Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РОМАНЕ ЭМИЛИ БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»

Повзун Е. В.
Белорусский государственный университет (г Минск)

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РОМАНЕ ЭМИЛИ БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»

Творчество Эмили Бронте (Emily Bronte, 1818- 1848)- яркая и важная страница в истории литературы и культуры Англии первой половины Х1Х века. Ее перу принадлежат около двухсот стихотворений, пять эссе и единственный роман «Грозовой перевал» (WutheringHeights, 1847), вошедший в золотой фонд национальной и мировой литературы.
Весь роман Э. Бронте «Грозовой перевал» пронизывает драматическая стихия. Как замечает Н. М. Михальская, «эпическое повествование, как таковое, отодвигается на второй план. Преобладающими в романе становятся драматическое и лирическое начала» [2, c. 310]. Драматизация эпического повествования достигается за счет использования в романе драматических средств художественной выразительности, среди которых ведущее место в «Грозовом перевале» принадлежит прямой речи, и прежде всего монологам, которые выполняют в произведении разнообразные функции и имеют специфические окраски.

В монологах в романе «Грозовой перевал» раскрывается внутренний мир героев, их переживания, чувства, мысли, желания, планы и намерения, мотивы поведения. Следовательно, монологи в романе Э. Бронте - это средство самораскрытия образа. С помощью монологов раскрываются образы в первую очередь главных героев романа - Кэтрин Эрншо и Хитклифа. Именно в их уста Э. Бронте вкладывает патетические, страстные речи, возвышающие роман до уровня шекспировской трагедии.
В зависимости от содержания монологи в романе Э. Бронте, служащие для раскрытия образа, можно разделить на несколько видов. Во-первых, это монологи, в которых находят свое выражение тайные мысли и сокровенные чувства героев, их страдания и переживания, которые в зависимости от эмоциональной окрашенности могут быть либо уравновешенными монологами-исповедями, либо страстными монологами-признаниями.

В монологе-исповеди, произнесенном Кэтрин в разговоре с Нелли Дин после того, как она принимает предложение Эдгара Линтона выйти за него замуж, обнаруживается отношение Кэтрин к Хитклифу:

«My great miseries in this world have been Heathcliff's miseries, and I watched and felt each from the beginning: my great thought in living is himself. If all else perished, and he remained, /should still continue to be; and if all else remained, and he were annihilated, the universe would turn to a mighty stranger: I should not seem a part of it. - My love for Linton is like the foliage in the woods: time will change it, I'm well aware, as winter changes the trees. My love for Heathcliff resembles the eternal rocks beneath: a source of little visible delight, but necessary. Nelly, I am Heathcliff! He's always, always in my mind: not as a pleasure, any more than I am always a pleasure to myself, but as my own being...» [1, с. 81].

В этом монологе раскрывается образ Кэтрин, ее тайная любовь к Хитклифу, осознаваемое ею родство их душ. Он показывает, что Кэтрин, выходя замуж за Эдгара, предает и Хитклифа, и себя, поскольку понимает, что ее любовь к Эдгару - это временное увлечение, ее же любовь к Хитклифу - это сильное чувство, которое, однако, не может быть реализовано и поэтому является источником ее мучений.

В вышеприведенном монологе проявляется также образ мышления Кэтрин. Она употребляет сравнения связанные с природой, так как мыслит себя частицей природы, космоса. Как отмечает Г. Ионкис, «сами сравнения, образы, которыми она мыслит, подчеркивают органичность ее связей с силами великой праматери - Земли. В ней есть нечто от первозданности стихий, нечто языческое» [3, с. 14].

