Кот Л. Б.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

СОБАКА И КОШКА ГЛАЗАМИ РУССКОГО И БЕЛОРУСА

зык отражает то, что есть в сознании, а сознание формируется под воздействием окружающей нас культуры. Языковая картина мира предшествует концептуальной и формирует её, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку. Именно в языке закрепляется общественно-исторический опыт - как общечеловеческий, так и национальный. Человек воспринимает мир через формы родного языка, который детерминирует человеческие структуры мышления и поведения.

Собаки и кошки с древних времён были рядом с человеком. Они являлись одними из самых первых прирученных животных. Собака, по мнению многих учёных, была одомашнена гораздо раньше кошки. Её история как помощника человека в охоте восходит к эпохе мезолита. Кошка же в суевериях всегда более наделена магической силой, чем собака. Само слово КОТ считается общеславянским: укр. кт, бел. кот, польск. kot, чешск. kot, словацк. kot, болг. кот, с. -х. (устар. ) кот. Слово известно также в балтийских и германских языках: лит. katЕ, латышск. kak'is, др. -прус. catto, др. -нем. kazza, нем. Katze. Его этимология не совсем ясна. Связь указанных соответствий в разных языках не установлена, и предположения о немецком или другом посредстве при заимствовании этого слова остаются лишь предположениями. Обычно его принято считать общеславянским заимствованием из народнолат. cattus«дикая кошка».
Слово КОШКА, как и слово СОБАКА, - восточнославянское (укр. кшка, бел. кошка;укр. собака, бел. сабака, др. -русск. собака, польск. диал. sobaka). Встречается в памятниках с XIII в. Ранее в этом значении употреблялось слово котъка, суффиксальное производное от котъ: польск. kotka, болг. котка. По мнению многих исследователей, оно является суффиксальным дериватом (суф. - к-а) от ласк. коша, образованного от кот. Словарь В. И. Даля определяет КОТА и КОШКУ как домашних животных семейства кошачьих и приводит богатый паремиологический материал: От хозяйского глаза и кот жиреет.

Стар кот, а масло любит. Сболтнул бы коток, да язык короток. Загордился кот, и с печи нейдет. Доведется ж и коту с печи соскочить. Не всё коту масленица, будет и великий пост. Есть и сало, да не про кота. Битому коту лишь лозу покажи. Утопили мыши кота в помойной яме - да неживого. Это мыши кота погребают (о притворной печали)... Белорусская паремиография фиксирует меньшее количество пословиц и поговорок, связанных с котом и кошкой: З добрым падыходам i кот гарчыцу есць. I котз вусам\ды ганяецца за мышами Паб\л\ ката мышыныя слёзю. Катужарты/смешю, а мышцы смерць. Кошка з дому - мышка на стол. Кошку б'юць, а нявестцы знакдаюць.
Хотя СОБАКА/САБАКА в р

В русском и белорусском языках имеет разный род, но пословицы и поговорки в них семантически достаточно близки: Бтаму сабаку кя не паказвай - Битому псу лишь плеть покажи; Бойся не таго сабаю, што брэша, а таго, што лашчыцца - Тихая собака исподтишка хватает; Калi баiшся сабаю, то палку на яго знойдзеш - Была бы собака, а палку мы найдём; Таклюбяцца, як сабака з кошкаю - Лады, что у кошки с собакой; Сабаку саба-чая смерць - Собаке собачья смерть; Сабак брэшуць, а сонца свецць - Собака лает, ветер носит

Имеющийся материал позволяет сделать вывод, что кот в пословицах и поговорках представлен прежде всего жирным, старым и привередливым, а собака - глупой и агрессивной.
В народной традиции кошка и собака часто коррелируют, объединяясь по одним признакам и противопоставляясь по другим. Пара кошка и собака фигурирует в ряде словесных формул, в поверьях, легендах и т. п. Например, кошка и собака сопоставляются по принципу женский - мужской в поговорке «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе». Русские считают: «Собака обжора, а кошка сластёна»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку-наоборот». Вражда кошки и собаки находит символическое воплощение в любовной магии: чтобы разлучить супружескую пару, в брачную постель молодым подкладывают кошачью шерсть, спутанную с собачьей. Однако отношение к кошке неоднозначно: кого кошки любят, тот счастлив; кто кошек любит, будет жену любить. Согласно белорусской легенды черт, задумав соблазнить Еву и обернувшись мышью, направился к ней на остров, но Пресвятая Дева, увидев это, скинула свою рукавицу, из которой и произошёл кот, который тут же схватил чёрта-мышь. По-другому описано происхождение кошки в народных легендах о Ноевом ковчеге: кошка заткнула хвостом дыру в ковчеге, которую прогрызла мышь, сотворённая дьяволом; Ной платком заткнул дыру, которую прогрызла мышь, а Бог превратил платок в кошку, чтобы она ловила мышей. Попутно отметим: существует легенда, что не кошка хвостом, а собака носом заткнула дыру в ковчеге. Как видим, отношение к кошке у русских и белорусов достаточно схоже, что же касается собаки, то здесь наблюдаются отличия. Белорусы уделяют собаке больше места в фольклоре, чем русские. Возможно, здесь играет роль непосредственная близость Западной Европы, а значит и европейской мифологии, в которой находит широкое отражение собаки как охранника мира умерших (вспомним греческого Цербера). Как кот, так и собака в представлениях белорусов и русских могут быть перевоплощенной нечистой силой (напр. ведьмой). Особенно подозрительны в этом отношении собаки чёрного окраса. Коты же все наделялись таким свойством. Считалось, что независимо от окраса, коты и собаки близко знакомы с Домовым, Дворовым и другой сверхъестественной силой, окружающей человека.
У белорусов существует легенда о том, как кот и собака вернули человеку хлеб, утраченный из-за его легкомыслия. Когда Бог в наказание забрал у человека все запасы зерна и муки, кот и собака попросили у Бога по колоску ржи «хоть на свою долю». Бог дал им по колоску, животные отдали колоски человеку, и человек вновь получил хлеб, но с тех пор он бережнее относился к нему. Белорусский фольклор так описывает семиотическую оппозицию собаки и кота: раньше собаки, кошки и мыши жили в полном согласии, но после того, как кот не уберёг бумаги, которые содержали почётные права собаки, и мыши погрызли их, началась вражда кошек с собаками и мышами.

Караульные способности, ум и самоотверженность собаки нашли своё отражение в преданиях о происхождении человека. Бог, создав человека, делает собаку сторожем. Но Бог создал собаку без шерсти, голой, поэтому дьявол, напустив холод, смог подобраться к человеку и навредить ему. После этого случая Бог дал шерсть собаке.

Собака у белорусов наделяется способностью предвидеть судьбу и предсказывать будущее. По её поведению судили не только о погоде, гостях, но и о вмешательстве в мир людей «иного» мира: если собака выла, опустив голову -это предсказывало смерть, подняв голову - пожар и другие несчастья. Собака чувствует нечистую силу и способна отогнать её.

Сравнения занимают особое место в языке и в мышлении. Это не просто способ наименования окружающей действительности, но и весьма яркое средство её оценки. Сравнения с компонентами КОТ, КОШКА, КОТЕНОК обычно выражают неодобрение, достаточно много ироничных, шутливых сравнений (см.: [1, с. 103-104; 2, 191-197; 3, с. 282-294]). Лишь некоторые из сравнений, включающих слово КОТЕНОК, обладают деминутивно-мелиоративным значением.
В идеографических рядах КОТ (КОШКА) чаще всего появляется вместе с СОБАКОЙ (любить как кот хворостину - собака палку). Больше всего семантически схожи значения сравнений со словами КОТЁНОК и ЩЕНОК. Слабый как котёнок - как щенок (бел); утопить как котёнка - щенка (рус); есть как котёнок - как щенок (бел); тыкаться как слепой котёнок - щенок (рус); передавить как котят - щенят; беспомощные как котята - щенки.

В наиболее популярных сравнениях кот является олицетворением похотливости, легкомыслия, весёлого нрава, нерешительности, осторожности: Как блудливый кот. Как мартовский кот. Ходить как кот вокруг горячей каши. Урчать (мурлыкать) как кот. Ходить (ступать, расхаживать) как кот. Кошка обладает самыми разнообразными свойствами: живучестью, выносливостью, зоркостью, ловкостью, ласковостью, нежностью, привязанностью, подхалимством, похотливостью, коварством, ленью, осторожностью и т. д. Видеть (в темноте) как кошка. Играть с кем-либо как кошка с мышкой (мышью). Ловкий как кошка. Льстивый как кошка. Носиться скем-либо как кошка скотятами. Красться/подкрасться (подкрадываться) ккому, чему как кошка/кошкой. В белорусских сравнениях кот и кошка имеют больше негативного, чем позитивного, в частности, им придаётся большая похотливость и желание запретного (Аблiзваецца як кот на сала; ходзць як кот ля гарачай кашы; паглядвае як кот на мыш), лень (Жмурыцца як кот на сонцы; ляжыць як кот на печы). Вто же время и кот, и кошка - осторожные и ловкие создания (Пльнуе як кот мышку; спрытны як кот).

Собака у белорусов предстаёт в сравнениях неухоженной, жалкой (аб-лезлыяксабака; б'юць як сабаку; босы як цюцька), но при этом преданной (бяжыць як сабака за возам; служыць як сабака). Сохраняется двойственность и в отношении ума собаки. С одной стороны, она глупа (дурны як сабака), с другой стороны понятлива (маучыць, але усё разумее як сабака).
Для выяснения современных, бытовых представлений был проведён ассоциативный эксперимент, который заключается в том, что испытуемому даётся слово-стимул и предлагается реагировать на это слово первым «пришедшим в голову» словом или словосочетанием. Считается, что слово вызывает некоторый психический образ, который отражает в нашем сознании данное понятие. Было опрошено 100 человек. Реакция на слова КОТ (КОШКА) и СОБАКА дала результаты, из анализа которых можно заключить, что ряд ассоциаций очень широк. Давались подчас антонимичные ответы, что свидетельствуете разнородности представлений: говорили как о маленькой, так и большой собаке, как о доброй, так и о злой; кот ассоциировал как с конкретной породой, так и её отсутствием. Встречались ответы, схожие с народными представлениями, выраженными в пословицах, поговорках, сравнениях. Кот чаще всего ассоциировался с усами, ушами и мурлыканием, а собака с пастью, зубами, умными, преданными глазами. Было дано множество неповторяющихся ответов, называющих породу собаки или кошки или предмет ухода за ними, что, разумеется, может быть ассоциацией только современного городского жителя, результатом изменившихся представлений об этих домашних животных: из охотников, помощников человека, кошка и собака превратились в декоративных животных со своими загадочными характерами. Они по-прежнему остаются рядом с человеком, но человек уже смотрит на них иначе, чем его предки. Представления современных людей отличаются прежде всего тем, что собака - «друг человека», а кошка - своенравное магическое существо.

Рассмотрев наиболее известные пословицы, поговорки, суеверия и сравнения в белорусском и русском языках в отношении собаки и кошки, можно сделать вывод, что представления об этих животных не только отличаются, но и предпочтения русских и белорусов различны. В целом, конечно, и собака, и кот бесспорно являются наиболее близкими человеку животными. Каждый, по мнению человека, имеет свои «недостатки» и «достоинства». Но при более детальном изучении фольклорного материала (в частности, сравнений и суеверий) можно увидеть, что в отношении кота реже встречаются положительные ассоциации у белорусов. В русском же фольклоре ситуация несколько другая: выражения и фразы мягче, гораздо больше положительных представлений об обоих животных, но более «позитивным» выглядит всё-таки кот, а не собака. Да и в целом о собаке в русском фольклоре сказано намного меньше, чем в белорусском. Но всё же, несмотря на отличия в ассоциациях, представления двух народов достаточно близки.

Литература

  1. Козлова, Т. В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных Т. В. Козлова. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 208 с.
  2. Мокиенко, В. М. Словарь сравнений русского языка: 11 000 единиц В. М. Мокиенко. - СПб.: Норинт, 2003. - 608 с.
  3. Огольцев, В. М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (синони-мо-антонимический) В. М. Огольцев. - М.: Русские словари, 2001 - 800 с.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы