Редникина Т. Г.
Институт современных знаний им. А. М. Широкова (г. Минск)

 

КОСТЮМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют очень важную роль. Эти процессы привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, искусствоведении, лингвистике и многих других. Процессы глобализации, демократизации общественной жизни, открытость и доступность позволяют получать большой объем информации о самых последних достижениях мировой культуры. В -современном мире взаимодействие культур создает различные системы знаков, которые являются своеобразными носителями информации. Одним из выразительных источников информации является модный костюм.

В проектировании одежды основными терминами являются «одежда» и «костюм». Эти близкие, взаимодополняющие понятия рассматриваются во взаимосвязи с человеком, его потребностями, фигурой, образом. Костюм и одежда, покрывающие тело человека, имеют схожие функции и отличия. Одежда появилась значительно раньше модного костюма. С появлением моды на одежду, обувь, аксессуары происходит развитие костюма и акцентирование его связи с определенным образом человека, манерой поведения, пластикой, жестами. Одежда является частью предметного мира, как машины, станки, мебель, посуда и т. д., и, находясь в непосредственной близости с человеческим телом, сопровождает каждого человека в течение всей жизни, не зависимо от его возраста, профессии, социальной принадлежности. На ранних этапах развития человеческого общества одежда выполняла функцию защиты человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С развитием общества одежда приобрела общественно-символические функции, отражающие основной вид деятельности человека, его положение [7]. С появлением простейших тканей и развитием портновского искусства, одежда становится не только средством защиты, но и определенным знаком, указывающим на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение, возраст. Таким образом, со временем в назначении одежды объединялись понятия красоты и пользы, функциональные и знаковые характеристики.

Одежда может изготавливаться в единичном экземпляре для конкретного человека, и как продукт массового промышленного производства. Все, что использует человек для защиты от неблагоприятных условий окружающей среды: шкуры, одеяла которые укрывают от холода, прозрачную полиэтиленовую пленку, защищающую от дождя - это одежда. В то же время, костюмом могут являться элементы одежды из прозрачных пленок или тканей, используемых, например, в качестве эпатирующих образных характеристик человека, ориентированных на его отказ от следования моральным нормам и культурным традициям.

Так как для всякой системы характерно определенное количество элементов, необходимых для ее существования [3], система «костюм» объединяет одежду, головной убор, обувь, аксессуары и дополнения, макияж, прическу, внешний вид человека. Необходимо заметить, что каждый, из элементов этой системы сочетаясь, и дополняя друг друга, создает индивидуальный образ, стиль человека. Разобщенные части системы, не связанные с образом человека, могут выступать только как предметы одежды. Например, блузы, юбки, брюки, платья и т. д., лежащие на стеллажах или вывешенные в торговом зале магазина, являются предметами одежды. Любые элементы театрального, эстрадного костюма, форменной одежды, составляющие единое целое с художественным образом, конкретным человеком, при их разъединении становятся предметами одежды.

Активное развитие костюма и моды тесно связано с развитием промышленности, техники для производства текстиля и сырья, совершенствованием технологий кроя и изготовления одежды. В начале Х|Х века была изобретена и получила большое распространение жаккардовая машина, которая позволяла производить промышленным способом ткани с любыми переплетениями нитей и сложными орнаментами, в связи с этим появилась возможность резко увеличить и сделать дешевле массовое производство текстиля. На середину XIX века приходится изобретение швейной машины Зингера, которая приобрела мировую славу. История техники оказала немалое влияние на искусство костюма. Промышленное производство готовой одежды, улучшило ее качество, и одновременно четко обозначило социальные различия между теми, кто шил одежду у лучших портных и теми, кто довольствовался готовой одеждой [5]. Таким образом, развитие техники, привнося инновации в искусство костюма, повышало уровень социальной знаковости в костюме. С течением времени увеличивалось число понятий, которые можно выразить через цвет и качество тканей, орнамент и форму костюма, наличие или отсутствие каких-либо элементов в одежде. В современном обществе одежда из предмета необходимости становится предметом потребления [4], в том числе потребления образов, символов.

В костюме ряд социальных символических функций выражается через «костюмные коды», имеющие определенное содержание, обусловленное классовой или субкультурной психологией и понятное только определенной общественной группе людей [4]. Например, очень выразительной символикой обладают костюмы футбольных болельщиков, фанатичных поклонников поп-звезд, представителей молодежных субкультур. В лексике моды существуют понятия, характеризующие степень самовыражения личности в костюме - «dress-code», «look», индивидуальный стиль. Термин «look» в одежде, предполагает большую степень свободы, обозначает готовый ансамбль, активно тиражируемый индустрией моды, не связанный с определенным местом и временем использования. Индивидуальный стиль предполагает самостоятельный творческий подбор всех элементов ансамбля, создание собственных правил, пренебрежение условностями, вплоть до эпатажа. Жесткая нормативность костюма, связанная с определенным местом и временем, принятая в данной социальной или профессиональной группе - это dress-code. Это традиция, диктующая сочетание элементов костюма и аксессуаров, выступающая как знак статуса, например, студенческая мантия и шапочка в европейских университетах; как знак религиозной принадлежности - платки мусульманских женщин; как знак профессии - военная форма, спецодежда, деловой костюм.

Формирование стиля в костюме - это процесс создания и организации его выразительных качеств, характеризующих образ жизни, социальное положение, культурные предпочтения человека через его костюм. В современной моде утвердились несколько стилевых направлений - классический стиль, основанный на элементах мужского английского костюма начала ХХ века и отличающийся консерватизмом, высоким качеством исполнения, дорогими тканями, отсутствием нефункциональных деталей, яркого декора; романтический стиль, вобравший элементы исторического костюма, сложные конструкции, обилие разнообразных деталей и отделок; фольклорный стиль, заимствующий основные черты национальных костюмов разных народов - простоту, рациональность кроя, функциональность, декор, цветовую гамму; спортивный стиль, адаптировавший спортивную и спецодежду, экипировку туристов, униформу для повседневной городской одежды. Этому стилю свойственны простые конструкции, обилие деталей и фурнитуры, яркая, контрастная цветовая палитра. Сафари, мили-тари, морской стили являются разновидностями спортивного. Стиль спорт-шик -это смешение спортивного стиля и гламура (от французского glamour - «шик», «обаяние» [8]). Эти стилевые направления не выходят из моды в течение длительного времени благодаря универсальности, многофункциональности, соответствию потребностям человека. Лидирует в современной моде диффузный стиль - соединение в одном костюме элементов двух или более различных стилей. Формальные характеристики различных стилей имеют свою эстетическую выразительность. Например, одежда спортивного стиля функциональна, комфортна, не мешает свободе движения, выполняется из натуральных тканей и материалов. Романтический стиль отличается декоративностью форм и деталей, нарядностью отделки, цветовым разнообразием, женственными формами и пропорциями. Формальные характеристики стиля определяют силуэт, конструкцию, технологическую обработку, декор костюма и т. д., существующие как норма в конкретном стиле. Образно-художественные характеристики предопределяют и обозначают пропорции человека, идеал красоты данного времени, выраженные в костюме. Социально-психологические характеристики обусловливают и выявляют стереотипы поведения, возрастные и половые особенности человека, отраженные в его костюме [1]. А. Б. Гофман выделяет стиль как «внутрипрофессиональную» категорию в профессионализированных областях культурной деятельности, а проектирование и производство модной одежды как создание устойчивых стилей [2]. Необходимо отметить, что в проектировании одежды существует также понятие - стиль автора - сочетание главных особенностей творчества художника, в типичных для него темах, в своеобразии выразительных средств, которые в свою очередь характеризуют культурные предпочтения и вкусы художника.

Средствами информации в костюме являются различные источники: степень закрытости тела, плотность или жесткость материалов, тесность одежды. Информация может передаваться посредством пластики, пропорциональных особенностей, пространственного расположения элементов, цвета, фактуры, благодаря чему костюм может вызывать определенный эмоциональный «отклик» в зависимости от его формы апеллирующей копыту людей. Воспринимая форму элементов костюма, его силуэт, человеческий глаз как бы расшифровывает информацию о костюме. Например, некоторые исследования [4] показывают, что к силуэтам, определяющим высокий статус человека, относятся силуэты, приближающиеся к вытянутому прямоугольнику с четко выраженным плечевым поясом, низкий статус человека символизируют силуэты, приближающиеся в своей геометрической форме к кругу. Фактура ткани, из которой изготовлен костюм, как активное средство художественной выразительности, может являться одним из источников информации, создавая зрительный образ. Самая разнообразная фактура тканей и материалов, может применяться в проектировании одежды, в зависимости от заданных образных характеристик костюма: шероховатая и нежная, мягкая и грубая, колючая и бархатистая и влиять на восприятие формы костюма. Мягкие ткани и материалы определяют статус человека как низкий, с высоким статусом несовместимы трикотажные свитера грубой вязки, джинсы или брюки мягкой формы. И наоборот плотные, жесткие материалы в костюме классического стиля могут символизировать высокий статус. Цвет элементов одежды всегда играл большую роль в передаче образно-эмоциональной информации. К примеру, нежность и мягкость характера можно передать при помощи розового цвета. Красный цвет - синоним красивого, выражает энергию, активность, напряжение, страсть. Конец ХХ века ознаменован прорывом в моду красного цвета как возросшей интенсивности человеческих отношений. Черный выбирают те, кто противопоставляет себя обществу - нигилисты и анархисты в Х1Х веке, битники, панки, рокеры в ХХ веке. Белый цвет - в большинстве стран обозначает чистоту, невинность, счастье. Он используется в праздничной одежде, означая счастье и веселье. Белый цвет может одновременно символизировать начало жизни (костюм невесты), но может быть и символом смерти, потустороннего мира, как наиболее мистический цвет. Белый цвет в восточных странах - цвет траура. Цвет в костюме может определять социальную, национальную принадлежность, эстетическую предрасположенность. Цвет выступает как один из символов и атрибутов моды.

Художественно-образная выразительность костюма не существует отдельно от внешнего облика человека. Информируя о владельце или принадлежности к определенной социальной среде, костюм несет знаково-информативную функцию и может выступать как:
знак классовой дифференциации, как пример можно привести эксклюзивные изделия, дорогие ансамбли от знаменитых дизайнеров для представителей бомонда;
знак престижности как выражение богатства посредством демонстрации дорогих аксессуаров - часов, мобильных телефонов, драгоценных украшений;
знак респектабельности проявляется в добротности костюма, безукоризненной белизне воротничков и манжет;
-знак принадлежности к определенной идеологической группе, например, красные косынки женщин-тружениц послереволюционной России;
знак вкуса человека: тяготение к китчу, эпатажу в костюме с одной стороны, и к строгости и элегантности - с другой;
знак этических принципов, контрастным примером являются строгая одежда офисных служащих и мини-юбки модниц;
знак полового различия;
-знак культурной принадлежности в устрашающих татуировках и одежде воина африканского племени и костюме банковского служащего [4].
В настоящее время развитие науки, технологий, разнообразных средств оформления внешности в сфере индустрии моды, достигло такого уровня, что национальная, половая, социальная идентификация человека утратила однозначность и приобрела вариативные формы. В искусстве костюма приобретают популярность и распространяются стиль «унисекс», андрогинность образа, имитационность костюма - копии костюмов известных дизайнеров, ими-тационность тканей и меха. Для моды конца XX - начала XXI века характерны смешения в одном костюме не только различных стилей, но и функций, а также элементов мужской и женской одежды.
Таким образом, искусство костюма обладает специфическим художественным языком - системой знаков в виде форм, линий, цветов и т. д. и, следовательно - информативностью. В современном модном костюме отражается культура разных исторических эпох, ему свойственны необычайное богатство тем и стилевое многообразие. Как часть визуальной культуры костюм воспроизводит и демонстрирует самые разнообразные стили живописи, графики, киноискусства, этнографии, древние памятники культуры и последние достижения техники. Костюм может содержать информацию об исторических событиях и современных сюжетах.

В настоящее время потребление кардинально меняет свой характер, теперь это потребление символов [9], и как следствие процесс производства модной одежды является одновременно и процессом создания различных образов, имиджей, торговых марок. Следовательно, знаковая система костюма, является значимым средством информации и развития бизнеса в сфере моды. Изучение коммуникационных особенностей костюма диктуется так же практическими потребностями современной жизни, так как модный костюм является одновременно объектом дизайнерской деятельности и продуктом функционирования мировой модной индустрии, которая в развитых странах занимает третье место по доходности после нефтяной и автомобильной промышленности.

Литература

  1. Балдано, И. Ц. Мода XX века: энциклопедия И. Ц. Балдано. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 400 с.: ил.
  2. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения А. Б. Гофман. - М.: Агентство «Издательский сервис», «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 232 с.
  3. Дизайн: очерки теории системного проектирования  Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко, Е. Н. Лазарев, В. И. Михайленко; Под ред. М. С. Кагана. - Ленинград: Изд. (ЛГУ) Ленинградского университета, 1983. - 184 с.
  4. Килошенко, М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты М. И. Килошенко. - СПб.: СПГУТ, 2001. - 192с.
  5. Кирсанова, Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм -вещь и образ в русской литературе Х1Х в.  Р. М. Кирсанова. - М.: Книга, 1989. - 286 с.; ил.
    Легкая промышленность и индустрия моды - возможен ли симбиоз? Индустрия моды. - 2002. - №7 С. 28-31.
  6. Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов Под ред. Т. В. Козловой. - М.: Легпромбы/тиздат, 1988. - 352 с.: ил.
  7. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль Глав. Ред. В. А. Володин. - М.: Аванта +, 2002. - 480 с.: ил.
  8. Янтина, Л. И. Мода как фактор формирования стиля жизни: Автореферат дис. канд. социологических наук Л. И. Янтина. - СПб., 2001. - 20 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Диски прома купить литые диски.