Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Горегляд И. В.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельност-ного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Наиболее четко это прослеживается в юности. Юность - один из важнейших периодов в жизни человека. И. С. Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность. Кроме того, молодому человеку, обратившемуся ка-нализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит создать и свою личную систему ценностей. Он, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации, уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению, к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению ролей, норм, правил поведения в обществе.

Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы, стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Т. о ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, которая является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Следовательно, ценностные ориентации задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений, а также представления о должном.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т. д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.
Наиболее интересные с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и юношеский возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

Таблица 1
Основные ценностные ориентации юношей и девушек

Ценности
Сумма номеров
Ранг
Хорошее образование
137
3
Хорошая работа и карьера
139
4,5
Счастливая семья
92
2
Слава
347
13
Деньги,богатство
259
8
Дружба
151
6
Достижения в искусстве, спорте
352
15
Уважение и восхищение окружающих
295
9
Наука, как познание нового
464
18
Хорошее здоровье
83
1
Уверенность в себе
216
7
Хорошая пища
328
12
Красивая одежда,украшения
368
16
Власть или положение в обществе
351
14
Хорошая квартира
322
10
Сохранение жизни на земле
327
11
Счастье близких людей
139
4,5
Благополучие государства
406
17

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. В юности эти переживания, взгляды и позиции оформляются в устойчивую систему. Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности кжизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.

С целью изучения основных ценностных ориентаций было проведено исследование на базе СШ № 23 г. Бреста и на первом курсе БрГу им. А. С. Пушкина, в котором участвовали 60 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет. В работе использовалась методика ценностных ориентаций М. Рокича.

Из таблицы видно, что наиболее значимой ценностью является хорошее здоровье. Большинство респондентов поставили именно эту ценность на первое место. Второе место занимает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, работа и карьера, счастье близких людей, дружба. Исходя из анализа полученных результатов, можно предположить, что область ценностных ориентаций респондентов затрагивающая личностную сферу (здоровье, семья, образование), более значима, чем ценности, связанные с более отдаленными перспективами и находящимися вне ее. Мы полагаем, что респонденты воспринимают такие ценности, как благополучие государства, наука, достижения в искусстве, спорте и др. менее значимыми и менее важными. Поэтому они не выступают для них как жизнеорганизующие начала, а, следовательно, они не готовы вести себя в соответствии с ними.
Необходима просветительская работа с целью формирования гармоничной взаимосвязи между всеми элементами внутренней структуры личности, представленными ценностными ориентациями. Т. к., система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.


Литература

  1. Кон, И. С.Впоисках себя И. С. Кон. - М., 1988.
  2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология И. Ю. Кулагина. - М., 1991.
  3. Ценностные ориентации современной молодёжи. Обзор соц. исслед: сост. В. П. Вдовиченко. - М., 2003.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы