Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Философские модели и концепции развития ЭГО-СОСТОЯНИЯ В КОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

ЧернецкийА. В.
Филиал Российского государственного социального университета (г. Минск)

 

ЭГО-СОСТОЯНИЯ В КОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Коллективное бессознательное по Юнгу представляет собой резервуар, в котором хранится передающиеся по наследству архетипы и трансактный опыт эго-состояний ребенка, взрослого и родителя описанные Э. Берном [2]. Для изучения архетипов эго-состояний в коллективном бессознательном восточных славян был использован метод контент-анализа волшебных сказок русских, белорусских и украинских народов [1; 3; 5]. Анализу подверглись трансакции, таких персонажей, как: Мачехи, Бабы Яги, Деда, Царя, Иван-Царевича, Аленушки, Падчерицы и др. Эти персонажи на протяжении сказки при общении могли менять свои позиции и принимать эго-состояния «Взрослого», «Родителя» или «Ребенка». К единицам контент-анализа были отнесены категории «Взрослый», «Родитель», «Ребенок» взятые из структуры личности Э. Берна, далее эти категории были разбиты на три подкатегории, которые исчерпывающе отражали данную категорию в тексте.

В результате контент-анализа сказок был выявлено, что: русский народ при общении занимает две позиции заботливого «Родителя» и беззаботного, покорного, творческого и импульсивного «Ребенка».

белорусы при общении адекватно используют все три эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок», «Родитель». Причем для «Взрослого» характерна «независимость», а для «Родителя» - «порицание». Такое сочетание проявляется в настойчивости, уверенности и самостоятельности белорусского народа.

у украинцев при общении эго-состояние «Взрослого» доминирующее и проявляется выраженной беспристрастностью и рационализмом, обеспечивающим нацию деловыми качествами. Сочетание эгоцентризма у «Ребенка», беспристрастности у «Взрослого» и требовательности у «Родителя» наделяет личность высокой потребностью в достижении собственных целей, нежели целей группы.

Несмотря на наличие различий у представителей восточных славян у них есть и общие схожие эго-состояния - «Родитель» и «Ребенок». Для «Ребенка» восточных славян будет характерна покорность, терпимость и неприхотливость, а для «Родителя» будет характерна заинтересованность в развитии своего «Ребенка» и достижении им успеха.

Литература

  1. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьев; оформл Л. С. Шафранович. - 2-е изд. - Мн.: БелЭн, 1993. - 364 с.
    Берн, Э. Игры>, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры:
  2. Психология человеческой судьбы: Э. Берн; пер. с англ. - 3-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 512 с.

    Белорусские народные сказки  Пересказ А. Якимовича; перевод с белорусского Г. Петникова; илл. А. Волков. - Минск, «Беларусь», 1968. - 477с.
  3. Богомолов Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. - М.: Изд-во Моск. Унта, 1992. - 60 с.
  4. Украинские народные сказки: Сб.: Для дошк. и мл. шк. Возраста  Пер. с укр.; Худож. В. Г. Мельниченко. - К.: Вэсэлка, 1990. - 222 с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы