Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Авдеенко Т. П.
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (г. Гомель)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Развитие самосознания личности является центральным образованием юношеского возраста и условием формирования индивидуальности. Самосознание - это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Оно характеризуется также и представлением о самом себе. При этом выделяют следующие проблемы в формировании личности:
1. Снижение самоуважения и как частное следствие - социальная дегра-
дация, агрессивность и тяга к преступлению.

Подверженность влиянию группы, конформность, отсутствие своего мнения.
Глубокое изменение восприятия. Молодые люди с негативной Я-кон-цепцией с трудом осознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
Оценить значение внутренних процессов самосознания часто бывает трудно потому, что они неразрывно связаны с практической деятельностью личности, ее взаимодействием с внешним миром. Формирование позитивного самосознания (адекватная самооценка, уверенность в себе, обретение чувства собственного достоинства, положительного самоотношения и самоуважения) является основным условием успешной самореализации личности, которая осуществляется в процессе творческой деятельности.

Деятельность - это преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций в процессе развития отношений с внешним миром. По своему проявлению активность может быть внешняя (реализуемая) и внутренняя (потенциальная). В процессе самореализации важна последняя, которая определяется мировоззрением, ценностными ориентациями, способностями, потребностями, интересами - всем субъективным миром личности. Реализация потенциальных возможностей происходит в процессе творческой деятельности. Творчество - это самосотворение самого себя и своего мира.

В учреждениях культуры индивид, являясь соучастником действия, учится воспринимать общекультурные ценности, социальные нормы; сильнее проявляет способности, развивает склонности. Чем шире возможности учреждения культуры для творческой деятельности, тем успешнее идет развитие и формирование личности. Сегодня необходимо учитывать, что люди стремятся удовлетворить свои потребности в самовыражении посредством активной деятельности.

В данном случае мы будем рассматривать молодежную аудиторию, как наиболее восприимчивую к изменениям окружающей действительности и способную к ее преобразованию. Характерной особенностью молодежной среды в сфере культуры являются поиски новых средств творческой деятельности. Новаторский дух, свойственный многим молодежным объединениям, способствует росту активности и создает оптимальные условия для личностной самореализации.
Регулярное, внутренне осознанное и активное участие юношей и девушек в тех или иных видах коллективного творчества и, что особенно перспективно, в создании культурных ценностей способствует развитию двусторонней связи учреждений культуры и молодежной аудитории. Углубление взаимопонимания специалистов культурно-досуговой деятельности и различных групп молодых людей расширяет возможности позитивного взаимодействия на мотивацион-ную и поведенческую сферы личности.

При работе с молодежью необходимо учитывать индивидуальный характер освоения личностью каждой из сфер социально-культурной деятельности - ролевого взаимодействия, игровой культуры, социокультурного творчества, позволяющих наиболее полно выразить себя.
Основной задачей социальной педагогики является организация адекватной, достаточной и ненавязчивой помощи молодым людям в самоопределении, поддержка в реализации ими своих стремлений.

Таким образом, возникает вопрос: что необходимо для оптимального процесса самореализации? Нужны условия и адекватный уровень самосознания личности: удовлетворенность собой и своей жизнью; наличие уверенности в себе, своих силах, в будущем; отсутствие страха и тревожности; положительная оценка окружающих (одобрение); круг значимых других или референтная группа; успех в деятельности.

Однако в процессе самореализации юноши и девушки могут столкнуться с некоторыми трудностями:
Часто молодые люди лишены объективной информации о себе, своих возможностях, задатках, способностях, что приводит к личному кризису, конформизму.
Они оказываются не в состоянии выбрать адекватные ориентиры для самореализации, что проявляется в изменении самосознания и самооценки; возникают проблемы из-за того, что им не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир.

Поэтому важным, на наш взгляд, для социально-педагогических служб является создание инновационных социокультурных технологий, основанных на учете индивидуальных особенностей и типологий личности, способствующих самореализации в юношеском возрасте. Применение социально-педагогических методов воспитания позволяет определить систему внутренних и внешних условий самореализации, включить личность в позитивные виды деятельности на каждом этапе ее развития. При этом возникает необходимость целенаправленного формирования психологической готовности юношей и девушек к самореализации и самовыражению. Важно также формировать адекватную самооценку, предоставлять возможность для появления творческой инициативы.

Таким образом, работа по организации культурно-досуговой деятельности молодых людей должна строиться с учетом их психолого-педагогических особенностей, потребностных ориентаций и стремлений к самореализации. Необходимо помнить и о том, что в культурно-досуговой сфере, кроме общего управляемого процесса, существует и спонтанная деятельность людей. Можно сделать вывод, что система культурно-досуговой деятельности соединяет деятельность учреждений культуры и спонтанно развивающийся процесс самовыражения личности, создавая оптимальные условия для практической реализации духовных потребностей индивида.

Выявление познавательной и эмоциональной направленности личности помогает определить индивидуальные формы самореализации посетителей учреждений культуры, так как психологические особенности восприятия играют важную роль в формировании сознания творческой личности. Восприятие информации осуществляется через взаимодействие потребностей, мотивов, мыслей, чувств, настроений, интересов, т. е. через всю структуру личности.

Познавательная и досуговая деятельность может рассматриваться как условие для проявления самостоятельности личности при выборе способов реализации своих возможностей. Развитие ее является значимым моментом для юношей и девушек как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. А для этого необходимы сведения об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Данную проблему решает коррекционный тренинг, включающий в себя не только практическую, но и теоретическую часть: информацию о принципах развития личности и структуре самосознания.

Знание специалистами учреждений культуры психологических механизмов восприятия и творчества позволяет им осуществить правильный выбор видов и форм культурно-досуговой деятельности. В ней (включая и домашнюю) существует до 450 различных форм - программ и видов предметной деятельности, где процесс восприятия и процесс общения являются одним целым.

В связи с разнообразием типов личности и характером их индивидуального проявления необходимо обеспечить создание обстановки сотворчества, согласия, добровольной реализации творческой самодеятельности. Все это объединяет людей в общность, способную удовлетворить личностные и групповые досуговые интересы, способствует активизации совместной социокультурной деятельности.

Важным моментом является создание условий для открытых дискуссий, спонтанного самовыражения, сопереживания и сочувствия, активного стремления к самоутверждению в процессе неофициальных отношений. Поэтому именно поиск новых форм культурно-досуговой деятельности создает условия для максимальной реализации творческих возможностей посетителей учреждения культуры. Умение специалистов, работающих в них, не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в процессе культурно-досуговой деятельности. Многократные, систематические и разнообразные методы воздействия способны глубоко проникать во внутренний мир сознания личности. Поэтому специалисту учреждения культуры при подготовке и проведении культурно-досуговых программ необходимо избегать однообразных методов, искать интересные приемы, способствующие оптимальному уровню восприятия.

Развитие культурно-досуговой сферы, занимающейся воспитанием и формированием сознания молодых людей, представляется перспективным и социально значимым направлением. Однако некоторые формы воздействия нуждаются в качественном улучшении: тематика проводимых программ, культура поведения, стилистика выступлений, количество контактов со специалистами и различными общественными организациями. Задача повышения воспитательного потенциала молодежных объединений, в том числе и таких, как дискотека, студенческие клубы, клубы по интересам и т. п., является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Ее решение может заключаться в проектировании и осуществлении таких педагогических ситуаций, которые соответствуют специфике молодежной среды. Заслуживают внимания игровые, дискуссионные, познавательные, исследовательские и экспериментальные элементы в совместной досуговой деятельности участников. Педагогические ситуации, насыщенные интересными творческими задачами, их решение в ходе коллективной деятельности способствуют позитивному воздействию на мотивационную и поведенческую сферы личности. Кроме этого, необходимо создание оптимальных условий для самопринятия и самореализации (самовыражения).

В связи со сложившейся ситуацией возникает необходимость формирования у юношей и девушек адекватного самосознания, развития осознавания своих когнитивных способностей, эмоциональной сферы и умения прогнозирования своего поведения. Поэтому одним из методов работы социального педагога является создание педагогической ситуации, предрасполагающей к активному самопознанию, которую можно реализовать с помощью коррек-ционной программы.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы