Щёголева Т. П., СалитаЖ. Е.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В процессе коммуникативно направленного обучения иностранному языку преподаватель решает чрезвычайно трудную задачу - организовывать коммуникативную деятельность обучаемых и помогать им во время этой деятельности, выступая в качестве советчика, а не проверяющего. Для решения этой задачи нужно хорошо знать своих студентов, их способности, возможности и уровень развития и соответственно распределять учебный материал, дозировать помощь при работе, дифференцировать требования, предлагать различные виды и уровни заданий. То есть преподавателю приходится решать проблему индивидуализации обучения. Подобная проблема возникает особенно часто при работе с видеоматериалами, что обусловлено сложностью таких форм работы, так как тут наиболее чётко начинают проявляться индивидуально-психологические особенности студента: речевая аудитивная память, речевое аудитивное внимание, речевая аудитивная выносливость, которые непосредственно влияют на качество восприятия и понимания речи.

Поэтому в основу занятий английского и немецкого языков мы кладём модифицированную циклическую селективно-лабораторную модель обучения, предусматривающую индивидуализацию процесса обучения во всех звеньях.

В цикле занятий мы выделяем три основных подцикла: первый - дола-бораторный, во время которого студенты активно осмысливают и первично усваивают языковой материал. Во время второго (лабораторного) - вырабатывают речевые навыки. Третий подцикл (послелабораторный) предусматривает употребление усвоенного речевого материала в условиях, приближенных к реальной ситуации общения.

При использовании видеофонограммы мы выделяем три важнейших этапа формирования языковых действий: презентация языкового материала, автоматизация использования речевого материала и применение речевого материала в продуктивном общении, этапы формирования языковых навыков соотносим с -подциклами обучения по цикличной модели соответственно. При такой дифференциации на долабораторном подцикле формируются первичные знания. На этом этапе целесообразны упражнения на имитацию, а также на изменение информации. В конце занятия проводится тест, с помощью которого определяется уровень овладения новым материалом. На втором занятии этого этапа мы готовим задания для отдельных подгрупп студентов, учитывая результаты тестирования. Подгруппа студентов с низким уровнем развития языковых навыков продолжает работать над упражнениями той же сложности, в то время как студенты со средним и высоким уровнем подготовки приступают к более сложным упражнениям.

Во время лабораторного подцикла широко используются видеофонограммы, которые помогают учащимся быстро перейти от восприятия к формированию явлений и понятий. Видеофонограмма даёт специальную психологическую установку, стимулирует студентов к высказыванию. Все студенты группы начинают работу с использованием имитационных упражнений. Например: последовательное проговаривание за диктором отдельных упражнений, воссоздание фрагментов видеофонограммы, изложение отдельных фрагментов
ит.д.

Студенты с высоким уровнем языковой подготовки первыми переходят купражнениям на дифференциацию. Затем им предлагаются подстановочные и трансформационные упражнения. Особенно эффективным для студентов с высоким уровнем подготовки мы считаем следующее:
- изложение содержания видеофонограммы от своего имени или от имени действующих лиц, пересказ её содержания в другом времени;
- пересказ содержания диалогов в форме рассказа;
Следующий подцикл - послелабораторный - имеет целью использование усвоенного материала в условиях, приближенных к реальным ситуациям общения, и отвечает уровню формирования языковых умений. Продвинутые и одарённые студенты особенно активны при выполнении следующих упражнений:

вопросы друзьям или преподавателю по материалам кадра, эпизода, фрагмента;
критический анализ содержания увиденного с высказыванием своего отношения;
- озвучивание немого варианта плёнки и т. д.

Один из принципов индивидуализации на этом этапе - способствовать тому, чтобы студенты с высоким уровнем развития языковых навыков получали задания, соответствующие уровню их подготовки, интересам и склонностям. Для этого важно так организовать обучение, чтобы оно соответствовало более высокому уровню мышления студента, позволяло ему развивать свои творческие способности, повышать мотивацию, интерес, укреплять сознание полезности формируемых навыков и умений. Считаем, что предлагаемая нами модель обучения может способствовать осуществлению этого в полной мере.

Литература:

  1. Brumfit, C. ommunicative Methodology in Language Teaching C. Brumfit -Cambridge University Press, 1998.
  2. Brumfit C. - Problems and Principles in English Teaching C. Brumfit - Pergamon Press, 1996.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы