ОльшевскаяА. Г.
Белорусский государственный университет (г. Минск)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАУЗАТИВНОЙ ОППОЗИЦИИ

Каждый язык располагает своей собственной уникальной системой значений, закодированных в грамматике. Для того, чтобы сравнить какие-либо языки, необходимо основание для сравнения. Основная предпосылка для межъязыкового сопоставления - это межъязыковая сопоставимость. Она может быть обеспечена языковой формой, или языковой структурой, поскольку они различаются от языка к языку, а может быть обеспечена значением.

Каузативное значение глаголов может послужить предметом для межъязыкового сопоставления, но так как оно шифруется грамматическими средствами различных языков по-разному, то усвоение каузативных глаголов и каузативных конструкций представляет значительную сложность для инофонов, в родном языке которых могут и не встречаться сходные выражения соответствующей семантики.

Каузативные глаголы представляют собой единицы, обозначающие одновременно активное воздействие со стороны одного субъекта и действие другого субъекта, обусловленное этим воздействием: посадить (дерево) - сделать так, чтобы (дерево) росло.
Одаренному, талантливому студенту-филологу, проявляющему интерес к предлагаемому материалу и предъявляющему высокие требования, прежде всего к себе, при подготовке к занятиям, при проведении профессионально-ориентированных научных исследований, необходимо знать и понимать как лингвистический, так и методический аспект корреляции каузативных глаголов.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы представить методические приемы изучения универсальной глагольной категории, какой является каузативность.
Учебная значимость подбора каузативных пар заключается в возможности легко и быстро усваивать и запоминать конкретную семантику каузативных оппозиций и определенные дифференцированные средства их выражения.

В русском языке большинство глаголов соотносится по признаку причины и следствия. Приемы распознавания каузативных и некаузативных глаголов просты и нужны для более полного и глубокого понимания всей системы языка. Чтобы найти каузативный глагол по известному некаузативному можно воспользоваться следующими логическими связками: «так как; потому что» [1, с. 17], например: уцелел(некаузативный), так как защитили (каузативный); выстоял, потому что вступились. Для определения некаузативного коррелята по известному каузативному используют связки: «поэтому; в результате; делать так, чтобы; способствовать тому, чтобы; создавать условия, чтобы» [1, с. 18], например: вступились, поэтому выстоял; защитили, и в результате уцелел; поить - делать так, чтобы пил; объяснять - способствовать тому, чтобы поняли; вести - создавать условия, чтобы шли.

Умение правильно использовать все ресурсы языка позволит развивать творческий потенциал как носителей русского языка, так и инофонов. Поэтому при практическом обучении русскому языку целесообразно, с нашей точки зрения, предлагать таблицы таких пар, чтобы по ним можно было проводить учебное конструирование предложений и текстов, способствующее развитию речи и укреплению семантических связей между единицами типа толкать -падать, кормить - есть, кипятить - кипеть, убивать - умирать, будить - просыпаться.

При изучении семантических противопоставлений глаголов, выражающих причинно-следственные отношения, могут использоваться различные типы заданий:
1.Замена каузативного глагола некаузативным в рамках предложения с последующим разъяснением оттенков выражаемых значений. После обморока сестру вывели на свежий воздух. - После обморока сестра вышла на свежий воздух. Мама поит маленького брата парным молоком. - Маленький брат пьет парное молоко.

2.Поиск нужного или возможного каузативного глагола по известному некаузативному с последующим объяснением оттенков их значений. Мы ушли из библиотеки, после того как нас (прогнали, отпустили). Чтобы вода кипела, нужно ее (закипятить).

3.В зависимости от того, используется ли в качестве базового каузативный или некаузативный глагол, два текста могут быть различными. Можно предложить обучающимся продуцирование текста по образцу. Мальчик остановился на краю тротуара, когда увидел приближающийся автомобиль. -Мальчик стоял на краю тротуара, когда увиделприближающийся автомобиль.
Результаты данного исследования могут быть использованы для составления словаря каузативных глаголов, что значительно облегчит студентам-иностранцам овладение особенностями русской речи, а так же предоставит возможность талантливым студентам более глубоко осознать необходимость знания и понимания таких глаголов.

<Литература

1. Филиппов, А. В. Некоторые аспекты глагольной каузативности и ее изучение А. В. Филипов Русский язык в национальной школе. - 1982. -№5. - С. 17-19.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы