Джух К. В.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

АЙКИДО КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Бурное развитие нашего общества предопределяет изменение восприятия культуры здоровья как важнейшей составляющей общей системы культуры. Общественная жизнь вступает в противоречие с биологическими, физическими возможностями и потребностями человека и может их деформировать. Так, сложность человеческих взаимоотношений приводит порой к психическим и другим заболеваниям. Неконтролируемое развитие производства грозит экологической катастрофой природе и антропологической -человеку. Рост материального благосостояния в большинстве развитых стран стал причиной таких негативных процессов как: гиподинамия и гипокинезия. Ускорение темпа жизни и вызванные этим отрицательные эмоции наряду с разрушительным для сердца и всего организма фактором - снижением двигательной активности - становятся главными причинами большинства заболеваний людей. Кроме того, в современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи (пьянство, наркомания и. т. п.). Преодолеть эти беды можно отчасти через совершенствование общественных отношений, производственных процессов и социальных программ, но также -через вовлечённость человека в собственное духовное и физическое совершенствование.

В современной практике постоянно воспроизводится рационалистическая традиция противопоставления «человека телесного» и «человека духовного». При этом телесные качества человека являются объектом воздействия сами по себе, а интеллектуальные и духовные - сами, без какого - либо серьезного сопряжения их между собой. Как следствие широко распространен «телесный негативизм», который проявляется в недоверии к телесному опыту, равнодушию к собственному здоровью.

С другой стороны, наблюдаются соматизация человека, возведение в абсолют его «мускульно-мышечных» достоинств. И первый, и второй подходы имеют в виду априорное исключение телесного бытия человека из социокультурного пространства, вынесенность телесно-духовных характеристик человека за рамки процесса культурной социализации. Такая позиция в значительной степени обусловлена сложившейся системой образования и воспитания. Это особенно характерно для сфер, где телесность человека является значимой, - медицина, физическая культура, спорт.
Согласно типологии К. К. Платонова [5, с. 194], биологические свойства личности проявляются в подструктурах форм отражения: мышление, память, восприятие, ощущения, внимание, эмоции, чувства. Здесь, на биосоциальном уровне, биологического больше, чем социального. В подструктуре биологических конституциональных свойств социальный уровень практически отсутствует: скорость протекания нервных процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства и т. п. В подструктуре опыта значительно больше социального, чем биологического: умения, знания, навыка, привычки. Но почти нет биологического в подструктуре направленности личности: убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. Рождаясь, ребёнок ещё не является личностью, он только индивид.
Разведение «внутреннего» мира человека и его внешней сущности является причиной отсутствия подлинной культуры здоровья и порождает другие социальные проблемы. В частности, такие как формирование «одномерной» личности, у которой душа и тело находятся в дисбалансе. Отсутствие телесной культуры является одним из проявлений «ущербности» культурного развития личности. Человек не может считать себя целостным и гармонично развитым членом общества, если какая-то часть его «я» находится в деформированном и дисгармоничном состоянии по отношению ко всем остальным.
Негативные тенденции психосоматического состояния современного человека ставят проблему формирования новых актуальных задач в педагогике, которые концентрируются вокруг понятия «культуры здоровой личности». Основополагающим содержанием этих задач является: изучение причин, приводящих к нездоровью, поиск эффективных методик по их социокультурной коррекции;
создание программ обучения здоровому образу жизни;
реформирование системы образования и подготовка кадров, владеющих методологией формирования культуры здоровья социума и личности [6, с. 4].

В данном педагогическом контексте методика преподавания айкидо становится источником формирования высоконравственной и духовной личности, что сегодня является значимым для развития духовных ценностей у подрастающего поколения в целом.

Активные занятия айкидо - одним из видов боевых искусств - оказывают положительное влияние на физическую и психическую, интеллектуальную подготовку личности, способствуют развитию эффективной дисциплины, интеграции и использованию как физических, так и умственных (духовных), психических возможностей человека.

Отметим, прежде всего, что само понятие айкидо трактуется как метод или путь (в японской транскрипции - до) достижения гармонии (ай), умственной энергии или духа (ки). Следовательно, айкидо является не просто методикой самозащиты, но и гуманистическим способом укрепления духа и тела, слияния интеллектуальных и физических возможностей человека. Занятия айкидо обогащают личность эмоционально и духовно, развивают физически, обучают самоконтролю своего поведения, развивают способность оценивать личные достижения, гармонизируют человека.

Айкидо - это не только система самозащиты, которую можно применять против любого нападения, но и - на высшем уровне - наука координации, путь гармонизации всех жизненных сил человека. Это боевое искусство ставит своей целью исключительно нейтрализацию агрессии с причинением нападающему по возможности меньшего вреда. С практической точки зрения айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств будо (путь воина), и является законченной действенной системой приёмов самозащиты. Однако оно также может служить прекрасно составленным (на «языке тела») учебником, проповедующим физические, моральные, философские и другие воспитательные основы и ценности. В него заложены и динамичные формы медитации, которые айкидоки (люди, занимающиеся айкидо) используют с целью развития и восстановления физических и духовных сил [1, с. 15].

Потенциал обучения искусству айкидо способен обеспечить улучшение физического и ментального здоровья, углубление понимания проблем, стоящих перед каждым человеком, осознание необходимости взаимопонимания, эффективной дисциплины, единства ума и тела. Таким образом, от специализированного боевого искусства айкидо восходит на универсальный уровень культуры.

Следуя традициям многих японских боевых искусств, айкидо предлагает использовать в своих занятиях методы развития физически крепкого тела, реальных боевых навыков и воспитывает сильный и возвышенный дух, прививая нравственные нормы, т. к. развитие только одного из вышеупомянутых аспектов не приводит человека к истинному самосовершенствованию.

Тренировки айкидо включают в себя физическое воспитание (тай-ику), воспитание личности (ки-ику), моральное воспитание (току-ику) и духовное воспитание (ти-ику). Практика включает в себя не только занятия в додзе (зале для тренировок), но и наблюдение, усваивание и интерпретацию жизненного материала.
Представляя собой целостную систему, айкидо состоит из многих элементов: айкитайсо (гимнастика айкидо), практика медитации и техники дыхания, тай-джитсу (боевые действия, направленные на нейтрализацию агрессии нападающего), айкикен (меч айки) и айкидзё (боевая палка айки). Все это гармонично развивает и совершенствует как физические качества и способности, двигательные умения и навыки, так и воспитывает личностные качества занимающегося, позволяя адепту развить в себе гармоничное восприятие окружающего мира. Улучшение состояния здоровья занимающегося, повышение иммунитета и способности организма сопротивляться заболеваниям вследствие развития кровеносной и дыхательной систем является одними из важнейших результатов регулярных занятий боевым искусством [1, с. 25].

Именно поэтому обучение боевым искусствам происходит сразу на внешнем и на внутреннем уровне. А достижение гармонии ума и тела требует от адепта высокой координации движений и концентрации физических и духовных сил [7, с. 25].
Таким образом, при занятиях восточными единоборствами в общем, и айкидо в частности, адепты развивают как тело, так и дух. Кроме того, они усваивают определенные моральные и нравственные нормы, направленные на реализацию человека как личности гармоничной, миролюбивой, соблюдающей установленные обществом правила.

Литература

  1. Вестбрук, А., Рати, О. Айкидо и динамическая сфера. А. Вестбрук, О. Рати - М.: АСТ-Астрель, 2005 . - 383 с.
  2. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое влистве. - М., 2004. - 210 с.
  3. Мицуги, С. Айкидо и гармония в природе С. Мицуги - Киев.: София,
    1999 -304 с.
  4. Панченко, Г. К. История боевых искусств. Неизвестный восток Г. К. Пан-ченко; под ред. Г. К Панченко. - М.: ЭКСМО, 1997. - 267 с.
  5. Социология: Курс лекций: учебное. пособие Ю. Г. Волкова Ю. Г. [идр. ] под общей редакцией Ю. Г. Волкова - Ростов-на/Д: Феникс, 1999. - 512 с.
  6. Чебакова, В. Н. Восточныю оздоровительные системы как феномен культуры:: атореферат дис. канд. культурологии 24. 00. 01 В. Н. Чебакова; Восточно-Сибирская государственная академия культуры/ и искусств -Улан-Удэ, 2006 - 23
  7. Gembal, R. Aikido Edukacja ciala i umyslu.  R. Gembal - Autonomiczna akademia aikido 3A, 2004. - 170 с.

    Зубарева Н. С.
    Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы