Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Философские модели и концепции развития ЗАИМСТВОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА И ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ващилко Ю. А.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

ЗАИМСТВОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА И ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В условиях диалога культур, предполагающего взаимообмен научными достижениями, особую актуальность приобретают исследования зарубежного педагогического опыта, позволяющие вскрыть специфику образовательных систем, тенденции развития образования на национальном и мировом уровнях, вычленить прогрессивные элементы зарубежного педагогического опыта, способные обогатить заимствующую культуру. Различным аспектам проблемы посвящены исследования В. М. Базуриной, А. В. Воловика, Х. А. Гипаевой, И. П. Задорожной, Н. В. Килинской, Е. Ю. Лаптевой, И. Н. Мартыновой, Н. А. Подкиной, Л. В. Смирновой, С. В. Сомовой, Л. М. Шаповаловой и др.

Одним из препятствий на пути реализации представленных целей выступает игнорирование культурной составляющей зарубежного педагогического опыта. Требуется определение ограничительных возможностей культурной составляющей зарубежного педагогического опыта при его использовании в отечественных условиях и выяснение влияния фактора «культурной идентичности» зарубежного педагогического опыта в практике использования зарубежного педагогического опыта.

Одной из важнейших функциональных особенностей культуры выступает способность к самообновлению [7, с. 337]. Представляется, что самообновление культуры (и образования как отдельной сферы культуры) становится возможным благодаря такому типу порождения и существования феноменов культуры, как диффузия. Под диффузией культуры понимают «процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами [7, с. 337]. Одним из видов культурного обмена (по его последствиям), образующихся в результате диалога культур выступает такой, в итоге которого культуры остаются незыблемыми, лишь обогащаются некоторым количеством отдельных ассимилированных элементов [4, с. 24]. За счет этого становится возможным обновление культур, обогащение за счет ассимилированных элементов. С другой стороны, «разделенная идея, воспринятый духовный феномен, означает по сути дела их удвоение, новую жизнь на национальной почве, расцвечивание ее новыми красками» [5, с. 93]. Т. е. имеет место взаимовыгодное взаимодействие культур средствами элементов социального опыта.

История может предъявить множество примеров обновления культуры новыми элементами за счет ассимилировавшихся элементов, выступавших как «педагогические заимствования». В частности, в области образования в различные исторические периоды наблюдалось усиление влияния одной культуры над другими (Америки, Германии, Франции), чей опыт начинал носить окраску передового, прогрессивного, изучался некритически, в готовом виде переносился в новые культурные условия с целью модернизации системы образования. Таким образом, реализовывались реформаци-онные преобразования, призванные обеспечить необходимость приблизиться к уровню развития цивилизованного мира. В результате отечественная система образования «перекраивалась» на чужеземный (немецкий, французский и т. п. ) лад. Это, однако, не приводило к повышению качества образования, а превращалось в поверхностные заимствования и подражание на основе использования эталонов, готовых образцов деятельности (в данном случае педагогической).
В современных условиях отношение к проблеме использования зарубежного педагогического опыта претерпело существенные изменения. Сформировалась самостоятельная, богатая в культурном отношении система образования, способная предоставлять образовательные услуги высокого качества и на достойном уровне, обеспечивая подготовку специалиста в соответствии с социальным заказом. В целях модернизации имеет место ориентация на лучшие достижения мировых образовательных систем за счет учета и изучения тенденций развития образования. Достижения зарубежной школы уже не выступают в качестве объектов прямого копирования, подражания либо заимствования. Наоборот, в условиях открытого информационно насыщенного пространства они выступают в качестве «ориентиров», «маяков», стимулирующих собственное творческое развитие отечественной образовательной сферы.

В мировом масштабе наблюдается процесс культурной интеграции (глобализация), усиление интернациональных элементов. В образовании глобализация привносит такие возможности, как доступ к образованию (за счет информационных технологий); появление новых доступных, более дешевых и демократичных форм образования (дистанционное образование); расширение возможностей визуализации, наглядности в процессе обучения благодаря новым технологиям; получение образования в другой стране за счет открытия национальных границ государств; обмен учащимися и преподавателями; получение непрерывного образования [1, с. 60]. Все это обеспечивает «всестороннюю интероперабельность международного образовательного пространства» [3, с. 34] и увеличивает возможности изучения и обмена накопленным педагогическим опытом.

В образовательной сфере выделяют несколько измерений глобализации: пространственное (получение образования с использованием глобальных информационных сетей); правовое (проблема признания дипломов, выданных в других странах, аккредитация иностранных учебных центров, международных договоров в области образования); социальное и психологическое (адаптация человека к новой непривычной образовательной среде); национальное (проблема соотношения глобальных подходов к образованию и существующих веками национальных и локальных традиций) [1, с. 59].
Последнее измерение глобализации образования привлекает особое внимание, т. к., как и в случае с европейским образованием средствами педагогического заимствования, вскрывает проблемы идеологического свойства, связанные с проблемой сохранения, трансляции и развития культурной идентичности наций.

Культурная идентичность понимается как способность людей к ясному пониманию своей культурной принадлежности. Значительную роль в ее формировании отводят образованию, которое транслирует от поколения к поколению «уникальную совокупность идей, присущую только конкретному социуму, образующуюся в течение его становления, составляющую его культурную идентичность, формирующую его менталитет» [6, с. 27].

Проблема культурной идентичности весома, т. к. от образования в значительной степени зависит то, какие ценности, носящие культурно-обусловленную специфику, будут передаваться подрастающим поколениям и, таким образом, формировать культурную идентичность человека отдельной культуры.

Вследствие этого, отношение к зарубежному педагогическому опыту со стороны воспринимающей культуры детерминируется в большей степени лежащими в основе данного и отечественного опыта ценностями. В результате отношение к проблеме использования зарубежного педагогического опыта в отечественных условиях проявляется в основном за счет внимания и учета общемировых тенденций развития образования. Также в РБ одним из принципов государственной политики в сфере образования принят принцип национально-культурной основы образования. В. Г. Бондарев употребляет иной термин: «принцип этнонациональной направленности образования (принцип этноцентризма)» [2, с. 11]. Данный принцип учитывает национальную специфику в приоритетах, целях и задачах образовании. Таким образом, в его рамках решается задача сохранения, трансляции и развития культурной идентичности нации. Это реализуется как за счет феноменов, прошедших апробацию и органичных для нашей культуры и истории, так и за счет мировых тенденций и перспектив. Т. е. проблема сохранения культурной идентичности (в том числе культурной идентичности образования) решена на государственном уровне и является вопросом первостепенной важности.
Рассмотрим формы проявления культурной идентичности, проявляющиеся в специфике систем национального образования, выделенные Н. В. Не-гребецкой. Культурная идентичность проявляется в:
структуре образования (конкретная обстановка и контекст, в котором знание и опыт изучаются, хранятся и передаются);
содержании (фактическое знание и опыт, определяющие смысл и цель жизни данной нации, характеризующиеся своеобразными чертами);

особенностях/методах организации процесса обучения (специфика изучения и хранения знания и опыта, а также процессы, посредством которых они передаются из поколения к поколению) [6, с. 68].
Названные формы проявления культурной идентичности могут быть учтены при решении проблемы использования зарубежного педагогического опыта, а именно его отбора.

Рассмотрим, каким образом при отборе некоего зарубежного педагогического опыта возможно его соотнесение с названными сторонами систем образования, определяющими его специфику и несущими печать культурной идентичности.
1.Структура любой национальной системы образования имеет глубокие корни в истории, характеризуется определенными традициями национального образования, в ней наиболее ярко проявляется национальная специфика той или иной системы образования. Данные явления были широко описаны К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, П. Капнистом, П. П. Блонским, Е. Янжул, Н. К. Крупской и другими исследователями, которые указывали на выработавшиеся в ходе исторического пути каждой культуры специфические особенности систем образования. Еще К. Д. Ушинский пытался обосновать связь между системой образования того или иного государства и самой психологией граждан данного государства, национальным характером, менталитетом; показать их взаимообусловленность: «каков характер народа, таков и характер его воспитания».
Содержание образования любой страны несет опыт и ценности нации. Последние обусловлены особенностями исторического, социально-экономического развития страны. Определение содержания образования детерминирует взращивание тех или иных ценностей, признанных в данном обществе в качестве ведущих, базовых для существования нации и государства и обуславливающих успех личности в достижении жизненных целей самореализации в рамках данной культуры. Следовательно, содержание образования сугубо индивидуально характеризует каждую отдельно взятую культуру и значительным образом регламентирует проблему сохранения культурной идентичности данной нации.
Особенности организации процесса обучения в зарубежных системах приковывают внимание большой части отечественных исследователей зарубежного педагогического опыта. Последних привлекают частные вопросы средств, форм, методов, приемов обучения, которые могут быть перенесены из одной культуры в другую, а также в целом проблема такой организации процесса обучения, которая бы оптимальным образом обеспечивала решение задач обучения. Повышенное внимание исследователей к самой организации процесса обучения указывает на поиск практической пользы от изучения зарубежного педагогического опыта. Однако и в этом аспекте зарубежного опыта невозможно игнорировать вопрос культурной идентичности, т. к. все элементы зарубежного опыта окрашены оттенком культурной специфики, даже отдельно взятые методы и формы обучения (например, тьюторская система как метод воспитания и обучения), и успешность их реализации во многом обуславливается наличием необходимых условий.

Подводя итог, отметим, что попытки реформирования и модернизации системы образования с перенесением элементов зарубежного педагогического опыта из одних культурных условий в другие, как структурных особенностей, так и содержания образования, не принесли ожидаемых результатов. Исторически известны примеры использования учебных планов, программ, содержания образования (образование, преподаваемое учителями-иностранцами в учебных заведениях различного типа; домашнее воспитание иностранными учителями); методов обучения; систем обучения; образцов учреждений образования и их устройства, в том числе уставов образовательных учреждений, которые оказались безуспешными. Вопрос перенесения особенностей организации процесса обучения по-прежнему остается открытым, привлекая все новых исследователей зарубежного педагогического опыта.

Т. о., была проведена попытка решения вопроса отбора и использования зарубежного педагогического опыта с точки зрения влияния культурной идентичности зарубежного опыта на основе определения весомости фактора культурной идентичности в различных элементах педагогического опыта. В результате были определены такие направления изучения, отбора и использования зарубежного педагогического опыта, как структура системы образования, содержание образования, особенности/методы организации процесса обучения. В каждом из направлений были представлены возможности проявления фактора культурной идентичности зарубежного опыта.

Итак, несмотря на имеющиеся подвижки, проблема учета культурной идентичности в процессе отбора и использования зарубежного педагогического опыта, остается лишь обозначенной, требуя определения границ влияния фактора культурной идентичности тех или иных элементов зарубежного педагогического опыта на широту возможностей отбора и использования данных элементов в отечественных условиях. Названная проблема требует дальнейшей разработки, в частности вопросов, связанных с определением конкретных элементов зарубежного опыта, способных быть успешно перенесенными в отечественные условия без потерь; также требуется решение вопроса соотношения ценностей, лежащих в основе отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Литература

  1. Баранов, О. Н. Глобализация и образование в современном мире  О. Н. Баранов, М. М. Лебедева  Глобализация: человеческое измерение. -М.: Моск. гос. ин-тмежд. отн. (Ун-т); Рос. энц. (РОССПЭН), 2002. - С. 54-75.
    Бондарев, В. Г. Современные парадигмы в образовании на пути к целостности и самоорганизации.  В. Г. Бондарев. - Мн.: НИО, 2003. - 128 с.
  2. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект Под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина. - М.: МаркетДС Корпорейшн, 2004. - 540 с..
  3. Зубарева, В. А. Реализация принципа диалога культур в истории развития педагогической переводоведческой мысли): автореф. ...дис. канд. пед наук: 13. 00. 01/ В. А. Зубарева; Ставропольск. гос. ун-т. - Ставрополь, 2003. - 26с.
    Каиров, В. М. Традиции и исторический процесс. В. М. Каиров. - М.: Луч, 1994. - 189с.
  4. Негребецкая, Н. В. Основные тенденции развития высшего педагогического образования стран Западной Европы: конца 20 века: [Электронный ресурс]: На материале Англии, Франции, Германии: дис. . . . канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Н. В. Негребецкая. - М: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  5. Флиер, А. Я. Культура.  А. Я. Флиер  Культурология, XX век: Энцикл.: в 2 т.- СПб., 1998. - Т. 1.- С. 336-338.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы