Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Философские модели и концепции развития ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КУЛЬТУРНО - ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БЕЛАРУСИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ

Самойлова Е. В.
Cтудентка Могилевского государственного университета Шарухо И. И. Могилевский государственный университет

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КУЛЬТУРНО - ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БЕЛАРУСИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ

В настоящее время, когда природные и социально - экономические процессы, протекающие в пределах динамичной, постоянно развивающейся географической оболочке, более или менее изучены, география как наука универсальная все больше обращается к рассмотрению вопросов, связанных с проблемами единения человека и природы в непрерывном культурно -географическом пространстве. Отсюда вычленяются качественно новое направление в системе географических наук - культурная география.

Культурная география сложилась в результате сложного сочетания культурно - исторического наследия человечества и особых природных и общественных отношений, сложившихся на определенной территории на протяжении тысячелетий. Культурная география пытается вскрыть те механизмы развития, которые способствовали выделению на земле территорий, пространств, разнородных в историческом, природном, социально - экономическом, культурном аспектах.
В рамках решения этих проблем культурная география уделяет большое внимание вопросам формирования культурно - географических образов определенной территории, страны, города. Значение понятия «образ» отличается в различных отраслях знания. В классической англосаксонской поведенческой географии (как и в психологии) образ - визуальный объект, картинка, возникающая в сознании человека. В отечественной традиции (например, в страноведческих работах) образом называют комплекс представлений вообще, не только визуальных. С гуманитарной точки зрения образ -комплекс «стоящих за текстом» представлений об объекте или явлении, не соотносимый с конкретным сознанием. Страноведческие, градоведческие и вообще географические тексты так или иначе способствуют формированию мест - во всех смыслах, как в сознании отдельного человека или группы людей, так и в культуре в целом. Частным случаем образа места является географический образ места - образ места в контексте образов других мест.

Осмысление пространства посредством географии накопило богатый опыт, имеющий научную и методологическую базу. Смысл образно - географического исследования заключается в выявлении и использовании наиболее ярких, запоминающихся черт, знаков, символов определенной местности, района и страны, формирующих их образ.
Образ отличается от фотографии, видеозаписи и формализованного географического описания с фиксацией всех характеристик. Так, например, образными свойствами, более экспрессивными и оказывающими сильное эмоциональное воздействие, обладают художественные изображения, в сравнении с фотографиями той же местности, которые не абстрагируют несущественные детали.

Основные элементы значения понятия «образ» в различных его трактовках: во - первых, образ - это всегда некоторая целостная совокупность информации (система представлений), восприятие которой не равно изолированному восприятию отдельных ее элементов; во - вторых, эта совокупность должна быть достаточно сложной, включать различные коннотации и ассоциации; в противном случае образ вырождается в стереотип. Образ страны формируется на протяжении длительного времени и складывается из многих составляющих. Это и ее история, наложившая отпечаток на вид современных городов и деревень, на характер и мировосприятие ее жителей, и природа, определяющая характерные ландшафты, традиции, сложившиеся в веках, и выдающиеся люди, прославившие ее на весь мир и многое другое.
Каждая культура создает свои так или иначе репрезентированные образы географического пространства; это ее неотъемлемые элементы. Определенное место, регион, страна имеют свой геокультурный и одновременно образно - географический потенциал. Геокультурный потенциал измеряется мощью, силой проецируемых вовне специализированных географических образов, или геокультурных образов. Эти образы сосуществуют, переплетаются, взаимодействуют в различных геокультурных пространствах.

По мнению специалистов, работа по созданию образа страны и регионов должна обобщать все виды работ СМИ у нас в стране и за рубежом: статьи в газетах и журналах, публикации в специализированных изданиях, программы и передачи по телевидению, документальные фильмы и т. д. .
Образ страны формируют не только специальные географические работы, но и литературно - художественные произведения. Возможности современных каналов коммуникации и особенности восприятия современного социума выставляют качественно новые требования к созданию образов. Опыт показывает, что ломать устоявшиеся негативные характеристики неэффективно, а иногда практически невозможно. Необходимо запускать новые характеристики - один из возможных путей создания единого образа.

К сожалению, Беларусь и страны СНГ заняли неприглядное место в массовом сознании Запада. Большая часть стран бывшего СССР находится для них в ряду третьих стран, для которых характерна негативная информация: стихийные бедствия, политическая нестабильность, экономическая отсталость, терроризм, неразвитая инфраструктура, что мешает развитию туризма.

Беларусь - молодое государство с богатой событиями древней историей, расположенное в центре европейского континента на пересечении оживленных транзитных путей.

За многие столетия своего существования белорусский народ создал богатую и самобытную культуру, которая была олицетворена в замках, оборонительных, культовых, гражданских сооружениях, национальной одежде, узорных тканях, различных ремесленных, мануфактурных изделиях, духовных традициях, обычаях, обрядах и др. Тяжелые времена и военные лихолетья меняли культурный ландшафт нашей страны, не пожалели многих памятников национальной культуры, шедевров самобытной народной деятельности.

Природа Беларуси, как неотъемлемый атрибут имиджа страны, имеет спокойные черты, не поражает тропическим богатством красок, морскими и горными пейзажами, однако выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Отдельные природные объекты (Беловежская пуща - крупнейший в Европе массив древних лесов, в списке объектов мирового наследия ЮНЕСКО; самые обширные в Европе болотные комплексы Полесье и др. ).

На юге страны располагается Полесье. Величайший край в самом центре Европы, которое с незапятных времен прослыло как глухое, гиблое место. На севере Беларуси между гигантскими волнами холмов блестят зеркала озер. Густые леса, зеленые луга, дороги среди холмов, голубые поля льна, тихие и спокойные реки. Север Беларуси называют озерным краем. За обилие озер и рек Беларусь называют «синеокой». Озера - неотъемлемая часть белорусского пейзажа (более 11000 озер). Несмотря на отсутствие гор, нельзя говорить об однообразии, монотонности пейзажей страны - живописные Логойщина и Но-вогрудчина, Браславские и Свенцянские гряды («белорусская Швейцария») отличаются расчлененностью и контрастностью рельефа, а низины Полесья - своей идеально плоской поверхностью. Ледниковым эпохам Беларусь обязана широким распространением валунов, являющимися важным элементом природных ландшафтов, культовыми объектами национальной мифологии («Борисовы камни», «Чертовы камни», «Камни-портные», «Витовтовы тарелки» и др.).
Богатством Беларуси являются и ее леса, покрывающие 39% территории. Болотные массивы занимают 12% территории Беларуси и представляют собой места охоты и сбора ягод, а также уникальные для европейского континента объекты экологического туризма (Березинский биосферный заповедник, заказники «Средняя Припять», «Ольманские болота» и др. ). Гордостью и символом страны является беловежский зубр - крупнейший зверь Европы.

В силу своего геополитического положения территория Беларуси часто становилась ареной военных действий, что предопределило относительно невысокую степень сохранности архитектурных памятников. Тем не менее, республика имеет богатый историко-культурный потенциал, сформировавшийся на протяжении тысячелетней истории становления белорусской государственности.

Белорусская земля дала миру тысячи выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, политиков: А. Мицкевич, В. Сырокомля, М. Огинский, С. Монюшко, И. Домейко (национальный герой Чили), О. Шмидт, М. Шагал, Т. Костюшко (национальный герой РП и США), П. Сухой, Ш. Перес (премьер-министр Израиля), Х. Вайцман (первый президент Израиля), М. Бегин (премьер - министр Израиля), канцлеры ВКЛ Я. Хрептович и Л. Сапега, царица Екатерина I, А. Меньшиков, П. Ягужинский, П. Шафиров, последний король Речи Посполитой С. Понятовский; Председатель Президиума Верховного Совета СССР, дипломат А. А. Громыко; основатель ВЧК-ОГПУ-НКВД Ф. Э. Дзержинский. Прославили Беларусь космонавты - генерал-полковники П. Климук и В. Коваленок. Нобелевскими лауреатами являются уроженцы Беларуси физик Жорес Алферов, политики М. Бегин и Ш. Перес, химик Аарон Клуг, выходец - Г. Сенкевич.

В Беларуси большая масса памятных мест, которые вызывают интерес у туристов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Так, древний Полоцк является родиной выдающихся просветителей - Ф. Скорины, Симеона Полоцкого и Ефросиньи Полоцкой. Музеи, памятники и мемориальные знаки хранят память о деятелях национальной культуры, среди которых Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, И. Буйницкий, Я. Дроздович, Н. Орда и многие другие.
Во всем мире знают трактор «Беларусь» (каждый 12-й в мире трактор), «БелАЗы» (30% рынка сверхбольшегрузных автомобилей мира), «МАЗы», «Мо-АЗы», металлорежущие станки, мотоциклы и велосипеды, радиоприемники и телевизоры, во многих странах потребляют белорусские калийные удобрения (4 место в мире по производству калийных удобрений), пиломатериалы, лен, текстиль, обувь. В республике работают тысячи народных умельцев. Славятся белорусская керамика, резьба по дереву, плетение из лозы и соломы, ткачество, вышивка.

В Беларуси необходимо проводить работы по созданию благоприятного имиджа. Один из путей - формировать образ регионов и всей страны через особенности имеющихся природных и историко-культурных объектов.
Таким образом, возможности привлечения иностранных туристов напрямую зависят от создания выгодного и яркого образа (имиджа) страны (отличного от сложившихся стереотипов советских времен), рекламно - информационной поддержки туристской деятельности, развития туристской инфраструктуры и специализированных программ обслуживания.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы