Юркова О. М., Кузьмина Е. С.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максиам Танка

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ

Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в нашу жизнь все глубже и глубже, соседствуя с нами практически во всех сферах нашей жизни. Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т. д. ) жизнь человека.
Электронные средства занимают все более ощутимое место в структуре коммуникации. Человек воспринимает окружающий мир опосредованно, с помощью инструментов познания, которые играют активную трансформирующую роль.

Активное развитие информационных технологий и внедрение их в повседневную жизнь людей выдвинуло проблемы взаимодействия человека и компьютера на первый план.
Интернет сыграл значительную роль в актуализации лингвистических проблем человеко-компьютерного взаимодействия. Всемирная компьютерная сеть открыла новые возможности для общения представителей различных этнокультурных общностей. Интернет как пространство межкультурного общения требует к себе пристального внимания со стороны всего комплекса наук о человеке и, в том числе, лингвокультурологии.

Интегративная функция, принадлежащая электронным средствам коммуникации, приобретает все большее значение в становлении «информационного общества». Процесс его формирования идет с разной степенью интенсивности в разных странах.

На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования. Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурной коммуникации.

Что касается нашей страны, Республики Беларусь, с продолжением процесса интеграции в международное экономическое и политическое сообщество все большее значение придается обучению межкультурной коммуникации, одними из стратегических задач которого может являться наряду с базовыми лингвистическими знаниями обеспечение вхождения в чужую культуру и информатизированную практическую деятельность, а так же построение междисциплинарных связей в учебных программах.

Современная жизнь, компьютеризация сферы коммуникаций, получившая распространение и у нас в последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владения навыками общения между представителями различных культур с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, формы и способы его применения в особых условиях - в телекоммуникационных сетях, где необходимо умение обмениваться письменными или устными сообщениями (телеконференции или chatting), без посредника, т. е. спонтанно. Ведение спонтанной профессиональной беседы с носителем языка устно или, что еще более сложно, письменно предполагает высокий уровень знания языка, близкий куровню носителя языка, активное владение им, а так же вхождение в область чужих для нас смыслов, чужих ценностей.
Информационная среда - наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др. - играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т. н. «киберпространство». Для последнего характерны своеобразные формы человеческого поведения. Такого рода «средовое» поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» как элементе информационной среды осуществляется целое множество человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность.

Проблемы взаимодействия пользователей через компьютерные телекоммуникации, в компьютерных сетях и Интернете, как глобальной компьютерной сети, т. е. освоение ее информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве образовательных, стали предметом педагогических исследований вскоре после зарождения Интернета. Все более явственно пробивает себе дорогу область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями, т. е. Интернетом и World-Wide-Web (WWW). Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав «киберпростран-ство» привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее о применении компьютеров.

Интернет не сводится к набору технических решений, так как прежде всего это сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде. Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология Интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др. Широкое распространение в области изучения психологии Интернета получили кросс-культурные исследования.

Необходимо отметить, что экстенсивно и интенсивно протекающая в -сегодняшнем социуме компьютеризация и все большее влияние на жизнь формирующейся личности мировой компьютерной сети (WWW) бесспорно оказывает значительное влияние на общую модель социализации личности на фоне достижений научно-технического прогресса, их популяризации, доступности, актуальности использования в субъективном плане реализации своего «Я». В результатах проведенных исследований наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей, для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной «электронной деревни» и т. п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, в ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний (Kraut et al., 1998). Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организует слушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми.

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998).
В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К -числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что для некоторых застенчивых людей могут оказаться полезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля при взаимодействии посредством электронной почты.
Рассматривая образовательные ресурсы Интернета, нас как преподавателей языковых специальностей прежде всего интересуют его безграничные возможности, способствующие развитию межкультурной компетенции.

В частности, к ним можно отнести общение на изучаемом языке, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяет печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социо-культурных явлений и общей социализации личности.

Для успешного общения с представителями иной культуры студентам необходима соответствующая мотивация, целенаправленность, переживание новых ситуаций, приобретение новых знаний и навыков, в том числе и необходимых для будущего трудоустройства, практика письма и речи, реальная публика и ответная реакция, оценка своей работы товарищем, творчество, вознаграждение и ощутимые плоды своего труда.

Помимо развития межкультурной компетенции преподаватель преследует следующие цели: повышение уровня общей осведомленности, повышение навыков письма, речи, чтения, говорения, необходимых для осуществления активного общения в виртуальном пространстве с одной стороны, энтузиазм и самовыражение в работах студентов, их совместная работа и работа за пределами инструкций преподавателя с другой. Это будет способствовать пониманию и практическому применению технологий Интернета. Эти факторы могут быть использованы в качестве критериев анализа эффективности того или иного сайта, практического опыта и т. п.
Принимая во внимания все выше сказанное, можно попытаться одним словом определить суть Интернета: это - общение, общение между отдельными людьми и целыми нациями без вмешательства правительственных авторитетов. Эта новая технология с огромной скоростью изменяет облик цивилизации, коренным образом меняя представление человечества о мире и самом себе. Интернет уже вобрал в себя десятки миллионов человек, более сотни стран, он полностью изменил процессы распространения и восприятия информации. В наш век информационных технологий виртуальная реальность Интернета, способствующая стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидирующая преграды между культурами, становится не менее явственной, чем окружающий нас материальный мир.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы