Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

АмбарцумоваЖ. С., Евдокимова О. В.
Белорусский государственный экономический университет (г Минск)

 

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Речевой деятельности, как и любой другой, можно и должно учить. Лидер современной психолингвистики А. А. Леонтьев был совершенно прав, отводя собственно речи роль «материала» познавательной и коммуникативной деятельности, которая только благодаря ей становится возможной.

Речь играет роль посредника между людьми, обеспечивая возможность осуществления ими любой общественно значимой деятельности.

Но если речь служит человеку как средство общения, познания в течение всей жизни, то деятельностью она становится только в том случае, когда ей целенаправленно обучают. Причем особое значение имеет построение самой мысли, составляющей ее содержательную сторону. Речь, обращенная к людям, чтобы достичь своей цели, должна обладать определенными качествами. Ее основная задача - повлиять на слушателей, убедить или разубедить их в чем-то, сообщить важную информацию, побудить к необходимым действиям. Этим требованиям и должны отвечать качественные характеристики речи, речевой деятельности в целом. Если слово не достигает своей цели, то это не речевая деятельность, а просто бессмысленное говорение.

Нередко мы являемся свидетелями, когда квалифицированный экономист говорит неубедительно, невнятно, а то и неправильно, если судить его по речевым канонам: словоупотреблению, ударению в словах, произношению и т. д.
Как же обучить студента экономического вуза излагать свои мысли публично. Сегодня в любом учебном заведении сообщение на заданную тему, выступление на семинаре, презентация проекта, выступление с докладом на студенческой научной конференции - это первые шаги по овладению мастерством публичной речи.

Обучающийся должен знать, что главное в публичной речи не ораторское искусство, а рациональное построение выступления, в котором для него ясны цель, основные средства ее достижения и воплощения содержания в конечный результат. Результатом может быть новая информация, сомнение в правильности собственных взглядов или еще большая убежденность в своей личной позиции. Со стороны аудитории также должно последовать согласие или несогласие с оратором, но не безразличие. Самым успешным является такое выступление, когда, начиная с цели, оратор добивается воздействия на мысли и чувства слушателей, и в итоге они выражают согласие с ним.

Для лучшего восприятия публичной речи выступающий должен свободно владеть излагаемым материалом, демонстрировать убежденность, готовность отстаивать свою позицию. Культура речи и популярность языка также имеют большое значение.

Для более полного психологического контакта с аудиторией может возникнуть необходимость и в невербальных формах общения. Во время выступления докладчик имеет возможность раскрыть и другие, не менее ценные качества своей личности: ум, внимание, доброжелательность и т. д.

Практика подтверждает, что наибольшей силой воздействия на современную информированную и грамотную аудиторию оказывают доказательные (содержащие рассуждения и убеждение), информативные (содержащие интересный, актуальный материал), органически связанные с жизнью и, наконец, логически стройные выступления.
Современная методика обучения устной речевой деятельности строится на следующей основной психологической модели. Это структурно-логическая схема процессов подготовки и произнесения речи. Она модулирует все последовательные действия и операции:

  1. Уяснение значения темы и постановка цели выступления.
    Определение уровня подготовки, интересов и запросов слушателей.
    Необходимость данной темы, научных знаний, которые сформируют научную ориентировку в жизненных вопросах.
  2. Составление плана речи.
  3. Вступление: значение темы для слушателей данной категории.
    Основные вопросы темы и выводы по ним.
    Заключение: теоретические и практические выводы по теме.
    Отбор материала.
  4. Чтение и отбор теоретического материала, отвечающего цели речи.
    Подбор к каждому основному вопросу жизненных фактов и ситуаций.
    Подбор наглядных пособий и технических средств для их демонстрации.

    Написание текста выступления.
    Подготовка к выступлению перед аудиторией.

Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.
Из этого следует, что обучение публичной речи как деятельности требует такой ее основы, которая, прежде всего, нацеливала бы оратора на необходимые характеристики своей речи, а не личности. Что касается ораторского искусства (красноречие, чувство юмора, ирония), оно приходит с течением времени и опытом.

Во время подготовки студентов Белорусского государственного экономического университета, кучастию в ежегодной Республиканской научной студенческой конференции: «Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития», научные руководители готовят их по структурно-логической схеме обучения публичной речи, согласно которой комиссия и будет оценивать качество выступлений. Опыт успешного выступления способствует мотивации к обучению, повышает самооценку личности студента, способствует формированию специалиста высокого уровня.

Сегодняшний выпускник вуза экономического профиля это всесторонне развитая личность, человек с широким кругозором, деятельность которого не ограничивается сухими цифрами, фактами и диаграммами. Грамотная речь для него не только желательна, но и обязательна как показатель компетентности высокообразованного человека.

Литература

  1. Социальная психология Под ред. Сухова А. Н. и Деркача А. А. - М., «ACADEMA», 2001.
  2. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы  М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бович. - Минск: «Тесей», 2003.
  3. Бадмаев, Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения Б. Ц. Балма-ев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002.
  4. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий  П. Я. Гальперин. - М., 1966.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы