Спирина Е. А.
Белорусский государственный университет культуры и искусств (г Минск)

К ПРОБЛЕМЕ МЕХАНИЗМОВ ГЛАБОЛИЗАЦИИ

По мнению Дж. Томлисона «глобализация предполагает взаимосвязь и взаимозависимость всех регионов земного шара» [3, с. 64].
В современном мире процесс глобализации интенсивно меняет не только экономический и политический ландшафт планеты, но и воздействует на картину межкультурных связей. Этот процесс заключается в формировании единого всемирного рынка, всемирной информационной открытости, в появлении новых информационных технологий, и в то же время - в увеличении глобальной культурной связи между людьми и народами. Глобализация сопутствует связыванию структур, институтов, профессиональных культур в единое целое. Несмотря на позитивные тенденции глобального всечеловеческого сотрудничества, большинство исследователей полагает, что процесс глобализации способствует унификации локальных культур, т. е. замене национальных приоритетов западными. Это является следствием культурной диффузии, которая предполагает стихийное заимствование культурных ценностей. С одной стороны, культурная диффузия позволяет народам больше общаться между собой. С другой стороны, чрезмерно активное заимствование опасно утратой культурной самобытности в силу распространения одинаковых культурных образцов по всему миру и открытости границ для культурного влияния (в Японии с 1970-х гг. тенденции моды диктуются веяниями Запада, в результате этого национальный стиль одежды утратил главенствующее положение).

Однако современные исследования в области глобалистики показывают, что заимствование культурных ценностей в каждой стране происходит с учетом особенностей ее культуры. Джеймс Уотсон назвал это явление локализацией (процесс трансформации глобальных ценностей в соответствии с автохтонными основаниями культуры той или иной страны).
Для более подробного анализа механизмов глобализации в некоторых странах (Китай, Беларусь, Тайвань) мы обратимся к типологии П. Бергера. По его мнению, существует четыре признака культурной глобализации. Они развиваются одновременно, связаны друг с другом и накладывают свой отпечаток на местные культуры:
давосская культура или мировая бизнес-культура - международная культура ведущих деловых и политических кругов мира;
культура «мак-мира» (McWorld), или глобальная массовая культура, тиражируемая коммерческими предприятиями всех видов (Adidas, McDonald' s, Disney, MTV и другими);
международная клубная культура интеллектуалов или мировая интеллектуальная культура - продукт глобализации интеллектуалов, преимущественно западных. Она включает в себя учения о правах человека, концепции феминизма, защиты окружающей среды и мультикультура-лизма, а также представления о политике и образе жизни, в которых воплощаются эти идеологические представления;
новые религиозные движения или широко распространенная религиозная культура [1, С. 10-14].
Давосская культура
В деловых кругах Тайваня на уровне индивидуального поведения почти у всех бизнесменов и менеджеров, занятых в современной индустрии и сфере услуг, заметно стремление одеваться, разговаривать и действовать так, как это делают их западные коллеги (во многих организациях существует негласный закон, предписывающий сотрудникам ношение одежды делового стиля). Но, несмотря, на западные веяния здесь все еще преобладают традиционные методы управления: тайваньские бизнесмены по-прежнему ведут значительную часть своих дел через guanxi (сеть личных отношений и связей) и xinyong (личное доверие и связи). Эта персонифицированная предпринимательская культура ничуть не ограничивает развития деловых связей и партнерских отношений; она влияет на тайваньское предпринимательство и на тайваньский стиль руководства. Постоянной организационной формой тайваньских предприятий является семейный бизнес: глобализация способствовала еще большему признанию того, что семейный бизнес - уникальная форма и система управления.

В Китае предприниматели по поведению, манере одеваться и образу жизни не отличаются от своих нью-йоркских или лондонских коллег Однако в частной жизни многие представители бизнес-элиты остаются в рамках традиционной культуры (отношение между полами, воспитание детей). Под видом локализации скрывается еще одна разновидность реакции на глобальную культуру, которая характеризуется термином «гибридизация». Это намеренные попытки синтеза иностранных и местных культурных особенностей. Примером может служить колоссальный экономический успех китайской диаспоры во всем мире, к которому привело формирование деловой культуры китайцев, сочетающей наиболее современные методы ведения бизнеса с традиционным китайским персонализмом.

Глобализация в Беларуси положило начало формированию нового класса бизнес-элиты - «бизнесвумен». Женщины стали занимать высокие посты и открывать собственный бизнес, но традиции ведения домашнего хозяйства и воспитания детей по-прежнему сохраняются (уважение к старшему поколению, приоритетная роль отца в семье) в отличие от аналогичного опыта западных женщин. Это свидетельствует о преобразовании западных стандартов в соответствии с местными культурными ценностями.

Культура «мак-мира»
Появление Беларуси первых ресторанов быстрого питания McDonald' s способствовало созданию новой культуры питания, которая впоследствии приобрела статус модной и престижной. Изначально в Беларуси (как, впрочем, в Индии и в России) МсЭопа!С' s был ориентирован на средний класс (в отличие от американского, рассчитанного на бедные слои населения). Гамбургеру был создан имидж первоклассного иностранного продукта, поэтому первые рестораны МсЭопа!С' s располагались в престижных районах. Причиной успеха МсЭопа!С' s были различные факторы: чистые помещения; быстрое выполнение заказов и вежливое обслуживание; возможность общения вне дома; стремление женщин свести к минимуму работу по дому; престижность этих заведений, связанная с модой на все американское. Однако и здесь мы можем говорить о локализации. Как указывает Уотсон, «МсЭопа!С^» в Америке как бы заключает со своими посетителями негласный договор: ресторан обеспечивает посетителей свежими недорогими продуктами; они их съедают и сразу же уходят. Это и означает быстрое питание» [2, с. 34]. В Беларуси в такой договор необходимо было внести изменения. Согласно советским традициям в забегаловках (где было грязно, неопрятно и т. д. ) люди перекусывали и быстро уходили. Чистое помещение с хорошим обслуживанием и вкусной кухней называлось рестораном, где принято было сидеть долго. Белорусы относились к «МсЭопа!С' s» как к ресторану, поэтому задерживались. Еще одним примером локализации может послужить вынужденное снижение цен владельцами компании. Стоимость продукции изначально превышала потребительскую способность белорусов. Такая локализация особенно интересна, потому что имеет очевидные экономические последствия, к которым персонал МсЭопа!С^ должен был приспосабливаться.

Распространение глобальных воздействий может привести и к воскрешению местных культурных форм. Так, проникновение с Запада в Китае и на Тайване ресторанов быстрого питания привело к распространению закусочных, предлагающих блюда традиционной кухни.
Международная клубная культура интеллектуалов
Благодаря процессам глобализации ученые получили возможность изучать опыт других стран и перенимать его, адаптируя к местным условиям (новые технологии в легкой промышленности, ведении сельского хозяйства). Однако западные веяния способствовали преобразованию интеллектуальной культуры:
1.Беларусь. Во-первых, реформировалась система образования: наличие десятибальной и рейтинговой системы, кредитной системы оплаты обучения, которая в отличие от западного образца была адаптирована к местным экономическим условиям (на западе кредит выплачивается после окончания учебного заведения и трудоустройства заемщика, в Беларуси - во время учебного процесса). Во-вторых, расширение учебной программы за счет новых предметов (основы PR-компаний, международная экономика, международное частное право). В-третьих, введение новых специальностей, которые были преобразованы в соответствии с функциями, выполняемыми специалистами в белорусском обществе. Например, менеджмент, выполняющий на Западе управленческую функцию, а в Беларуси - организационно-коорди-нирующую.
2. Тайвань и Китай. Во-первых, вестернизация образования: молодые люди, обучаясь за границей, изучают новые технологии и достижения различных стран, а затем распространяют их в адаптированном виде у себя на родине. Во-вторых, учреждение грантов и стипендий европейского образца в области науки.
Новые религиозные движения

На Тайване к концу 1999г религиозную сферу можно было обозначить как «витрину мировых религий». Хотя правительство признает только 11 «традиционных» и «легитимных» религий, сегодня на Тайване существует приблизительно 250 всякого рода религиозных сект. В отличие от традиционных религий большинство проникающих из-за границы религиозных сект нацеливают свою «религиозную практику» на интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни человека [1с. 72]. Они делают акцент на мистицизм, медитацию и научное объяснение и дают психологические и психоаналитические консультации, пропагандируют полезное для здоровья питание. Одна общая особенность новых религиозных сект - в качестве ответа модернизации они предлагают самоуглубление, культивирование личностного начала и самоспасение.
Но у локализации бывают и глубокие аспекты. Так буддистские движения на Тайване заимствовали многие организационные формы американского протестантизма, чтобы распространить религиозное учение, в котором нет ничего американского.
В последние два десятилетия в китайском обществе распространилось христианство. Однако возможность существовать и развиваться есть только у поддерживаемых государством протестантских и католических церквей. Те же церкви, которые отказываются сотрудничать с государством, считаются опасными для существующего строя и запрещаются.
За последние 7-8 лет в Беларуси возникло значительное количество религиозных нетрадиционных движений, которых ранее здесь не было. Напомним, что религиозными нетрадиционными движениями называются неканонические, вневероисповедальные религиозные общины и объединения, как правило, привнесенные извне, и развивающиеся вне институциональных религиозных рамок в данной стране или ее регионе.
Нетрадиционные религиозные движения за короткий срок сумели прижиться на территории Беларуси, т. к. их руководители быстро и оперативно среагировали на спрос и потребности населения. Например, современные пятидесятники отошли от догматического положения о необходимости осене-ния видимыми дарами Святого Духа. Верующие допускают, что не все члены церкви обязательно должны иметь знамение «иных языков», а только наиболее достойные или подготовленные. Такая коррекция повлияла на изменение молитвенной практики.
Подводя итог, необходимо отметить, что в анализируемых странах глобализация преломляется через специфическую культурную призму и порождает особые феномены:
создался особый класс элиты, тяготеющий к традиционным приоритетам в поведении (отношение между полами), ведении бизнеса (семейный бизнес);

благодаря западным веяниям, разрабатываются новые технологии в производстве и сфере услуг, которые адаптированы к местным условиям и покупательской возможности потребителей;
глобализация способствует воскрешению местных культурных форм (сеть ресторанов, специализирующиеся на местных традициях). Необходимо отметить, что культурная глобализация - это движение
товаров и идей (культурный фрахт) с Запада, которые в большинстве случаев адаптируются к местным условиям и оказывают благоприятное воздействие на развитие той или иной страны.

Литература

  1. Многоликая глобализация Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. -М.: Аспект Пресс, 2004. - 379с.
  2. Панарин А. С. Искушение глобализмом Панарин А. С. - М.: Академический Проект, 2000. - 289с.
  3. Giddens A. Modernity and Self-Identy: Self and Society in the Late Modern Age Giddens A. - Cambridge, 1991.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы