Сенина Т. А.
Минский государственный лингвистический университет

 

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Исходя из того, что публичная речь создается оратором с учетом компонентов ситуации и характеризуется высокой степенью диалогичности, то есть ориентированностью на аудиторию, психолингвистическое исследование публичной речи как вида дискурса подразумевает выявление ее специфики порождения оратором и понимания аудиторией. Это служит основанием для рассмотрения публичной речи как сопряженной модели деятельности оратора и аудитории.

Модель порождения дискурса оратором состоит из следующих этапов. На мотивационно-побудительномуровне предметом деятельности является мысль и смысл высказывания. Отличия в целях и задачах коммуникации требуют от говорящего изменения стратегии речевого поведения, речевой деятельности, выбор определенного жанра, что влияет на формирование общей семантической программы. Все это оратор осуществляет на ориентировочном-исследовательском этапе, где говорящий не только осуществляет выбор адекватных языковых и речевых средств для реализации главной идеи, но и связывает, оформляет, трансформирует смысловое, композиционно-структурное, лексико-грамматическое, тема-рематическое содержание высказывания. Третий, исполнительский этап создания собственного дискурса оратором имеет внешнее выражение, то есть это оформленный и доведенный до автоматизма в звуковой (и графической) форме общий смысл высказывания. Продуктом данных трех этапов является публичная речь, в которой воплощено психологическое содержание деятельности, условия ее протекания и особенности личности оратора. При исполнении высказывания говорящий контролирует процесс реализации задуманного им замысла, наблюдая за реакцией аудитории.

Принято считать, что оратор при превращении мысли в дискурс и аудитории при его восприятии и понимании должны осуществлять по отношению к дискурсу одни и те же действия, но в разном порядке. На самом деле, понимание дискурса - это не пассивное движение слушающего от значения к замыслу, во время которого представленная выше модель порождения высказывания «работает» в обратной последовательности. Понимание дискурса оратора слушающими - это активное преобразование, представляющее собой многократное перекодирование.

На мотивационно-побудительномэтапе при восприятии дискурса аудитория уже с первых минут демонстрирует встречную мыслительную активность и пытается понять интенции оратора, его цель, моделируя целостный замысел его дискурса. На ориентировочно-исследовательскомэтапе осуществления деятельности говорящий должен обеспечить активное включение поступающей информации в память слушающих, максимальную концентрацию внимания аудитории на выделенном существенном. Важную роль на данном этапе также играет адекватная референция, соотнесение высказывания с реальностью: незнание фактов действительности, которая стоит за дискурсом, ведет к коммуникативным недоразумениям и неудачам. Этот этап - переход к испол-нительномууровню деятельности, так как здесь осуществляется преобразование смыслового звена в поступочное, что выражается в перефразировке и словах-эквивалентах, сохраняющих общий смысл, определенных действиях. Этап контролячастично сливается с этапом осуществления деятельности, потому что слушатель проверяет себя: все ли понятно? Не возникает ли потребность переспросить?

Для осуществления эффективного развития умений публичной речи необходимо учитывать ее психолингвистические особенности, а именно то, что понимание и восприятие публичной речи, - это многогранный речемыслительный процесс, предполагающий сложные операции по перекодированию речи оратора на код индивидуальных замыслов, в данном случае, слушающего.

Литература

  1. Жинкин, Н. И. Язык - речь - творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике  Н. И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 364 с.
  2. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 280 с.
  3. Седов, К. Ф. Дискурс и личность  К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.

 

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы