Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Громыко В. А.
Белорусский государственный университет имени Максима Танка (г Минск)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Современная молодежь в основной своей массе придерживается демократических ориентаций. В молодежной среде идет стихийный процесс осмысления себя гражданами РБ, выработки соответствующих стереотипов сознания и поведения. Однако наряду с положительными процессами, время реформ ознаменовалось и негативными: депатриотизация жизни общества; размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания. Поэтому в начале XXI века актуально формирование гражданской позиции у студентов вузов в аспекте обеспечения безопасности по всем ее составляющим: экономической, демографической, информационной, экологической и в целом национальной.

Исторический опыт демонстрирует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического, социального преображения общества, в том числе основой для укрепления национальной безопасности РБ.

По моему мнению, образование призвано выполнить медиативную роль в воспитании социально востребованных качеств личности: адаптированность к современным экономическим условиям и тенденциям развития, интеллектуальная и социальная мобильность, инициативность и активная гражданская позиция. Эти качества призваны сблизить противоположные взгляды на политическое, экономическое положение в современной РБ и в конечном итоге помочь их носителю внести свой вклад в экономическое и социальное возрождение, в строительство гражданского общества, тем самым обеспечить личную безопасность и национальную безопасность государства.

Исторически появление понятия «гражданин» связано с возникновением полисных демократических государств в Древней Греции, гражданами которых считались лишь свободные эллины, обладающие политическими правами. Ни женщины, ни рабы, ни иностранцы, проживавшие в полисе, не принадлежали к числу граждан 2, 53 - 54]. Введенное Аристотелем понятие «гражданское общество» рассматривается им как союз свободных и равноправных граждан, объединенных государством-полисом. Свободнорожденный гражданин, по Платону и Аристотелю, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. В гражданском воспитании происходило формирование воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, политических функций. В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого - во взаимных обязанностях и ответственности [3, 123].

Формируется содержание категории «гражданственность» как социально-нравственное качество личности.
И. А. Ильин, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский считали, что личность немыслима вне нации, без осознания консолидирующей роли народа, ибо его национальное самосознание зиждется на ощущении и понимании сокровенной причастности к многонациональной родине и чувстве ответственности за ее судьбу.

Таким образом, человек как индивид без гражданственности возможен, личность без гражданственности - нет.
Важную роль в процессе формирования гражданина как личности имеет понятие «позиция», которое пока не получило широкого научного определения в педагогике.
Термин «позиция» (от латинского ^sitio - положение), в зависимости от применения, имеет следующие значения:
положение, размещение, расположение чего-либо, иногда исходное отправное направление, позиция войск, позиции противников в шахматной игре;
точка зрения по какому-либо вопросу; определенная оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения, обусловленные этим отношением, оценкой: позиция в споре; выжидательная позиция» [1, 462].

Традиционно в содержании понятия «позиция личности» выделялись три компонента, которые располагались в следующей последовательности: отношение кокружающим (государственная и общественная направленность), отношение кдеятельности (деловая направленность), отношение ксебе (личная направленность).

Если позиция личности как обобщенное понятие связано с культурой жизненного самоопределения, то гражданская позиция является необходимым условием для гражданского самоопределения личности. В этом более узком понятии, интегрирующем социальные и психолого-педагогические смысловые оттенки, предлагается выделить следующие компоненты в такой порядке:

1. личностная направленность, основанная на осознании субъектом собственных жизненных целей, ценностей, стремлении к достижению жизненного успеха, саморазвитию, самореализации, самоутверждении с учетом личной безопасности жизнедеятельности;
государственная и общественная направленность (отношение к семье, к обществу, государству), предполагающая осознанный выбор мировоззренческой и нравственной ориентации; развитое чувство ответственности за благополучие семьи, расцвет общества; уверенность в государстве как гаранте демократических прав и свобод; гуманное отношение к людям; готовность к -защите Родины и интерсоциальной помощи;
направленность на социально значимую деятельность, необходимую для достижения как личных, так и общественных, государственных интересов.

Гражданская позиция личности студента состоит из следующих компонентов: эмоционально-чувственного (нравственного); интеллектуального; дея-тельностного.
Гражданская позиция личности представляет собой сложное интегра-тивное явление - одновременно совокупность определенных эмоционально-чувственных, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств личности и критерий ее гражданственности.
Формирование гражданской позиции должно быть поставлено во главу образования и воспитания личности. Процесс формирования гражданской позиции у студентов вузов необходимо рассматривать как комплекс педагогических условий,основой которого является позиционирование.

Определяя подходы к структуре и содержанию гражданской позиции студентов вузов как будущих государственных служащих, к общим компонентам для большинства специалистов можно отнести:
развитие у студентов - будущих государственных служащих мотивации, развития гражданских качеств, соответствующих потребностей, целей, интересов, установок на государственную службу;

формирование чувства ответственности за судьбу Родины, чувства гражданского долга;
вырабатывание эмоционально-волевой устойчивости.

Особое значение для оценки гражданской позиции личности имеет степень осознанности ею своих прав и свобод и готовность их защищать. Гражданское сознание выражает совокупность нравственных качеств человека, национально-патриотических свойств, общественная значимость которых осознается и оценивается им самим и другими людьми.

Таким образом, гражданская позиция личности студента характеризует одну из сторон самосознания человека, его представления о своей социальной ценности.
Гражданский специалист, руководитель как личность также не мыслит свое дальнейшее развитие, совершенствование, моральное и материальное благополучие без карьерного роста. В этом случае, я считаю, что это управление карьерой, то есть стремление личности к продвижению по службе и достижению карьеры, соответствующей личному благополучию, интересам общества и государства.

Дальнейшее развитие и углубление проблемы воспитания гражданской позиции у студентов вузов может быть связано с изучением путей и средств интеграции различных курсов «Социальная и экономическая безопасность», «Информационная безопасность», «Экологическая безопасность», «Безопасность жизнедеятельности», что, по моему мнению, будет способствовать формированию личности безопасного типа.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М., 1975. - 862 с.
  2. Введение в политологию: Справочник-словарь  Под ред. А. П. Пугачева. - М., 1996. - 344 с.
  3. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков вдетских общественных объединениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. (13. 00. 01)  Г. Г. Николаев, - Екатеринбург, 1999. - 23 с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы