Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СУБСТАНТИВОВ В ИДИОЛЕКТЕ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА


Урбанович И. Г.
(г Минск)

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СУБСТАНТИВОВ В ИДИОЛЕКТЕ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА

Анализ идиолекта писателя, входящих в него различных речевых элементов с точки зрения живых форм и категорий современной языковой системы «не может не учитывать искусственных или неискусных, не соответствующих языковой действительности построений писателя» [2, с. 195]. В связи с этим следует учитывать важность экспрессивно-смысловых принципов отбора, объединения, сочетания и мотивированного применения авторских выражений и конструкций.

Эстетически оправданными и художественно актуальными оказываются такие языковые средства, как окказиональные образования. Окказиональные слова - слова, созданные «по случаю», для определенного контекста. В лингвистике существуют различные точки зрения относительно основных признаков окказиональности. Исследования номинативных свойств окказиональных единиц (в дальнейшем ОКК) затрагивают три направления: «во-первых, будучи единицами, построенными из деривационного материала и в соответствии с закономерностями словопроизводства, они рассматриваются ономасиологами с тех же позиций, что и канонические слова. Во-вторых, когда принимается во внимание такой аспект, как вхождение/невхождение новообразований в язык в качестве социально значимого обозначения «кусочка действительности», эти слова, в отличие от канонических, характеризуются как единицы, обладающие «номинативной факультативностью». В-третьих, номинативная специфика окказиональных слов выявляется применительно ктой или иной сфере (стилю) речи - разговорной, художественной, публицистической» [1, с. 115].

Различают словообразовательные, семантические, фразеологические, грамматические, морфологические и синтаксические окказионализмы. Р. Ю. Намитокова выделяет следующие способы окказионального словообразования, характерные для художественной речи: «редеривация (нечаянный-чаянный), субституция - замена морфем, сегментов слов, компонентов сложного слова (отдарочек), контаминация - проникновение первой части одного слова в другое и вытеснение его начала (ломастер от ломать мастер), тмезис - вторжение аффикса или слова внутрь слова (еже-почти-минутно), наложение - на конец основы одного слова накладывается омонимичное начало второго слова (ленингра-дуга)» [4, с. 141].

Исследуя специфические причины порождения окказионализмов, Е. А. Земская акцентирует внимание на таких явлениях, как: «а) междусловное наложение (заходерзистость - Заходер+дерзости); б) контаминация (соединение двух узуальных слов, порождающих окказионализм: профанакторий -профанация+профилакторий); в) слияние (использование в качестве базы для слова, словосочетания или предложения: какбычегоневышлисты/Е. Евтушенко); г) образования по конкретному образцу (крикоинот новокаин); д) построение слов с вымышленными корнями (забубенить в значении засунуть); е) важность начального согласного (гномобильот гном+автомобиль); ж) «словообразовательный куст» (набор производных слов от производящей основы слова: слово злодей. Из стихотворения В. Хлебникова «О пане Злодиевском»); з) высвобождение аффиксов и других частей слова (надцатилетие); и) использование аффиксов в качестве базовых основ (фамилия Крутихвост+»щина» - Кру-тихвостщина); к) каламбурные и паронимические пары со словами (метоста-зы - дуростазы)» [3, с. 190-198].
Художественному языку Ф. Искандера свойственны многочисленные вкрапления в текст неузуальных новообразований. Такие единицы в идиолекте писателя используются с целью воссоздания определенного колорита того времени, специфики речи, а также для характеристики героев. В художественном языке Ф. Искандера среди морфологических окказионализмов было выделено 236 ОКК-субстантивов. Способы их образования многообразны, в частности, были выделены следующие:

1.Редеривация - 17 единиц (Амфа. Внетиповое образование. Образовано усечением части корня: амфора'!амфа. Гуднуть в амфу-значит опустошить ее... (Сандро из Чегема. Книга 3. Глава 31. Джамхух - Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски).
2.Субституция - 38 единиц (Застольцы. ОКК Образован от основы им. существительного стол: за-+ стол'-+-ц-(ы). Человек присел за стол, властно оглядел обоих застольцев... (Влюбленная парочка).

3.Тмезис - 23 единицы (Англичания. Словообразовательная внетиповая деривация. ОКК Образован путем дополнительного присоединения аффикса -чан- к основе существительного Англия. - Вот и сидел бы в своей Англича-нии, - сказала бабка уже более спокойно... (Сандро из Чегема. Книга 3. Глава 29. Большой день большого дома).

4.Образование по конкретному образцу - 17 единиц (Креслоносцы. Словообразовательная деривация, аналогия со словом крестоносцы/: кресло+-носцы/. Чегемской жизни противостоит карнавал театрализованной сталинской бюрократии: креслоносцы/захватили власть (Сандро из Чегема. Книга 1. От автора).

5.Междусловное наложение - 2 единицы (Мужчинство^ОКК Образован междусловным наложением: мужчина+мужествоЧмужчинство. Мужество -от ума, от мужчинства (Стоянка человека).

6.Конфиксный - 4 единицы (Сокувшинники. ОКК Образован конфикс-ным способом по аналогии со словом собутыльники: со-+кувшин+-ник-(и). ...Они, эти ноги, намекали на возможность, получив прощение и доступ в родной дом, отхапать там чего-нибудь поприличней и дать драпака к своим древним собутыльникам, если тогда были бутылки, или к сокувшинникам, если бутылок не было (Морской скорпион).

7.Сложение целых слов - 9 единиц (Кинообжорство. ОКК Образован путем сложения целых слов: кино+обжорство. Иногда мне кажется, что она этими бесконечными упреками освобождала душу от небольших угрызений совести за наше кинообжорство(Школьный вальс, или Энергия стыда).

8.Сложение основ знаменательных частей речи - 39 единиц (Кро-ликоварение. ОКК Образован сложением основ им. существительных с помощью интерфикса, аналогия со словом пищеварение: кролик+-о-+варение. ...Кроликоварение - что скрывать! - все еще доставляло ему немало удовольствия (Кролики и удавы).

9.Сложение части слова и основы знаменательной части речи -8 единиц (Лжегорцы. ОКК Образован сложением части слова лже и основы им. существительного горцы/. Правда, в начале 1953 года он написал статью под названием «Лжегорцы/ Кавказа» и дал маху (Сандро из Чегема. Книга 1. Глава 7. История молельного дерева).

Сложение частей слова по аналогии - 3 единицы (Секстерьер. ОКК Образован сложением двух частей слов с нулевой суффиксацией по аналогии со словом фокстерьер: секс+терьер....Я страдал пять лет, пока она была рядом, хотя по-своему любил ее: невероятный секстерьер (Муки совести, или Байская кровать)!)

Сложение предлога и основы знаменательной части речи -1 единица (Бездомье. ОКК Образован путем сложения предлога и им. существительного в Р. п.: без+дом (а)+';(э). И никто их никогда не накрывал в их бездомье (Мимоза на севере).

Дополнительная суффиксация -чик-/-щик-/-тельс обозначением лица по роду занятий - 7 единиц (Халтурчик. ОКК Образован путем дополнительного присоединения суффикса -чик- коснове слова халтура. Ковыряясь, он вполголоса исчерпал все абхазские проклятия в адрес кузнеца и в конце неожиданно припечатал его русским словом: - Халтурчик(Сандро из Чегема. Книга 2. Глава 21. Чегемская Кармен)!)

Дополнительная суффиксация -инк-/-ин-/-очк-/-ц-/-ек-/-ик-/-ец-/-ёнок- со значением ласкательности, уменьшения признака, единичности, презрения/пренебрежения - 23 единицы (Стыдёнок. ОКК Образован путем преобразования им. существительного м. р. стыд дополнительной суффиксацией -ёнок-: стыд+-ёнок. Значит, соображал Чик, если взять десять кусков курятины, на каждый останется маленький стыдёнок(Чик чтит обычаи).
Построение слова с вымышленными корнями - 2 единицы (Пин-дос. Внетиповое образование с вымышленным корнем в значении «шпик/шпион/осведомитель». Его бедный пиндостак усердно следил за преступниками, что не заметил, как один из них уже сам идет по его следу (Сандро из Чегема. Книга 2. Глава 15. Молния-мужчина, или Чегемский пушкинист).
Высвобождение аффиксов/частей слова - 10 единиц (Велоп. Образован путем высвобождения других частей слова: велосипед'!велоп. - Мой старший брат на руле своего велопа всегда держит красный флажок (Чик и белая курица).

Образование с аффиксацией от внетиповых топонимов - 4 единицы (Чегемство. ОКК Образован путем дополнительного присоединения аффикса абстрагированного качества к внетиповому топониму: Чегем+-ство. Стыд за похотливость, или злозадость, как говаривали чегемцы, - последнее, что в нем оставалось от чегемства(Софичка).

Изменение рода - 4 единицы (Перило. Внетиповое образование. ОКК Образован посредством изменения числа и рода конкретного парного им. существительного мн. ч. перила: перил-(о). ...Оно чересчур разогналось, ударилось о боковое перилои, выломав его, чуть не вывалилось в реку (Сандро из Чегема. Книга 1. Глава 5. Битва на Кодоре, или деревянный броневик имени Ной Жордания).

Образование от вербатива/ОКК-вербатива - 2 единицы (Гаканье. Образован от окк-вербатива гакать (особенно произносить звук [г]) суффиксацией: гака-+-н'-(э). С кубанцами она говорит, незаметно впадая в гаканье... (Школьный вальс, или Энергия стыда)
Образование с суффиксом абстрагированного качества -ость/-ство - 6 единиц (Пизанство. Внетиповое образование. ОКК Образован от основы относительного им. прилагательного посредством присоединения суффикса абстрагированного качества -ство-: пизан-+ -ство. Теперь, кажется, я добрался до источника моего отвращения ко всякой непрочности, ко всякому проявлению пизанства (Сандро из Чегема. Книга 2. Глава 20. Дядя Сандро и раб Хазарат).

Внетиповое образование по аналогии - 3 единицы (Почтарь. ОКК Образован по аналогии с им. существительным звонарь: почт-+-арь. ...Кунта, работая почтарем, заблудился во время зимней метели в двух шагах от собственного дома (Сандро из Чегема. Книга 3. Глава 32. Дерево детства).

Образование изменением флексии - 5 единиц (Польты. Внетиповое образование. ОКК Образован фонетической меной корня и флексии основы неизменяемого им. существительного: пальто - польт(ы). Какой-то гардеробщик орал другому гардеробщику, чтобы тот не выдавал «польты»... (Морской скорпион)

Использование жаргонной лексики с целью передачи специфики речи героев - 2 единицы (Кумпешка. Использован в значениях «голова», «глупый». 1. Что, что, подумал Чик, а кумпешка (голова) у меня работает (Страшная месть Чика). 2. - Я уже полчаса слежу за тобой, неужели ты такая кумпешка(глу-пый), что не понимаешь - нырка в воде нельзя поймать (Чик и белая курица)?)

Изменение начального значения - 1 единица (Штрипки. 1. значение - тесьма на штанине, охватывающая ступню снизу. 2. авторское значение -бретелька, лямка через плечо у купальника. Присев возле жены Сергея и стряхнув со штрипкиее купальника неведомую соринку, он сообщил, что договорился с водителем глиссера и тот приедет катать их на морских лыжах (Морской скорпион).

Образование от основ имен собственных - 2 единицы (Чанкай-шист. ОКК Образован от основы им. собственного Чанкайши(употреблен в значении «автоинспектор») с последующей суффиксацией: чанкайши+ -ст. -Чанкайшистприсосался! Я оглянулся. За нами мчался мотоцикл автоинспектора (Должники).

Использование аффиксов в качестве базовых основ - 1 единица (Бригадмильцы. ОКК употреблен в значении «члены бригады милиции»: им. существительное бригад(а)+им. существительное милиция '!бригадмильцы\. В помещении, прохаживая излишек энергии, топтались бригадмильцы/(Моя милиция меня бережет).

Образование множественного числа суффиксацией - 1 единица (Пацанва. Образование мн. ч. им. существительного с помощью суффикса -в-: пацан+-в-(а). - Не дрейфь, пацанва! Я любой мяч, как пончик, схаваю (Чик и Пушкин)!

Намеренное фонетическое авторское искажение - 1 единица (Невры. Мена местами фонем [р]'![в]). Использование искаженной лексики с целью передачи специфики речи героя. - У меня невры/как папиросная бумага, - гордо сказал Ясон (Ночь и день Чика).
Чередование гласных в суффиксе - 1 единица (Очаровушечка. ОКК Образован чередованием гласных в суффиксе: --аш (ечка) '!-уш(ечка). - Гун-дочка такая хорошенькая, такая миленькая, такая очаровушечка, что я счастлив за нашего Джамхуха (Сандро из Чегема. Книга 3. Глава 31. Джамхух - Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски)!).

Таким образом, в процессе создания авторских окказиональных субстантивных новообразований писателем используются разнообразные способы морфологического характера. Данные образования органически входят в словесную ткань произведений Фазиля Искандера, выступая, наряду с другими языковыми средствами, в качестве важнейших элементов, определяющих индивидуальность и своеобразие его произведений.

Литература

  1. Белова, Б. А. О номинативных свойствах окказионализмов художественной речи Б. А. Белова Номинативные единицы языка и их функционирование. Межвузовский сборник научных трудов Кемеровского гос. университета. - Кемерово, 1987.
  2. Виноградов, В. В. О языке художественных произведений В. В. Виноградов. - М, Госиздат художественная литературы, 1959.
  3. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность  Е. А. Земская. - М.: Наука, 1992.
    Намитокова, Р. Ю. Авторские неологизмы: Словообразовательны/й аспект  Р. Ю. Намитокова. - Издательство Ростовского ун-та, 1986.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Статья взята с сайта