Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА ОППОЗИЦИЯ «СВОЙ-ЧУЖОЙ» КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Рачок С. В.
Институт предпринимательской деятельности (г. Минск)

ОППОЗИЦИЯ «СВОЙ-ЧУЖОЙ» КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В связи с изменившимися экономическими и политическими реалиями нашей жизни проблема изучения средств речевого воздействия стала весьма актуальной. Одной из наиболее перспективных в этом направлении сфер изучения и разработки приемов речевого воздействия и создания воздействующих на людей текстов является политический дискурс
Разнообразные политические режимы, многопартийность, развитие мировых отношений широко освещаются средствами массовой информации, поэтому использование различных стратегий и тактик речевого воздействия является чрезвычайно важным для участников политического процесса, это помогает избежать неправильной интерпретации сообщений и оказать на адресата или, чаще всего, адресатов необходимое целенаправленное воздействие.
В настоящее время изучению речевого воздействия уделяется все больше внимания во всех областях науки, так как механизмы, позволяющие влиять на сознание, очень разнообразны, так же, как и сферы их применения.

В широком смысле речевое воздействие можно определить как «воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами»; или в более узком смысле, что на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимается «использование особенностей устройства и функционирования различных знаковых систем, прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание адресата или адресатов сообщения» [1].

При этом публичные выступления были и остаются одной из наиболее эффективных форм влияния политиков на массы.

Обладая высокой степенью официальности, политическая речь имеет следующие характеристики:

- использование политической терминологии;
дейктические слова, отражающие субъективную направленность выступления;
прямые обращения, призванные создать у аудитории впечатление сопричастности;
экспрессивные языковые средства, воздействующие на эмоциональную сферу слушающих.
Перечисленные характеристики учитываются при разработке речевых стратегий и тактик, для достижения оптимального воздействующего эффекта.

Одним из наиболее распространенных средств речевого воздействия в политическом дискурсе является оппозиция «свой-чужой», которая может употребляться как отдельно, так и в рамках различных речевых стратегий (убеждения, дискредитации, репрезентации и т. д. ).

Применение оппозиции «свой-чужой» является одним из наиболее давних средств воздействия на адресатов сообщения, так как политика - это, прежде всего, борьба за власть, что предполагает наличие соперничающих между собой групп и разделение общества на «своих» и «чужих». Чуждость таким образом понимается как принадлежность к«лагерю» противника, к иной идеологии, иной социальной группе, иной системе ценностей. С другой стороны, ощущение принадлежности к лагерю своих делает адресатов более сплоченными и «легкодоступными» для применения иных приемов речевого воздействия.

Оратор, говоря от имени «своего», противопоставляет себя и аудиторию «чужому» и за счет использования различных языковых средств нагнетает чувство социального противоречия и презрения слушающих по отношению к представителям «чужого» лагеря, пытается сформулировать у аудитории нужное ему представление об объекте или изменить ситуацию в соответствии со своим мировоззрением и прагматической установкой.

Цели дискредитации «чужого» служит использование различных стереотипов, ярлыков, которые изображают представителей противоположного лагеря, как, например, «империю зла» или «оплот мирового терроризма». При этом «свой» предстает «великой нацией», «освободителем», «островком стабильности». В данном случае использование негативно окрашенной лексики будет минимально при описании «своей» стороны.

Применение данной оппозиции оказывает сильное эмоциональное воздействие на адресатов и влияет на их социальные представления, формируя, таким образом, необходимое отправителю восприятие сообщения: агрессия-оказание поддержки враждебной нам стороне, (интернациональная) помощь-оказание поддержки дружественной нам стороне; зверства - осуществляемые ими убийства, возмездие, зачистка - осуществляемые нами убийства; стабильность- политико-экономические условия, соответствующие нашим интересам, нестабильность- политико-экономические условия, не соответствующие нашим интересам; гибкость- мой компромисс, беспринципность-его компромисс. Важную роль в установлении отношений «свой-чужой» с аудиторией играет использование жаргона, а также точный выбор обращения (кому-то приятно считаться господами, кому-то - товарищами, а кому-то земляками, коллегами, соотечественниками, братвой, мужиками и т. д. ) и надлежащее использование местоимения «мы».

Пользуясь тем или иным типом жаргона, выступающий подчеркивает свою принадлежность к той же группе, что и носители выбранного жаргона; или высказывает некое специфическое уважение к данной группе, ее ценностям, методам и т. д.; или, по крайней мере, сообщает о своей осведомленности о наличии такой группы.

Для целей речевого воздействия оппозиция «свой-чужой» может использоваться при упорядочении элементов в конструкциях с сочинительными союзами. Порядок их следования обычно является неслучайным, и, помещая какой-то элемент на первое место, говорящий способен, помимо прочего, устанавливать отношения «свой-чужой» (например, о французско-российской встрече на высшем уровне будет говорить француз), а также устанавливать иерархические отношения в образе действительности.

Таким образом, применение приема «свой-чужой» позволяет участнику политического процесса - отправителю сообщения, установить необходимое понимание с аудиторией и оказать различные виды воздействия:

установить быстрый контакт, уважительные отношения;
оказать влияние на эмоциональную сферу адресата;
склонить адресата к своей точке зрения;
применить стратегии дискредитации по отношению к оппоненту и др. Описанный выше прием речевого воздействия широко применяется не
только в политике, но и в других сферах человеческой жизнедеятельности (экономика, психология, реклама и т. д. ), что позволяет говорить о его высокой эффективности и универсальности для любого социума. Одновременно с этим необходимо отметить простоту данного приема и легкость его применения.

Литература

  1. Паршин, П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности  П. Б. Паршин. - М., 2000.
    Самойлик, Е. Е. Эффективность речевого воздействия как мера успеха политической речи.  Е. Е. Самойлик. - Препринты МГЛУ, №167. - Минск: МГЛУ, 2005.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

http://stoneforest.ru/ как научиться делать татуировки в домашних условиях.