Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Волощенко О. Г.
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в Республике Беларусь, актуализируют ориентацию существующей парадигмы образования на развитие творчески активной личности, формирование креативного подхода к собственной жизни и деятельности. Образовательное учреждение выступает той развивающей средой, где происходит развитие творческого потенциала школьника. Уровень его сформированное™ детерминирует не только социальное и экономическое положение личности, но и степень ее влияния на само общество. В связи с этим перед современной системой образования встает задача целенаправленного формирования и развития таких свойств и качеств личности учащегося, которые позволили бы ему успешно действовать в любых жизненных ситуациях, умело пользоваться полученными в ходе обучения знаниями, умениями, навыками, самостоятельно находить творческое решение возникшей проблемы.

Творчество представляет собой непрерывный процесс созидания нового, это выход за пределы привычного. Потребность в творчестве, стремление к нему естественны для каждого здорового ребенка. Очевидно, что ребенок создает субъективно-новое, то есть новое для него самого, однако это созидание имеет важное социокультурное значение, так как в ходе его проявляются и формируются способности личности, которые представляют собой общественную ценность.
Создание чего-либо нового предопределяется уровнем развития творческого потенциалаличности.

Под творческим потенциалом (от лат. potentia - возможность) традиционно понимают средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества в определенной области.

Реализация творческого потенциала происходит в деятельности. Не только ее результат, но и сам процесс может служить определенным показателем уровня развития творческого потенциала личности.

Человеческая деятельность имеет многоуровневый характер. Высшим ее интегрированным уровнем является собственно деятельность, определяемая мотивом и направляемая соответствующей данному мотиву «гениальной» целью. Достижение этой цели всегда сопровождается возникновением проблем, решение которых связано с постановкой частных целей при осуществлении более широкой деятельности. Наиболее элементарным структурным уровнем деятельности является операция - та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

Художественная деятельность входит в перечень важнейших направлений человеческой деятельности. Особенно важным является то, что ей присуща интегральная форма, так как она сочетает в себе элементы всех видов деятельности: познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной. Художественная деятельность характеризуется как разновидность духовно-практической деятельности, в которой социально-опосредованные субъект-объектные отношения преобразуются в личнос-тно-индивидуальные установки творца, становясь его внутренним достоянием. Одной из главных особенностей данного направления деятельности является то, что ей не противостоит какой-то особый объект. Предметом может быть любой объект действительности и общественной практики.

Художественная деятельность включает различные виды продуктивной активности человека в сфере искусства: исполнительство, интерпретацию, восприятие и переживание произведений искусства. Они объединены между собой тем, что обеспечивают функционирование художественной культуры, художественного отражения действительности.

В основе художественной деятельности как процесса освоения человеком особой художественной действительности лежит творческая активность человеческого сознания. Ее основное содержание - воплощение специфических художественных образов, в которых претворяются сложные содержания духовного мира человека. Таким образом, она выступает как особая форма взаимодействия сознания и практики. В регуляции всех видов художественной деятельности координирующую роль выполняет художественное переживание, которое интегрирует эффективные влияния других регуляторов: художественных эталонов, потребностей, вкусов, мотивов, целей, установок.

Человек в художественной деятельности не только познает внешний мир, но и обретает опыт выражения своего внутреннего мира, становится в позицию субъекта эстетической деятельности. В процессе он больше занят внутренним образом предмета, нежели оригиналом вовне, и в своей фантазии выходит за пределы актуального настоящего, с которым связано его сознание.

Отношение школьников к искусству реализуется на трех уровнях:
знакомство с художественным произведением («потребление искусства»);
приобретение искусствоведческих знаний;
собственно художественное творчество.

Рассмотрение структуры художественной деятельности в динамическом аспекте требует учета всей совокупности общественной жизни (истории развития этой деятельности, техники, жизненного пути субъекта этой деятельности).
Целесообразно выделение следующих уровней художественной деятельности:
развитие восприятия художественной литературы, произведений музыкального и изобразительного искусства;
обучение навыкам творческого исполнительства;
формирование способов творческих действий.

В соответствии с этим художественная деятельность подрастающих поколений должна организовываться таким образом, чтобы в процессе ее последовательно решались следующие задачи:

развитие способностей к восприятию прекрасного, эстетических представлений и чувств;
приобщение к деятельности в сфере искусства посредством воспитания потребности и привычек вносить элементы прекрасного в быт, общественные отношения;
формирование основ художественного вкуса и на этой основе способности к самостоятельной оценке произведений искусства и явлений жизни;
- развитие художественно-творческих способностей. Художественная деятельность дифференцируется по характеру включенности в нее школьников. Возможно два варианта:

1) когда у школьника сложилась достаточно четкая ориентация на худо-
жественно-значитмые явления искусства, развилась способность к их
адекватному восприятию, сформировалось желание овладеть необхо-
димыми знаниями и заниматься творчеством;

2) когда у школьников отсутствуют сформированные установки, предпочте-
ния неустойчивы, художественные способности относительно неразвиты.
В современной литературе принято рассматривать следующие направления художественной деятельности школьников, соответствующих следующим видам искусства: литература, кино, музыка, театр, изобразительное искусство, хореография.

На уроках музыки учащиеся могут быть включены в следующие виды деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, изучение нотной грамоты, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах детского оркестра, импровизация.
Современная средняя общеобразовательная школа обладает большими возможностями в организации внеурочной музыкально-художественной деятельности: факультативы, кружки. Все внеурочные формы работы в сочетании с уроком музыки должны быть подчинены цели формирования творческого потенциала личности школьника.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Перевод денег в Китай оплата поставщикам в Китай.