Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ. СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ПРОБЛЕМЫ НА ПРИМЕРЕ РЕТРО-СТИЛЯ

Коновалов И. М.
Институт современных знаний имени А. М. Широкова (г. Минск)

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ. СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ПРОБЛЕМЫ НА ПРИМЕРЕ РЕТРО-СТИЛЯ

Дизайн играет важную роль в системе современных коммуникаций, устанавливая связи между потребителями дизайн-продукта [2]. Коммуникативная функция дизайна существует наравне с трансформационной функцией, которая обуславливает характер культуротворческих процессов [4]. В связи с этим, появляется необходимость рассматривать каждый отдельный дизайн-проект как визуальное и эстетическое сообщение [1].

В этой статье мы рассматриваем воздействие и функционирование дизайн-проекта как эстетического сообщения с позиций семиологии и на примере формирования ретроспективного образа и ретро-стиля.
Семиология представляет собой общую теорию исследования феноменов коммуникации, рассматриваемых как построение сообщений на основе конвенциональных кодов или знаковых систем [5].

Анализ информационной функции ретроспективной стилизации позволяет рассматривать всякий ретроспективный образ как информационное сообщение, текст которого отсылает нас в прошлое путем особого построения специальных знаков-кодов, кодов-идиолектов.
Ретроспективные формы представляют собой определенный репертуар символов-знаков, что позволяет говорить о семиотике ретроспективизма (семиотика как отдельная система знаков, которые поддаются формализации, выделению).

Исходя из треугольника Огдена- Ричардса, в котором устанавливается связь между символом, референцией (информация, которую имя сообщает адресату) и референтом, выделяют денотативное и коннотативное значение символа, знака. Денотация является означаемым символа, охватывающим весь класс существующих объектов, а коннотация- это совокупность качеств, приписываемых объекту [5].

Мы устанавливаем, что т. н. «первичный образ» объекта опирается на его денотативное значение, тогда как появление «вторичного образа» обуславливается его коннотациями, особенностями прочтения. Ретроспективная стилизация приносит в объект стилизации именно вторичный образ, который определяется суммой коннотативных значений. Так, к примеру, в «готическом» стуле, присутствие прямо не связанных с конструкцией признаков стиля сообщает нам коннотацию о «готичности» этого изделия.

У. Эко отмечает, что «произведение искусства интересует семиологию только как сообщение-источник и, стало быть, как код-идиолект, как исходный пункт для ряда возможных интерпретирующих выборов: произведение как индивидуальный опыт умопостигаемо, но не исчисляемо» [5, с. 87]. Таким образом, появляется необходимость произвести семиологический анализ кодов, при помощи которых формируется ретроспективный образ.
«Код - это модель, являющаяся результатом ряда условных упрощений, производимых ради того, чтобы обеспечить возможность передачи тех или иных сообщений» [5, с. 66]. Говоря о ретроспективном коде, мы понимаем набор определенных символов, при помощи которых адресат воспринимает вторичный образ предмета. Следует отметить важную роль контекста в восприятии образа изделия. Эко отмечает: «Контекст выступает как идиолект, наделяющий значением сигналы, которые в ином случае показались бы просто шумом» [5, с. 164]. Смена контекста приводит к изменению функции вещи, а в нашем случае, появляется ретроспективность вещи: деревянное колесо от телеги, вписанное в интерьер кафе, воспринимается иначе, чем то же колесо, исправно функционирующее, либо лежащее в хозяйственной постройке. Т. о. смена контекста означает смену соответствующего кода.
Все символы, формирующие код, выстраиваются в парадигматическую и синтагматическую оси. Парадигматическая ось - это репертуар символов и правила их сочетания, а синтагматическая ось - это ось комбинации символов, которые выстраиваются в более сложные синтагматические цепочки [5]. Парадигматическая ось сочетания символов раскрывает разницу между пародией и реминисценцией, гротеском и парадоксом. Один и тот же набор символов (стилистических черт) в зависимости от правил сочетания либо умышленного нарушения этих правил переводит стилизацию до состояния гротеска, парадокса, пастиша.

Ретроспективная стилизация, в целом, представляет собой такую конфигурацию кодов, которая, прежде всего, указывает на прошлое в самых различных измерениях, а на уровне кодов бессознательного вызывает ряд чувств и ощущений, связанных с прошлым, например, ностальгия, традиция, ритуал, возвращение к «корням», устойчивость, спокойствие и пр. Этим объясняется широкое использование в рекламе (плакаты, видеоролики) исторических сюжетов, указывающих на традиции производства, традиционное качество, ручной труд и т. п. Особенное значение приобретают тональные, иконические, сенсорные, риторические и стилистические коды. Последовательное использование этих кодов приводит к постепенному нарастанию информативности и выразительности ретроспективного образа от минимальной, но не менее активной, выразительности цвето-фактурных отношений, особенностей конструкции и пластического языка до избыточности и перенасыщенности иконографических, риторических и стилистических решений.

На основе смены культурного, исторического и функционального контекстов изменяется значение вещи. В соответствии с этим изменением, мы выделяем три закономерности возникновения ретроспективного образа: культурно-пространственная, историко-временная и функционально-эксплуатационная.
Исходя из закономерностей создания ретроспективного образа, следует разделить все объекты, в которых появляется ретроспективность как их доминирующее визуальное свойство на три основные группы.

К первой группе мы относим «готовые» предметы, которые приобрели вторичную ретроспективную образность в результате смены культурного, исторического или функционального контекста.

Во вторую группу входят объекты, носящие признаки какого-либо исторического стиля (исторической стилизации) в форме реконструкции, ретроспекции, цитирования и т. д.
Третью группу составляют объекты, форма либо визуальный образ которых отождествляется с прошлым при помощи конструктивных, пластических, цвето-фактурных характеристик, при этом не соотносящихся с конкретным историческим стилем, но возможно использующие стилевые особенности временных периодов XX века (кафе «в стиле 60-х»).
В свою очередь, объекты внутри трех групп также разделяются по принципу восприятия на стимульные(эмоционально-чувственное, быстрое восприятие) и резонансные (логико-понятийная основа, растянутая во времени). Тип восприятия зависит от степени сложности образа, цвето-фактурных, пластических, конструктивных и технологических характеристик и общей выразительности художественного решения.

На восприятие ретро-стиля влияет, во-первых, контекст, в котором находится предмет, условия восприятия, то, что можно назвать обстоятельствами коммуникации. Во-вторых, непосредственно адресат, его личные свойства, уровень и специфика образования, социальное положение, визуальный опыт. Из этого следует, что предложенное разделение носит условный, относительный характер, поскольку в каждой из трех групп можно найти предметы, атрибуция которых как «ретро» будет варьироваться в зависимости от контекста и адресата/потребителя, его системы мировоззрения, идеологии.

Между тем, специфика дизайн-деятельности подразумевает глубокий анализ отношений между предметом проектирования и обстоятельствами коммуникации (контекстом и адресатом). Поэтому, наряду с семиологией ретрос-пективизма, объясняющей как строится ретро-стиль, следует учитывать психосемиотику, которая занимается проблемами восприятия знаков (их коннотаций) и в нашем случае, отвечает на вопрос как воспринимается ретро-стиль. Иначе говоря, применяя ретроспективную стилизацию в дизайне, следует обязательно учитывать возникающие стилистические коннотации, без которых ретро-образ теряет свои основные функции.

Информация, которую сообщает ретро-стиль, посредством декодифика-ции изменяет свойства знаково-информационного поля, что обуславливает возникновение новых кодов. Знаковая система постоянно изменяется, и этот процесс У. Эко назвал «поступательным движением семиозиса» [5, с. 411]. На основе чего можно сделать вывод о постоянном смещении кодов. Этим объясняется неустойчивость в представлениях о том или ином историческом стиле, что необходимо учитывать при построении исторической стилизации.

Кроме того, декодификация зависит от обстоятельств коммуникации, контекста и свойств адресата, в целом - от идеологии. Однако ретро-стиль также задает определенный контекст (контекстуальная функция), т. е. влияет на обстоятельства, следовательно, может изменять систему мировоззрения, идеологию (идеологическая функция).

Отметим, что идеологическая функция проявляется преимущественно во вторичных функциях предмета, поскольку, не меняя основной функции, стилизация выражает вторичную путем изменения внешнего вида, оболочки. Тем самым новый предмет влияет на способ рассмотрения системы других объектов, появляется процесс сравнивания, благодаря которому и возникает чувство временного масштаба. Соответственно, объекты материально-вещественного мира начинают различаться по категориям, сгруппированных по диалектической зависимости: «старое - новое», «устаревшее - современное», «традиционное - новаторское».

При этом природа диалектического развития и процесс семиозиса непрерывно переводят новое в старое, новации в традиции. Риторические коды превращают новации в стереотипы. Цикличность моды также иллюстрирует постоянный процесс перевода модного в старое и возвращение старого как новомодного.

Специфика ретроспективной стилизации заключается в том, что этот прием в дизайне создает старое, «вшивая» эти образы в ткань современного (нового) материального мира.
В этой связи возникает вопрос о целях использования ретро-стиля, его социо-культурной, гуманистической направленности. Нами подчеркивается, что ретроспективная стилизация обладает потенциально большими ресурсами влияния на культурное пространство и ретро-стиль нежелательно атрибутировать только как форму стайлинга. У. Эко отмечает, что «styling» не более чем избыточная пропагандистская риторика. Сообщая что-то в системе наших риторических ожиданий, этот дискурс ничего не меняет в системе наших идеологических ожиданий» [5, с. 239].

