Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

МазурукТ. А., ЧвейЕ. В.
Белорусский государственный экономический университет (г. Минск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Становление международных связей во всех сферах общественной жизни становится причиной увеличения роли иностранных языков в современном обществе. Развитие предпринимательской деятельности и создание совместных предприятий в Беларуси обусловили потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере бизнеса, владеющих иностранными языками и правилами межкультурной бизнес коммуникации на профессиональном уровне для эффективного делового сотрудничества.

В настоящее время целью обучения во всех типах образовательных учреждений Беларуси является не изучение отдельных аспектов иностранного языка, а вовлечение учащихся в мировой процесс культурного взаимодействия посредством использования современных технологий и методов обучения, способствующих развитию коммуникативных навыков, приобретению опыта решения поисковых задач, совершенствованию навыков письменной речи, развитию умений вести дискуссию и деловые переговоры на иностранном языке. Исходя из этого, перед педагогическими коллективами вузов страны стоит задача подготовить выпускников куспешному началу профессиональной карьеры, обучить их навыкам межкультурного общения в условиях международного сотрудничества и конкуренции.

Низкий уровень иноязычной грамотности затрудняет рост национального богатства за счет международного туризма, торговли, гостиничного хозяйства, спорта. Игнорирование социально- культурной специфики приводит к непониманию и, как следствие этого, к нарушению взаимовыгодного сотрудничества. Трудности в общении возникают из-за различий в культурном кругозоре коммуникантов, неумения объяснить сущность какого- либо явления, незнания основных норм невербального общения, неправильного толкования языка жестов (одни и те же жесты могут иметь противоположное значение в разных странах).

С целью овладения учащимися межкультурной бизнес-коммуникацией может использоваться метод обучения в сотрудничестве, который предполагает формирование умений и навыков анализировать ход и результаты межкультурного делового контакта и выработку стратегии поведения в ситуации межкультурного взаимодействия.
Деловая игра, т. е. воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование реальных ситуаций, характерных для данного вида труда, способствует формированию навыков социокультурной компетенции и развитию таких социально значимых качеств, как творческий подход к решению поставленных задач, корпоративность и самостоятельность.

Формированию навыков бизнес-коммуникации способствует также новая проблемная методика Case Studies - Кейс-метод. Кейс-задача отличается от традиционной тем, что имеет несколько вариантов решений. Данный метод обучения является активным, так как ориентирует студентов на применение различных видов анализа: проблемного, системного, причинно-следственного и ситуационного. Кейс- метод дает возможность применять на практике полученные студентами знания по деловой проблеме; развивать беглую речь студентов на иностранном языке; развивать культуру речевого общения и сотрудничество в команде; формировать управленческие способности, а также решать конкретные проблемно-речевые задачи.

Деловой иностранный язык, английский , например, должен стать органичным расширением традиционного курса по иностранному языку в высшей школе, так как имеет следующие задачи:
Социокультурное развитие студентов, которое предполагает ознакомление их с ведением бизнеса и деловых переговоров в англоязычных странах, предоставление студентам информации о ведущих производителях, фирмах и компаниях, введение понятия «этикет деловых переговоров».

Формирование соответствующего словарного запаса , состоящего из деловой лексики.
Участие студентов в различных сферах делового общения: представление своей компании, публичное выступление, участие в дебатах, круглых столах, интервьюирование бизнесмена, реклама продукции, подготовка презентаций.
Формирование у студентов навыков деловой переписки: заполнение аутентичных бланков и форм ( резюме, жизнеописание CV, письмо о приеме на работу, сопроводительное письмо, составление визитных карточек, письмо-рекламация, жалоба, образец заказа).

5. Ознакомления учащихся с правилами составления контрактов.
Таким образом, знание основ межкультурной бизнес-коммуникации - это
значимый фактор для достижения взаимопонимания в сфере установления деловых контактов и создания положительного имиджа не только организации, но и страны в целом. Умение правильно и грамотно общаться в сфере деловой деятельности, знание этикета деловых переговоров и национально- психологических особенностей участников межкультурных бизнес-коммуникаций служит условием плодотворного взаимовыгодного международного сотрудничества.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы