Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Философские модели и концепции развития РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ БРЕТСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Цеменко Н. М.
Барановичский государственный университет

 

РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ БРЕТСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия составляют туристский потенциал Республики Беларусь, который позволяет занять достойное место на мировом туристском рынке. Еще до недавнего времени состояние туризма рассматривалось в республике как кризисное. Однако в настоящее время проблема развития отечественной индустрии туризма и гостеприимства является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Перед работниками туристической сферы поставлена задача в короткие сроки обеспечить качественный и количественный рост по ряду показателей, характеризующих уровень развития въездного и внутреннего туризма в стране. В связи с этим принята очередная Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы (до этого действовала аналогичная программа на 2001-2005 годы), которая направлена на эффективное развития и реформирование национального туристского продукта.

В целях успешного и стабильного развития рынка туристических услуг Брестской области во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» принято решение Брестского областного исполнительного комитета от 28. 11. 2005 г № 802 «О мерах по развитию туризма в Брестской области на 2006-2010 годы» В соответствии с планируемыми мероприятиями предполагается рост туристических услуг в период с 2007 по 2010 годы со 120% до 160% [1, 1-2].

Для достижения поставленной цели проведена большая работа по оценке туристического потенциала по населенным пунктам, городам, районам и в целом по Брестской области, а также выявлены недостатки в организации туристско-рекреационного дела.

Природные туристско-рекреационные ресурсы Брестской области достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозер-ные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах, и климатические особенности данных районов (юг Беларуси).

На территории Брестской области находятся историко-культурные ресурсы, в частности, города с древней историей, основанные в IX-XI веках, такие как Брест, Пинск, Ружаны. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Для многих небольших городов Брестской области развитие туризма - практически единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения путем образования новых рабочих мест, что решит в некоторой степени проблему занятости.

Большой вклад в сохранение историко-культурных ценностей Брестской области вносит Межведомственный координационный совет по охране материального и духовного наследия при Брестском областном исполнительном комитете. Координационный совет проводит в соответствии с рекомендациями Министерства культуры Республики Беларусь и ЮНЕСКО, начиная с 2004 года организационную работу по подготовке Брестской крепости вместе с ее фортификационными объектами для внесения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме этого проводятся выездные заседания в районы области с посещением населенных пунктов, где расположены исторические объекты, которые реставрируются. Однако проблема состоит в том, что на рынке услуг наше туристическое достояние используется не в полной мере.

В настоящее время для туристко-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий.
Помимо этого есть ряд проблем в организации туристко-рекреационно-го дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не соответствует современным требованиям; территории отдельных туристко-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему; крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристических маршрутах.

Проблемным вопросом является отсутствие системы контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории объектов экскурсионного показа охранных зон памятников, границы для большинства из которых четко не определены [3, 145].
Планомерное устранение этих недостатков позволит основываться в Брестской области при развитии туризма на тех его видах и формах, которые позволяют ресурсы. Это, прежде всего, максимально и комплексно поможет использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды. Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются такие зоны Брестской области как Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.
Для устойчивого развития национального туризма и его составляющей -рынка туристских услуг Брестской области - необходимо решить ряд стоящих стратегических задач:

оценку существующего туристического рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;

разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристических зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;
определение источников инвестирования и круга организаций (лиц), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе.

Для решения этих стратегических задач необходимо предпринять ряд шагов, без которых не достичь результата, а именно:
выделение индустрии туризма в самостоятельную отрасль экономики (туризм - единственная отрасль в Беларуси, во главе которой находится управление в рамках Министерства спорта и туризма);

разработку единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;

направление инвестиций в сферу туризма (выделение бюджетных средств на развитие имиджа страны);
создание единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;

Литература

  1. Туризм в Республике Беларусь: библиогр. список № 3155, 1998-2000 / Расп. науч. -техн. б-ка; сост. О. А. Кот. - Минск, 2000. - 2 с.
  2. Фоксвелл, К., Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере услуг. Компетентный подход к внедрению систем маркетинга качества: пер. с англ. / К. Фоксвелл. М: РИА «Стандарты и качество», 2002. -192 с.
  3. Экономика и организация туризма. Международный туризм: учеб, пособие для вузов / Е. Л. Драчева [идр. ]. - М.: Кнорус, 2005. - 565 с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Коврики ева автомобильные коврики.