Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА О НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЯХ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЯХ ИНИЦИАТОРА И АДРЕСАТА ОБЩЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ковалевич И. Н.
Минский государственный лингвистический университет

О НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЯХ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЯХ ИНИЦИАТОРА И АДРЕСАТА ОБЩЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья демонстрирует новый подход к анализу вопросительных предложений (ВП) в современном английском языке. Объект исследования изучается в составе больших единиц диалога - в коммуникативных ролях инициатора общения и адресата. Под коммуникативной ролью (КР) мы, вслед за М. К. Ветошкиной, понимаем цепочку высказываний одного коммуниканта [1, с. 15].

Материалом исследования послужили полученные методом сплошной выборки 42 эпизода общения (диалога) из романа Сидни Шелдона «Незнакомец в зеркале» [2]. Критериями отбора материала были следующие: наличие в эпизоде общения (ЭО) только двух участников, сильная результативность общения (положительная либо отрицательная), деятельностная ситуация общения. Исходя из положения, что общение необходимо для осуществления коммуникантами некоторой индивидуальной либо совместной деятельности, мы предлагаем анализировать общение на четырех этапах деятельности, предложенных А. А. Леонтьевым [3, с. 133]. Это следующие этапы: 1) этап постановки инициатором общения цели деятельности и мотивирование партнера, 2) этап поиска и планирования деятельности, 3) этап осуществления деятельности и текущей коррекции действий, 4) этап коррекции результатов деятельности, и мы добавили пятый этап - обсуждение результатов деятельности. Таким образом, все отобранные нами ЭО были разделены по этапу осуществляемой коммуникантами деятельности, и были представлены следующим образом: первый этап - 4 эпизода общения, второй - 15, третий -8, четвертый - 3, пятый - 12. Одновременно с этапом деятельности устанавливались цели деятельности коммуникантов.

Далее в каждом ЭО мы установили КР участников, считая инициатором общения инициатора деятельности. Для каждой КР был определен генеральный речевой акт (ГРА), реализующий стратегическую цель коммуниканта. Переходя непосредственно канализу ВП как языковых средств выражения различных речевых актов (РА), мы для каждого этапа деятельности разнесли их по трем группам, в зависимости от их места в КР: 1) до ГРА, 2) непосредственно реализующие сам ГРА, 3) после осуществления ГРА. После восстановления перфор-мативного элемента в РА, реализованных ВП, были установлены их иллокутивные функции. Всего было проанализировано 159 употреблений ВП. Затем анализ проводился на уровне коммуникативных тактик, то есть были выделены те параметры матрицы коммуниканта, на которые были направлены тактики, оформленные ВП. Полученные результаты приведены по этапам деятельности, иллюстративный материал в целях экономии места приводится выборочно.
На этапе постановки цели и мотивирования собеседника в КР инициатора общения ВП встретились только после ГРА: напоминание We're actors, aren't we? и проверка условий успешности РА приглашения Are you free?.

В КР адресата ВП были представлены во всех трех группах: до ГРА-запросы информации о цели деятельности What's your problem, soldier?, об инициаторе деятельности Who is this?, о предстоящей деятельности What kind of job?, об отношении к сообщаемой информации Are you serious?. Адресатом был реализован один ГРА - согласие на предложение инициатора, выраженное риторическим вопросом What can we lose?. После ГРА адресат использовал ВП, выражающие запросы информации о действиях In here?, о времени действий Will it take long? и эмоциональную реакцию удивления-догадки Movies?.

На этапе поиска и планирования деятельности ВП были употреблены следующим образом. В КР инициатора общения до ГРА ВП использовались для проверки условий успешности последующего РА просьбы Would you do me a favor?, передачи сомнения инициатора в словах адресата Am I really, Cliff?, для проверки отношения к третьему лицу Do you have anything against Toby Temple?, для разведки интересов адресата Do you like baseball?, для передачи отношения инициатора к деятельности, выраженного риторическим вопросом Who needs money?, Can I have any more fun than that?. Один ГРА инициатора был выражен ВП - предложение сделки адресату I know it's a terrible thing to ask, but - would you be willing to marry me until - until my mother dies, and then give me a divorce?. После ГРА инициатора ВП использовались для проверки условий успешности РА приглашения You busy this afternoon?, проверки условий успешности РА просьбы Can you come over?, проверки условий для последующей деятельности When are you free?, для выражения отношения инициатора к деятельности Don't you think it's ridiculous for men to always be writing women's parts?, запроса мнения адресата Doesn't that make sense to you?, запроса совета у адресата Doesn't that make sense to you?, запроса пояснений What do you mean?, угрозы Do you think Toby would marry you if he found out you've laid everybody in town?.
В КР адресата на данном этапе до ГРА ВП использовались для запроса информации об инициаторе Have you had any experience with show business— besides being a costume designer?, запрос мнения инициатора о себе самом Do you think you know more about writing a script than an Academy Award-winning writer who's done half a dozen successful pictures and Broadway plays?, о третьем лице What makes Miss Brand think you can produce a motion picture?, запроса информации о деятельности What are you doing, Mama?, запроса пояснений What do you mean?, переспросов, выражающих удивление адресата Me?, What divorce?, What?, предложения действий Why don't you talk like that when we're negotiating, Cliff?, проверки знания инициатором информации Did you see the Reporter and Variety?, самопрезентации I'm ugly enough life-sized, right?. Один ГРА адресата был реализован ВП: отказ дать развод Did you really think I was going to give you up for that little Polish whore?. После ГРА ВП встречались редко и выражали в основном запросы информации об инициаторе Can you always be trusted to act properly, David?, Not to lose your head?, Do you always know what you're doing, son?

На этапе осуществления деятельности и коррекции текущих действийВП в КР инициатора общения осуществляли запрос информации о третьем лице Is the great man in?, запрос мнения адресата Do you believe that the - the mind can control the body?, намек Remember what movies used to be like in the old days?, сообщение о своем отношении к адресату, выраженное риторическим вопросом Dear boy, you don't have to eat the entirejar of caviar to knowif it's good, right?. ГРА инициатора, выраженные ВП, представляют собой запрос информации о третьем лице What do you knowabout Jill Castle?и запрос мнения адресата Do you believe that object can be moved by the mind?. После ГРА ВП используются для проверки понимания Do you understand?, как упреждающий дальнейшие расспросы вопрос If you're so bad, what are you doing here?, для запроса информации о знании адресатом ситуации Do you have any idea how much that could be worth?, запроса информации о третьем лице Does she sleep around?.
В КР адресата на этом этапе до ГРА ВП использовались для передачи запросов информации об инициаторе деятельности Who's calling, please?, о третьем лице Where is David?, для предложения дальнейших действий Could I have him call you back?, Would you like some breakfast, Cliff?, запроса о цели деятельности What can I do for you?. В ГРА ВП не встретились, а после ГРА ВП был реализован только РА приглашения Can you come to dinner tomorrow night?.
На этапе коррекции результатов деятельности в КР инициатора общения ВП до ГРА осуществляли разведку отношения адресата кдеятельности By the way, did you happen to see that silly article in Peek?, комплимент адресату Did I say I never seen nobody work so hard?, передачу ироничного отношения к адресату I guess that's part of being a genius, huh?, предупреждение But if you won't listen to me, what can I do?, запрос понимания Have I got your attention?. В ГРА ВП выражали запрос информации о действиях адресата Did you order the theater locked? и информирование адресата о своем мнении по поводу действий третьего лица What would you say if I told you that Jack Nolan was framed?. После ГРА инициатора общения Вп реализовывали РА приглашения What about lunch next week?, а также апелляции инициатора к разуму адресата Would I take that kind of gamble if I didn't know what I was talking about? и к чувствам адресата You like the show, don't you?.

В КР адресата до ГРА ВП передавали запрос о причине визита Yes-what?, запрос отношения инициатора к собственному высказыванию Are you serious, Sam?, сигнализировали о непонимании адресатом вопроса инициатора What are you talking about?. В ГРА и после ГРА ВП на этом этапе не были обнаружены.

На этапе обсуждения результатов деятельности ВП расположились следующим образом. В КР инициатора общения до ГРА ВП не были обнаружены. В ГРА ВП выражали запрос информации о деятельности What the hell's going on?, запрос информации о третьем лице What the hell's the matter with them out there?. После ГРА ВП передавали запрос информации о знаниях адресата Have you read this week's issue of Peek magazine?, уточнение понимания You mean she has your replacement already picked out?, запрос информации о третьем лице Who is he?, запрос подтверждения Are you sure about this?, запрос разъяснения What does that mean?, Then what were you laughing at?, удивление What?, недоумение So what?.

В КР адресата до ГРА ВП выражали запрос информации о положении дел What's the good news, Mel?, What's the problem?, о третьем лице Who?, об отношении инициатора к действиям третьего лица What do you care?, удивление Jesus, haven't you heard?, переспрос She what?. ГРА, реализованный ВП, содержал запрос информации о деятельности What happened?. После ГРА ВП использовались для передачи запроса информации о третьем лице Is- is he always going to be like this?, запроса подтверждения He was counting on this part, wasn't he?, запроса информации о причине действий третьего лица Why would the network want to cancel it?, запроса информации о положении дел How bad is it?, удивления-упрека в неведении Jesus, where have you been- on Mars?, Don't you read the gossip columns?.

Подведем некоторые итоги. Анализ употреблений ВП до ГРА показал, что их главная функция состоит в том, чтобы подготовить почву для реализации самого ГРА, проверить условия успешности осуществления других речевых актов, получить информацию для дальнейших действий. После ГРА Вп задаются участниками ЭО для получения разъяснений или пояснений, с их помощью говорящий может попытаться убедить собеседника, особенно в том случае, если собеседник отказался принять ГРА говорящего к сведению.

Относительно тенденций употребления ВП на разных этапах деятельности можно констатировать следующие. Первичное значение ВП (запрос собственно информации) реализуется чаще всего на этапах постановки цели деятельности, осуществления деятельности и обсуждения результатов деятельности, что, на наш взгляд, логично следует из названий самих этапов. На первых двух этапах необходима информация, чтобы знать, как действовать, а при обсуждении - узнать о подробностях того, что случилось. ВП с вторичными функциями встречаются реже, чем с первичной.

Важную роль играет социальный статус коммуникантов. В тех ситуациях, когда он выше у адресата, инициатору порой приходится передавать вопросы косвенным образом, через констативы, как, например, в следующем ЭО:

Toby told the sergeant he wanted to see the commanding general. He got as far as a captain. The captain's name was Sam Winters. He was a dark-complexioned, intelligent-looking man in his early thirties.
«What's your problem, soldier?»
«It's like this. Captain,» Toby began. «I'm an entertainer. I'm in show business. That's what I did in civilian life.»
Captain Winters smiled at his earnestness. «What exactly do you do?» he
asked.
«A little of everything,» Toby replied. «I do imitations and parodies and...» He saw the look in the captain's eyes and ended lamely, «Things like that.» «Where have you worked?»
Toby started to speak, then stopped. It was hopeless. The captain would only be impressed by places like New York and Hollywood. «No place you would have heard of,» Toby replied. He knew now that he was wasting his time.
Captain Winters said, «It's not up to me, but I'll see what I can do.»
«Sure,» Toby said. «Thanks a lot, Captain.» He gave a salute and exited. [2, с. 47-48].

На этапе постановки цели деятельности ГРА инициатора общения (солдата) - просьба о переводе его на другое место службы, однако он не может оформить ее в виде ВП, так как обращается к вышестоящему по статусу адресату (капитану), у которого прерогатива задавать вопросы.

На этапе поиска и планирования деятельности ВП используются коммуникантами в качестве «разведки» перед дальнейшими действиями: это может быть «разведка» интересов малознакомого собеседника Do you like baseball?, проверка условий успешности последующего РА просьбы, приглашения или предложения, а также проверка отношения собеседника к говорящему, к деятельности, к третьим лицам. На этом этапе, а также на четвертом - коррекции результатов деятельности - особенно часто встречаются ВП, обладающие вторичными функциями, иначе говоря, передающие косвенные РА или импликатуры.

Как известно, помимо иллокутивной силы вопроса ВП могут приобретать иллокутивные силы побуждения и сообщения. Если первые - побуждения -довольно подробно исследованы в лингвистике и в большинстве случаев представляют собой конвенциональные импликатуры, то приобретение иллокутивной силы сообщения представляет собой случаи разговорных импликатур и еще до конца не исследовано. В проанализированных ЭО неоднократно встречаются случаи информирования с помощью ВП на этапе поиска и планирования и на этапе коррекции результатов деятельности. «Информирующие» ВП, как мы предлагаем их называть, представляют собой такие ВП, которые содержат эксплицитно или имплицитно выраженный запрос мнения собеседника (апелляцию) и представляют собой импликатуры, сигнализирующие об отношении говорящего к действию или собеседнику, например: Don't you think it's ridiculous for men to always be writing women's parts?(костюмерша, которую капризная актриса решила сделать продюсером картины, отстаивает это право перед главой кинокомпании и сообщает о своем негативном отношении к -факту написания женских ролей мужчинами), Do you think you know more about writing a script than an Academy Award-winning writer who's done half a dozen successful pictures and Broadway plays? (в том же ЭО глава кинокомпании проверяет самомнение костюмерши, иронично указав, что она вряд ли подходит на эту работу), Did you think I was going to let you throw your life away on that nothing of a girl? (мать сообщает сыну о своем намерении спасти его от нежелательного брака), Did you really think I was going to give you up for that little Polish whore? (жена сообщает мужу о своем отказе дать развод, о котором они раньше договаривались), Do you think Toby would marry you if he found out you've laid everybody in town?(импликатура-предупреждение, скрытая угроза рассказать Тоби о прошлом собеседницы) и др. На этапе коррекции информирующие ВП возникают в тех случаях, когда прямое информирование блокировано в силу каких-то причин - собеседник изначально негативно настроен на сообщаемую информацию, не доверяет говорящему, имеет выше статус и др.

Похожую функцию выполняют и риторические вопросы - вопросы не требующие ответ собеседника, например: What can we lose?(нам нечего терять -согласие на предлагаемую работу), What are old friends for? (на то и существуют друзья - согласие помочь), Dear boy, you don't have to eat the entire jar of caviar to knowif it's good, right?(известный продюсер делает косвенный комплимент начинающему актеру по поводу его актерских способностей), How can I get a screen credit if no one will give me a job? (сообщение-апелляция к разуму адресата).
Подводя некоторые предварительные итоги, среди причин, вызывающих употребление ВП в речи коммуникантов, можно выделить следующие: потребность говорящего в определенных знаниях и внекоммуникативные - необходимость соблюдать принципы общения, конвенции, правила вежливости. С помощью ВП происходит достижение практических целей коммуникантов, а среди средств достижения цели выделяется группа параметров матрицы коммуниканта, на которые говорящий может воздействовать, чтобы реализовать свою цель эффективно. Как показал исследуемый материал, на первом, третьем и пятом этапах деятельности основным параметром для воздействия становится параметр знания, на втором и четвертом этапах большую роль начинают играть параметры отношений - к знаниям, к партнерам по коммуникации, к деятельности.

Литература

  1. Ветошкина, М. К. О непосредственно составляющих диалога  М. К. Ве-тошкина  Функционирование и развитие языковых систем: сб. науч. тр. под общ. ред. А. П. Клименко [идр. ]- Минск: Вышэйшая школа, 1990. -С. 13-19.
  2. Sheldon, S. A Stranger in the Mirror  S. Sheldon. - New York: Warner Books, 1981.- 320p.
  3. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания  А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 307 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы