Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Философские модели и концепции развития ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМСЯ МЕТОДА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ

Шкляров В. С.
Белгородский государственный университет (г Белгород, Россия)

 

ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМСЯ МЕТОДА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ

Практику насущного дизайнерского образования можно охарактеризовать двумя основными признаками. В первом из них проектные проблемы выстраиваются в круге внутрипрофессионального развития, что позволяет означить и структурировать содержание основных параметров художественно-проектного творчества в различных его направлениях и программных материалах. Во втором проблемы выстраиваются путём системно-генетического анализа и логико-психологического обобщения (В. Н. Свинцов, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин), что позволяет выявлять задачи и методологические принципы дизайна применительно к системе конкретной социокультурной жизнедеятельности.

Словосочетание «социокультурный» рассматривается как дихотомическое разделение человеческой реальности характеризующейся единством и взаимосвязью двух сторон - социальной и культурной. «При этом социальное понимается как форма человеческих взаимодействий описываемая в терминах «социальная структура», «группа», «социальные отношения», «социальный статус», «социальная роль» и т. д., а культурное - как содержание взаимодействия, выраженное в терминах «способ деятельности», «образы», «нормы», «ценности», «правила» и т. д. Такой подход получил распространение во многих западных и отечественных концепциях» [1, с. 18].

В практике современного дизайна, ссылаясь на мнение О. И. Генисарет-ского, словосочетание «социокультурный» получило чёткую дифференциацию, основанную на выделении трёх уровней проектно-исследовательских проблем. Анализ их содержания нами отображается в следующем [2, с. 5, 6]:Проблемы, связанные с принадлежностью объектов дизайна к той или иной подсистеме социокультурной сферы, а отсюда социокультурной типологии конкретных объектов, потребительских групп или ценностей;Проблемы, связанные с особенностями функционирования объектов дизайна в тех или иных подсистемах общества как целого, например, в экономике, экологии, культуре и т. д.

Гуманитарно-художественные, творческие проблемы, связанные с соотнесённостью дизайна с предметно-пространственной средой и образом жизни людей, их духовной культурой, художественным и предметным творчеством. Применительно к практике дизайна ссылка на вышеуказанные уровни проектно-исследовательских проблем позволяет отметить, что социокультурные проблемы жизнедеятельности людей являются сферой его основных интересов, так как создают, в конечном счете, условия для его функционирования и развития. Отсюда применительно к структурированию содержания дизайнерского образования следует учитывать, что основное понимание природы социокультурной жизни людей, осуществляется через положение междисциплинарного статуса исторических и художественных дисциплин в совокупности со структурой общих требований предъявляемых к художественному проектированию изделий среды и т. д. Придерживаясь данного положения, в то же время следует иметь в виду, что это далеко не самый важный горизонт социокультурной проблематики. Ссылаясь на мнение Ф. Тёрнер и Э. Поппель объяснение названному видится в том, что «нервная система неотделима от человеческой культуры, которой она должна служить. Потому-то мы и утверждаем, что наша нервная деятельность по своей сути социальна. В социальной среде не только усваиваются специфические сложные навыки и умение общаться, но и протекает развитие таких базисных способностей, как способность к возбуждению, ориентации, вниманию и мотивации» [3, с. 78]. Сильное чувство культурного, социального или политического единства, выработанное на основе каких-либо идей и эстетических критериев, формирует уникальные и характерные региональные традиции, которые материализуются в изделиях предметного мира и интерпретируются в понятиях накопленныхзнаний.
Данные знания как представления о инвариантной структурной особенности архетипов культуры многих народов, могут быть поняты и истолкованы как некая априорная форма профессионального познания и осмысления мироздания в аспекте развития пространственных представлений орнаментально-геометрических приёмов, образных сюжетов, фольклора, ассоциаций и др.

В рамках такого смыслового пространства отчётливо просматривается метод дизайна, ориентированный на переосмысление системы этнокультурных и экологических ценностей, или своей исторической рефлексии в какой-либо традиционной культуре. Примером такого осознания и актуализации историко-культурной преемственности в методологии современного дизайна могут служить итальянский, японский и финский стили, свидетельствующие об оригинальности и самобытности полученных результатов в предметно-пространственном творчестве, задавшем предпосылки для обогащения системы эстетического воспитания в образовательных моделях многих стран мира.

Таким образом, при рассмотрении многообразия национальных и региональных проявлений какой-либо культуры следует исходить из положения, что Проектность - архетипическая черта человеческого сознания, она пронизывает все без исключения сферы его деятельности. В переплетении видов социальной деятельности, происходит сложный диалектический процесс взаимодействия прогнозируемых целей, используемых проектных средств и достигаемых результатов, постоянно обновляются направления методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которых лежит исследование объектов и их совокупностей как систем. В русле исследовательских проблем дизайна приоритетность названного проявляется в изучении исторического наследия системы художественных ценностей и эстетических норм в понимании и освоении глубинных механизмов становления, развития и, когда надо, угасания среды. Это позволяет предвидеть раскрытие причинно-следственных связей между технологией различных процессов и их визуальными проявлениями, между «чувствованиями» потребителя среды и её эстетикой, считая их базой художественного озарения. В рамки этой связи включается целый ряд перцептивных действий, таких как обнаружение, выделение адекватных задачам деятельности информационных признаков их обследования и собственно построение образа - целостного, интегрального отражения действительности, в котором одновременно представлены перцептивные категории: пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.

Не углубляясь в раскрытие особенностей изучения дизайна средствами социокультурных закономерностей, следует отметить, что при их изучении целесообразно исходить не столько из практических формально-композиционных действий в организации какого-либо насущного объекта, а с изучения образа жизни человека, оседлого или кочевого, складывающегося под влиянием зональности территорий, ландшафта и климата. Разнообразие особенностей жизненных социумов продиктовало их обитателям различные формы приспособления к ним, к связи способа производства с климатом и фауной к своим примени-тельным к природе типам жилища, особенностям ведения хозяйства, к бытовому укладу, к традициям и жизненному смыслу - мифологическому, сказочному, религиозному, нравственному, художественному, воспитательному идр. На этом базисе проявляется имманентная ценность этнокультуры социума, выстраивается его методологическое содержание, что и позволяет обеспечить согласование материальной (объективно-технологической), социально-культурной (смысловой, ценностной) и психологической структур деятельности. Здесь новая основа деятельности налицо, но осуществляется она в старых сложившихся структурах, в которых следует определить язык коммуникаций, сформулировать вновь обнаруженные профессиональные ценности и довести до ясности угадываемое концептуальное содержание деятельности.

Рассматривая, таким образом, возможность формирования у учащегося состояния готовности и предрасположенности к определённому действию в заданных обстоятельствах творческой деятельности становится очевидным, что более существенно её образовательное значение проявляется в освоении содержательно-образной стороны проектной установки. В структуре проектной установки различается: образное пространство, выражающееся в способности учащегося сформулировать целостный образ объекта проектирования, определяющий широту охвата перспектив деятельности;

знаковая структура - совокупность категорий и терминов, составляющих профессиональный язык, на котором думают, формулируют концепции, принимают решения и общаются различные представители этноса проектной деятельности; ориентирующие функции, выражающиеся, прежде всего, в способности учащегося отбирать, оценивать, связывать и осмысливать факты под углом зрения проектной ориентации, определяемой замыслом;
смысловое содержание (тематизм) - образы, символы, понятия и представления, благодаря которым деятельность реализуется не только в форме её системной организации, но также и тематически, в форме содержания, которое понимается, мыслится, образно представляется;

система приёмов личного усвоения и совершенствования тематических операций - психотехника, посредством которой осуществляется реализация деятельности. Она формулируется в опыте профессионального общения, обучения и воспитания, направленных на постоянное поддержание достаточно высокого уровня осмысленности и эффективности деятельности во всех ситуациях, в которых требуется оценка и принятие ответственных решений.

Всё это во многом рассматривается в совокупности категорий этнокультурной этики, призванной сменить сложившееся в обществе отношение к материальным ценностям, способствовать утверждению приоритета ценностей духовных, интеллектуальных, творческих, и, тем самым влиять, в определённой мере, на размеры и характер общественных потребностей в промышленных продуктах. При таком подходе проблема экологизации образа жизни непосредственно смыкается с рассмотрением этнокультуры, трактуемой сегодня различными авторами (Акин О., Устинов А. Г, Шатин Ю. В. и др. ) довольно таки широко. С одной стороны, этнокультура рассматривается с позиций сохранения культурных ценностей накопленных поколениями, с другой - оживления современной культурной жизни, как её свободное и естественное развитие, связанное с образованием новых ценностей. На этом основании, в современных концептуальных разработках дизайна развиваются обе указанные линии: 1) активная, независимая; 2) охранительная.

Первая линия в большей мере относится к технократическим процессам и всей проектной деятельности вообще. Поэтому здесь роль дизайна и проектного образования сводятся к наибольшему привлечению внимания к воспроизводственным сберегающим и охранительным отношениям с природой, то есть к пересмотру экологических отношений к отдельным материалам и технологиям, продлению срока службы изделий, проблемам упаковки и др.; уместности эстетики долговечности, то есть выпуску изделий рассчитанных на долговременное использование с эстетически целесообразным формообразованием, подвластным моде и её вневременному характеру; изменению формообразующих аналогов изделий в силу совершенствования их технологических, художественно-эстетических особенностей, а также использованию в их изготовлении экологически безопасных материалов, как для человека, так и для природной среды; сведению до минимума вещественно-энергетических факторов и ресурсов.

Вторая линия связана с задачей сохранения среды созданной культурой предков и самим человеком. Решение этих проблем необходимо человеку для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности и бережного отношения к родным местам, самодисциплины, понимания своей социальности.

Из означенного видно, что в первой и во второй линии формируются культурно-экологические версии дизайна, а также раскрываются направления художественно-проектного творчества, выстраивающиеся на пересечении как сообразных природе, так и культурно-предметных реальностях. Всё это основывается на концептуальном осмыслении средовых бионических, метафорических и эргономических концепциях формообразования, являющихся исходными положениями, как для практической, так и учебной художественно-проектной деятельности. При освоении этих проблем в учебном творчестве мы исходим из следующих положений.

Концептуальная осмысленность среды рассматривается из исходного понятия, что она неотделима от концентрированно-смысловой основы Космоса. Так ценностно-смысловая структура среды обитания выступает как синоним модели, понимаемой не как геометрически-физическое окружение человека, а как духовная, осмысленная и с точки зрения человека и опредмеченная в пространстве и материальных объектах, символизирующих эту духовность. Такой взгляд при постановке проблемы позволяет в предметно-пространственном творчестве рассматривать природную среду как культурно значимое и ценностное активное образование, сопротивляющееся навязывать ей неадекватную технологическую схему образа жизни, облекать её в формы, не согласующиеся с культурной символикой. Всё это ориентирует в построении учебного процесса на установление и перенесение содержания художественно-проектной формы в параметры экологического равновесия с природой на основе её принципов жизни и развития. Сюда может быть отнесено решение следующих проектных задач: климатообразующие действия предметно-пространственной формы; способы регулирования температуры, воздухообмена, освещения, инсоляции, влажности и т. д., путём приложения механизмов подобных явлений в живой природе; использование принципов единообразия и многообразия живой природы для создания гармоничной жизненной среды; экономия материалов, энергетических ресурсов и пространств по принципам живой природы.
Бионический подход, основывающийся на изучении живой природы, и, прежде всего морфологии, экологии и физиологии живых организмов, их элементов и популяций, оказывается весьма продуктивным при решении как практических, так и ряда учебных задач. Последние в наибольшей мере способствуют развитию у учащегося художественного и конструктивно-пространственного мышления при изучении и переносе наглядно-образных трансформаций природных форм в графические и объёмно-пространственные модели из бумаги, пластилина и др. Всё это представляет большие возможности для экспериментальной деятельности и познания взаимосвязи функций и структур форм живой природы.

<Метафорическая трактовка темы строится на переносе в объект проектирования смыслов других предметов и явлений, а также символов искусств, народных традиций и т. п. При такой установке какие-либо социокультурные темы, выступающие в учебной практике как элементы и формы мирозданий (космос, земля, вода, огонь, дерево и др. ) в силу их вселенской обобщённости и вместе с тем физической осязаемости, традиционно основываются на переносе их образов в какие-либо предметы человеческой деятельности. Например, в сценической деятельности это может быть переосмысление и перенос в художественно-образные объекты отвлечённых понятий, освоенных в философии, искусстве, религии, мифологии и т. д. При наполнении конкретным содержанием бытовой вещи, необходимо эти понятия превратить из абстракции в осязаемую и полезную в утилитарном смысле конкретную реальность. Таким образом, метафорический смысл становится основой проектной концепции и в окончательном проекте как бы просвечивает сквозь «тело» объекта в качестве его художественного содержания.

4. Вышеозначенное решается в параллели с эргономическими требованиями, предъявляемыми к изделиям деятельности человека. Сюда относится учёт его антропологических, психологических, физиологических и других характеристик и возможностей, а также классификационных предметно-функциональных принципов предъявляемых к объектам назначения, их структурному построению и информационному взаимодействию.

Таким образом, многообразие и противоречивость совокупности формообразующих социокультурных факторов, определяющих конструктивное и пластическое содержание предметно-пространственной формы, требует использования самых высоких уровней интегрирующего «образотворчества». Эти специфические уровни художественно-проектной деятельности открывают возможность синтеза, казалось бы, несоединимых начал человеческого творчества, природы и культурного наследия.

Литература

  1. Резник, Ю. М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. Пособие. - М.: Институт востоковедения РАН, 1999.
  2. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды Отв. ред. О. И. Генисаретский. - М., Труды/ ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вы/п. 52. - 1987.
  3. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ. Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпетайна. - М.: Мир, 1995.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Из картона модели мир моделей.