Заметим, что любое произведение искусства, архитектуры, дизайна се-миологически рассматривается как эстетическое сообщение (термин М. Бен-зе) существующее на нескольких информационных уровнях. В «Отсутствующей структуре» Эко приводит несколько измененную классификацию этих уровней по Бензе [5]:

а) уровень физических носителей. Цвет, фактура, материал.
б) уровень дифференциальных элементов на парадигматической оси.
Ритм, пластика, соотношения материала и цвета, цвета и фактуры и пр.
в) уровень синтагматических связей. Система пропорционирования, ком-
позиция, конструкция, технология.
г) уровень денотативных значений. Соответствующие коды.
д) уровень коннотаций. Риторика, стиль, сложные синтагматические си-
стемы.
е) уровень идеологических ожиданий. Глобальные соотношения, систе-
мы мировоззрения, миропонимания.

Ретроспективный образ прямо не связан с определенным цветом, фактурой или их соотношением на парадигматической оси. Синтагматические связи также не указывают на ретроспективный характер изделия, хотя и задают некоторую структуру. Денотативные значения, как правило, в ретро-стиле устанавливают первичную функцию вещи, что правомерно для всех трех групп объектов (ваза - декоративная).

Вторичная образность объекта возникает на уровне коннотаций, зависимых от контекста и субъекта восприятия. Один и тот же предмет может вызвать разные коннотации - в стиле «ретро», старая, не модная, анахроничная, оригинальная, традиционная, либо вообще не вызывать никаких коннотаций, когда вторичная образность не воспринимается.
Здесь же стоит выделить смещение кодов, когда предмет, допустим, построенный на основе стилистического кода, декодируется адресатом с позиции тонального кода. Барочное кресло может быть названо просто старым и причудливым креслом. Отсюда широко известная коннотация «сейчас так не делают», которая, порой, касается недавно сделанных изделий в каком-либо историческом стиле.

На наш взгляд, различие между уровнем коннотаций и уровнем идеологических ожиданий заключается в широте и глубине привлекаемых ресурсов восприятия культуры. Т. е. уровень коннотаций ограничивается относительно небольшой территорией, государством, слоями общества, локальными культурами и нормами. Тогда как идеологические ожидания более масштабны и включают в себя множество входящих факторов вплоть до уровня развития человеческой цивилизации [3].

Собственно ретро-стиль стал осознанным культурным явлением во второй половине XX века с наступлением эпохи постмодернизма, как ответ на определенные идеологические ожидания, связанные с поиском новой устойчивости, в том числе и в мире искусства. Ретро-стиль должен был возвращать «старое» в новый, беспокойный мир в роли одной из возможных точек опор в системе культурного многозвучия, тотального обезличивания, технократизма и глобализации. В стремлении вернуть прошлое просматривается желание возвращения к традиции, следовательно, спокойствию и уюту. Этот процесс психологически можно описать как подсознательную тоску по Золотому Веку, а ретро-стиль - как форму возвращения к нему.
Таким образом, ретроспективная стилизация становится эстетическим сообщением на уровне идеологических ожиданий. Этим обуславливается устойчивая популярность и разнообразие ретро-стиля, его форм и художественных образов. Поэтому ретроспективная стилизация не может сводиться к простому перечислению художественных приемов на синтагматической оси, поскольку в таком случае она бы свелась к собственной денотации. Тоже касается исторической стилизации и вообще любого исторического стиля, который следует рассматривать не описательно, а феноменологически. Соответственно, в семиологии на уровнях коннотации и идеологических ожиданий. Так, к примеру, стиль «барокко» можно свести к перечислению признаков этого стиля, наиболее характерных приемов и уникальных комбинаций, описать временную периодизацию, региональные особенности и отдельные течения. Этого недостаточно для понимания сущности этого стиля, его контекста и идеологии.
Семиологический ракурс рассмотрения дизайн-проекта на примере ретро-стиля позволяет раскрыть сложную систему его декодификации, которая зависит от контекста, субъекта/адресата и системы мировоззрения (идеологических ожиданий).

Каждый отдельный дизайн-проект становится эстетическим сообщением на уровне идеологических ожиданий, что обуславливает воздействие этого проекта на материальный мир и культурное пространство, в том числе и пространство коммуникаций.

Литература

  1. Азрикан, Д. Форма как визуальное сообщение Д. Азрикан. - Техническая эстетика. - 1967. - № 2.
    Безмоздин, Л. Н. Дизайн в современной культуре Л. Н. Безмоздин Искусство в системе культуры: Сб. ст.  Сост. и отв. ред. М. С. Каган. -Л.: Наука, 1987. С. 163- 167.
  2. Подшибякин, А. М. Специфика художественной культуры в контексте информационного общества: Дис.... канд. философ. наук: 24.00.01. Теория и история культуры А. М.
  3. Подшибякин. Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2004. - 222 с.
  4. Стрикелева, К. А. Трансформационная функция дизайна в контексте современной культуры
  5. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06. К. А. Стрикелева Белорусская государственная академия искусств. Мн., 2001.- 20 с.
  6. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию  У Эко. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы