Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Войтко Е. Г.
Белорусский государственный университет (г Минск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы студентов на занятии по иностранному языку, с помощью которого можно активизировать речемыслительную деятельность обучающихся, рационально использовать учебное время, повышать развивающий эффект обучения. Оно позволяет также наиболее полно решать задачи интенсивного обучения иностранному языку [1]. Речевое взаимодействие представляет собой объединение, координацию и взаимодополнение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами [3, с. 3].
Для эффективной организации речемыслительного взаимодействия нами был разработан комплекс методических приемов.

Под методическим приемом мы, вслед за Пассовым Е. И., понимаем «...ин-тегративную единицу обучающего воздействия, представляющую собой определенное сочетание операционных и материальных средств и способов их использования при учете условий обучения и направленную на достижение какой-либо конкретной цели» [2, с. 74]. Обучение включает в себя два компонента: средства и способы.

Пассов Е. И. выделяет два типа средств: операционные и материальные. Операционные действия - это действия, которыми оперирует преподаватель и обучающийся в процессе учебной деятельности. Пассов Е. И. выделяет три группы операционных действий:
рецептивные действия (догадка, восприятие);
смешанные: схема + план.
Под способами Пассов Е. И. понимает способы осуществления операционных действий [2]. Он выделяет следующие способы:
качественные - самостоятельно, с ориентировочной основой действия, под руководством преподавателя;

Количественные - быстро, медленно, при малом/большом количестве материала;
организационные - индивидуально, в парах, в группах.
Прием реализуется при учете условий обучения. Различают внутренние и внешние условия. Под внутренними условиями понимаются свойства обучающегося как индивидуальности:
индивидуальные свойства (память, внимание и др. );

субъектные свойства (умение выполнять учебно-речевую деятельность);

личностные свойства (интересы, мотивы и др. ). Внешние условия представлены следующими факторами:
ступень обучения;
количественный состав группы.
Перейдем к рассмотрению комплекса приемов организации эффективного речемыслительного взаимодействия студентов на занятии по иностранному языку.
1. Прием создания информационного неравенства.
Прием основан на неравном распределении между участниками процесса речевого взаимодействия определенной информации, которой им надлежит обменяться, что и является стимулом для процесса коммуникации, делает его личностно значимым и интересным для участников.

Так, в одном из заданий обучающимся, работающим в парах, предлагается заполнить таблицу (например, об экономическом развитии, о праздниках в Германии и т. д. ) с недостающей в них информацией. Обмениваясь информацией друг с другом, и, не показывая таблицы друг другу, обучающиеся составляют сообщение на основе заполненной таблицы. В таблицах содержится вся необходимая информация, но каждый имеет в своей таблице только ее часть, отсутствующую у другого. Необходимо восстановить всю информацию, анализируя таблицы.
2. Интервью.

Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше присутствующих на занятии студентов, с тем чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого студенты, работая одновременно, свободно перемещаются по аудитории, выбирают студента, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы, затем выбирают другого студента и т. д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения. На продвинутых этапах обучения используются разнообразные анкеты, в которые включаются проблемные вопросы типа: «Когда лучше создавать семью: до двадцати или после двадцати лет?», «Где лучше жить: в городе или в деревне?» и т. д. Каждая анкета строится по тематическому принципу, т. е. вопросы, распределяемые между учащимися, соответствуют определенной теме, избранной для обсуждения.

С помощью интервью можно выявить уровень знаний обучающихся об актуальных событиях, о нашей стране, о странах изучаемого языка, о выдающихся деятелях науки, литературы и искусства.

3. Поиск пары.
В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый студент имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая вопросы другим студентам. Речевой материал при этом может сильно варьироваться по трудности и соответствовать познавательным возможностям обучающихся. Одной из такой форм является поиск «союзника в споре». Каждый студент получает карточку, на которой изложена определенная проблема. Задача студентов - в процессе речевого взаимодействия с одногруппниками найти студента или студентов, которые имеют одинаковое мнение по поводу предложенной проблемы.

Поиск пары может проходить, например, как поиск «подарков ко дню рождения». Чтобы подарок понравился и доставил радость, нужно подробнее узнать об интересах, увлечениях, привычках и вкусах друг друга. Можно давать студентам карточки с планами выходного дня, летнего отдыха и т. д. Каждый студент получает, например, план на лето. Его задача - с помощью вопросов узнать о том, что собираются делать летом одногруппники, договориться с кем-нибудь из них о совместном отдыхе.

4. Прием использования различий в точках зрения.
В данном случае стимулом для активного участия в речевом взаимодействии, направленном на решение репродуктивных и продуктивных задач, будут выступать естественные различия в личном опыте, мировоззрении, оценках проблем, обсуждаемых студентами. Проблемы для обсуждения должны быть личностно значимыми, связанными с удовлетворением потребностей обучающихся в самопознании, самовыражении, выработкой ими адекватной Я-позиции.
При реализации данного приема необходимо соблюдать следующую последовательность этапов:
актуализация имеющихся знаний, создание дискуссионной ситуации, постановка проблемы;
анализ и обсуждение проблемы, в ходе которого осуществляется формирование умений и навыков речемыслительной деятельности;

формулировка выводов, оценка степени реализации поставленных задач.
На наш взгляд, в условиях реализации перечисленных выше методических приемов активизируется речемыслительная деятельность обучающихся, повышается мотивация говорения, обеспечивается более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения иностранным языкам.

Литература

  1. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранному языку  Г. А. Китайгородская. - М.: Просвещение, 1991. -110с.
  2. Пассов, Е. И. Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность  Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. - М.: Просвещение, 1993. -159с.
  3. Иностранные языки в школе. - 1991. - №6. - С. 3-8.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы