Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ ЯЗЫКА: ПАРАДИГМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Титовец Т. Е.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ ЯЗЫКА: ПАРАДИГМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В период возрастающей информатизации общества, под давлением постиндустриальной эпохи, монополии информационных технологий изменяется и художественный язык как социокультурный феномен, теряя значения и понятия, слишком громоздкие или малопонятные для нужд рекламы, Интернета или срочной обработки массивов информации. По мере выхолащивания языка современному человеку все меньше требуется слов для выражения своих впечатлений, душевных переживаний.

Утрачивая естественный художественный язык, мы делаем его искусственным, отдаляя его от бытия. Отражение реального мира становится все более упрощенным и затуманенным по мере вымирания значений и понятий, не служащих нуждам рекламы. Язык теряет свои оттенки, а впитывающий его ребенок лишается возможности испытать высокие чувства, способность к утонченным состояниям души, которые век назад еще могли передать великие писатели и поэты. Однако комплексная оценка такого негативного явления в мире не под силу многим выпускникам системы университетского образования, не осознающим роль языка в познании мира и развитии человека.

Рассмотрение проблемы знакового (и в частности языкового) опосредования развития человечества требует обращения к антропологической сущности языка, его функциям в развитии человека как в антропогенезе, так и в онтогенезе.

В неклассической парадигме философии языка, основанной Гумбольдтом, язык приобретает в онтологии человеческого сознания статус медиатора (посредника) между предметным миром и человеческим духом - язык делает предметность внешнего мира содержанием человеческого сознания, открывая возможность мышления о мире. Такая антропологическая функция языка достигается благодаря дискретности его единиц - возможности их комбинаторики как существенного свойства языка. Слово представляет собой скрытое обобщение, так как оно не просто называет предмет, а выделяет в нем существенные признаки, по которым он и относится к классу этих предметов. Человек думает словами, он обобщает их значениями предметы в категории. Поэтому значение слова - единица мышления.

<Как отмечают выдающиеся представители немецкой антропологии, М. Шелер, А. Гелен, такая способность человека мыслить категориями, знаками и создавать новые знаки по мере познания бытия и самого себя на раннем этапе антропогенеза позволила человеку свободно оперировать объектами в уме. Таким образом, язык, как разгружающая инстанция, помог нашим предкам сместить центр тяжести человеческих усилий на более высокие и менее трудоемкие уровни, делая поведение человека все более предвосхищающим и адаптированным к нестабильности мира, преодолеть границы «здесь и теперь». Благодаря возникновению языка и экономной упаковке идеальных форм в человеческом сознании стало возможным творчество.
Тезис о языке как порождающем феномене, лежащим в основе созидания смысла, дает основания выделить следующие метаидеи о языковой сущности человека.

1. Постижение смысла бытия тождественно его языковому конструированию («Где слова нет, там вещи нет для нас»). Не случайно Хайдеггер называет язык «домом бытия». Поэтому сущность образования заключается в научении растущего человека отзываться на бытие мыслью - интеллектуально-волевым человеческим усилием искать словесные формы мироистолкования, моделировать картину мира через напряженную деятельность «означивания» реальности. В подтверждение значимости такой умственной практики современный представитель психолого-семиотических исследований В. Розин ставит в зависимость развитие психики от процесса формирования новых понятий, поскольку сигнификация как процесс создания и употребления знака - это, с одной стороны, способ разрешения определенной социальной проблемы, а с другой, - переорганизация деятельности с учетом использования нового знака. А переорганизация деятельности в свою очередь влечет переорганизацию психики. Быть открытым бытию и интеллектуально-волевым усилием творить новые понятия, означивать феномены этого бытия - суть единого процесса сигнификации как движущей силы развития человека. Без сигнификации открытость миру как родовое свойство человека было бы невозможно.

2.Суть мира, накопленный человечеством опыт мироистолкования отражается в словесном строе языка (принцип лингвистической опосредованнос-ти). Поэтому практика анализа языка, повышенное внимание к образцам естественного функционирования слова в ситуативных контекстах с целью исключения из собственной речи (так называемого личного перформанса) неправильных употреблений, излишних обобщений (генерализаций) корректирует сложившуюся смысловую картину миру обучаемого, позволяя ему постигнуть достигнутые человечеством вершины в понимании мироздания и места человека в нем. В такой «языковой терапии» заключается вторая, встречная предыдущей по своему направлению, линия антропологизации образования, обеспечения его природосообразности. Истинный человек, ставший на путь самосовершенствования, стремящийся к реализации своей природной сущности, готов и способен прислушиваться к языку, открывать его в себе, видеть в нем детерминанту своего миропонимания, а также уметь переводить возникающие мировоззренческие проблемы в плоскость языка, решать их посредством анализа последнего.

Оба направления познания мира через познание языка (словесное означивание нового феномена бытия («ах вот, как это называется») и распознавание в бытии нового закона благодаря постижению значения определенного понятия «ах вот, как в жизни это проявляется») обосновывается Р. Бартом как второе измерение познавательной деятельности человека наряду с первым -непосредственным познанием вещественного мира («Для человека познающего язык составляет природу»).

3.Язык - это не только средство познания мира, но и онтологическая основа сознательной деятельности, существенным признаком которой является целеполагание (философско-психологическое положение о единстве развития мышления и речи). Как отмечает А. Ю. Корнеева, процессы, относящиеся к сфере неосознаваемой деятельности мозга, не связаны с речью. Мыслящий субъект воспринимает эти процессы в неязыковой форме. Следовательно, целеполагание связано со способностью переводить желание в языковую форму - текст (Лакан). Дидактическое обеспечение такой вербализации умственных действий (метакогнитивная подготовка) в образовании существенно повысит возможности реализации творческой сущности человека, его деятель-ностной природы.

4.Язык - это отражение той части бытия, которое уже получило осознание человеком. Но бытие содержит феномены, не подлежавшие языковому описанию до настоящего момента. По мере их осознания язык меняется, обогащается, обнаруживая в себе возрастающий логос. Образование, призванное научить человека творчеству, должно не только акцентировать внимание на устоявшихся значениях и правилах в языке, но и обеспечить определенную языковую свободу, вариативность, выход в горизонт возможных миров индивидуального и социокультурного опыта, не связанных с наличными, иными словами, научить растущего человека «языковымиграм». Содной стороны, они позволяют растущей личности выходить за пределы своих социальных ролей и вербализировать возможные миры - мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному, сохраняя при этом установку на понимание слушателя (основное правило языковой игры). С другой стороны, в языковых играх, обучаемые учатся играть смыслами и значениями, самостоятельно задавать глубину артикуляции идеальных объектов, этим самым прогнозируя дальнейшие варианты эволюции языка, еще больше его антропологизируя, т. е. подчиняя его функции служения человеку - делая поведение человека более предвосхищающим и адаптированным к нестабильности мира. В этом заключается четвертая функция образования - научить человека совершенствовать человеческий язык и давать адекватную оценку изменениям, происходящим в языке на данном этапе его развития.

5.Поскольку язык отражает картину мира, сложившуюся в восприятии определенного народа, можно предположить, что изучение человеком иностранных языков и осмысление их сходств и отличий усиливает антропологическую функцию языковой практики различного характера. Исследования психолингвистики обнаруживают взаимосвязь между изучением иностранного языка и развитием системного мышления. В. Г. Костомаров утверждает, что осознание символической функции языка, которое происходит в результате освоения иноязычных эквивалентов речевых единиц родного языка, побуждает говорящего переоценивать привычные явления действительности с точки зрения более глубоких обобщений на уровне концепции, что способствует развитию абстрактного мышления. Следовательно, иноязычное образование будет отвечать функциям реализации человеческой природы в том случае, если оно ставит целью не только формирование иноязычной компетенции как таковой, а системных эффектов билингвальности (например, способности межкультурного анализа мировых реалий, глубина артикуляции и концепту-альности идеальных объектов как в иноязычной, так и в родной речи, способность к рефлексии своей идентичности и овладение способами представления родной культуры в чужой стране, экономичность и снижение степени псевдокоммуникативности как иноязычной, так и родной речи, нахождение способов межязыковых переносов в языковых играх и т. д. )

Демонстрация имманентной взаимосвязи между развитием человека (и человечества) и характера его языковой практики вооружает личность обучаемого когнитивной основой для самопроектирования, а также управления языковой политикой как на региональном так и более широком масштабе.

Трофимович Т. Г.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск)

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Купить диплом о высшем образовании.