой - это позиция, в которой формируется индивид, осуществляется личность, которая раскрывается в момент, когда человек вступает в элементарные отношения с другим, то есть когда этот другой становится присутствующим в Я. Именно в сфере Я-Ты формируется «тонкое пространство личного Я, которое требует наполнения другим Я» [6, с. 92]. В практической части работы мы провели изучение принятия Другого как условия формирования самоидентичности в ранней юности с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике.

В результате проведенного нами исследования мы обнаружили взаимосвязь между уровнем идентичности и уровнем принятия Другого. Таким образом, основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между содержанием понятий идентичности и принятия Другого подтвердилась.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Важным составляющим понятия идентификации является концепция Другого, которая как и Я-концепция входит в структуру Я и является обобщенным представлением о Другом, о свойствах человека вообще. Идентификация как процесс построения и обнаружения Я возможна только благодаря наличию Другого человека. Но как в дальнейшем будет раскрываться самоидентичность конкретной личности? Как будет изменяться психологическое пространство личности в зависимости от изменения границ идентичности и принятия Другого человека? Эти вопросы открывают возможности и перспективы дальнейшего исследования данных феноменов.

Литература

  1. Рубинштейн, С. Л. Проблемы! общей психологии Л. С. Рубинштейн. - М., 1973. - 463с.
  2. Выготский, Л. С. Педология подростка: проблемы возраста  Л. С. Выготский  Собр. соч.: в6 т. - Т. 4. - С. 5-220.
  3. Алексеев, В. А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста В. А. Алексеев Проблемы: мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М., 1984. С. 103-107.
  4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис  Э. Эриксон; под ред. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
  5. Столин, В. В. Самосознание личности В. В. Столин. - М.,1983. - 413 с.
  6. Библер, В. С. От наукоучения - клогике культуры: два философских введения вдвадцать первый век  В. С. Библер. - М., 1991. - 254 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

http://miras-auto.kz/ купить китайские запчасти в алматы.