Герои в романе Э. Бронте в монологах объясняют мотивы своего поведения и поступков, избавляя тем самым читателя от недоумений, а мотивировка поведения героя вытекает, как правило, из его характера, мировоззрения. Следовательно, в подобных монологах раскрываются присущие герою черты характера и в целом созданный писательницей образ. Кэтрин объясняет свое согласие выйти замуж за Эдгара двумя причинами: во-первых, «he will be rich, and I shall like to be the greatest woman in the neighbourhood..^ [1, с. 78]; во-вторых, «if Heathcliff and I married, we should be beggars» [1, с. 81]. Мотивы, толкающие Кэтрин на брак с Эдгаром, выявляют такие черты ее характера, как прагматизм и расчетливость.
В монологах Кэтрин проявляется ее властный и бескомпромиссный характер, так как она заявляет, что если не будет так, как она хочет, то она сама себя погубит: «Well, if I cannot keep Heathcliff for my friend - if Edgar will be mean and jealous, I'll try to break their hearts by breaking my own. That will be a prompt way of finishing all, when I am pushed to extremity! But it's a deed to be reserved for a forlorn hope...»[1, с. 109]. Кроме того, мысль о самоубийстве, облаченная в словесную форму, свидетельствует о переживаемой Кэтрин душевной драме. Данный монолог показывает, что с Хитклифом Кэтрин связывает смысл своей жизни, а, потеряв Хитклифа даже как друга, ей незачем жить. В этом отношении слова Кэтрин перекликаются со словами Хитклифа, когда он после смерти Кэтрин говорит, что не может жить без жизни, без души своей: «I cannotlive without my life! I cannot live without my soul!» [1, с. 148]. Кэтрин и Хитклиф являются смыслом жизни друг для друга, у них одна жизнь и душа на двоих.

В вышеприведенном монологе Кэтрин находит также выражение ее желание отомстить Эдгару и Хитклифу, своей смертью наказать их обоих.
Речи Кэтрин свидетельствуют, с одной стороны, о ее эгоистичном, властном и деспотичном характере, с другой - о неуравновешенности, порывистости, пылкости Кэтрин, а также о душевном конфликте, переживаемом героиней.
В монологах в романе «Грозовой перевал» раскрываются планы и намерения героев. В частности о том, что Хитклиф собирается мстить Хиндли за все унижения, которые он от него терпит, Хитклиф признается Нелли: «I'm trying to settle how I shall pay Hindley back. I don't care how long I wait, if I can only do it at last. I hope he will not die before I do!» [1, с. 64]. Хитклиф также открывает Нелли, зачем ему понадобился сын и почему, несмотря на свою к нему ненависть, он будет о нем заботиться и воспитывать как настоящего джентльмена. Не скрывает своих планов Хитклиф и в отношении намерения поженить Кэти и Линтона, чтобы завладеть собственностью Эдгара Линтона.

Таким образом, за счет монологов, в которых герои говорят о своих планах, объясняют мотивы своего поведения, происходит самораскрытие образа, для читателя не тайна, что толкает героя предпринять тот или иной шаг. Подобное самораскрытие образа избавляет повествователя, Нелли Дин, от необходимости давать свои объяснения поступкам героев и, следовательно, отсутствует авторская интерпретация событий, и автор (повествователь) не выступает посредником между читателем и героем.

Трагический пафос вносят в роман страстные монологи-признания. Примерами могут служить монологи Хитклифа и Кэтрин накануне ее смерти. Кэтрин только перед смертью осмеливается признаться Хитклифу, что любит его, что дом Эдгара для нее - тюрьма, и чувствует она себя в нем узницей.

Еще одной разновидностью монолога, способствующего раскрытию образа, является монолог-размышление. В частности, размышление Хитклифа по поводу Гэртона, из которого становится понятным, в чем Хитклиф видит орудие и результат своей мести против Хиндли - превратить сына Хиндли, Гэртона, в того, кем сделал Хиндли Хитклифа: грубого невежественного раба, который, однако, любит своего поработителя. В этом последнем обстоятельстве Хитклиф видит свое превосходство над Хиндли.

Монолог в романе «Грозовой перевал» служит также для того, чтобы рассказать об имевших место событиях. Например, Хитклиф рассказывает Нелли об их с Кэтрин визите на Мызу Скворцов; Изабелла - о том, как ей удается сбежать с Грозового Перевала; Кэти-младшая - о своих визитах во время болезни Нелли на Грозовой Перевал навестить Линтона и т. д. Подобные монологи героев - это своего рода мини-рассказы, в которых воспроизводятся события, диалоги других действующих лиц. За счет таких монологов в романе Э. Бронте происходит смена повествователей и соответственно смена точек зрения на описываемые события, смена ракурсов описываемого, т. е. усложняется композиция романа.

Большинство монологов в романе Э. Бронте (за исключением монологов-рассказов) рассчитаны, главным образом, как и в драматических произведениях, на то, чтобы произвести впечатление, на эффект. Они призваны вызвать в читателе определенные чувства и переживания, а точнее сопереживание героям романа. Для монологов характерны патетика, речевые гиперболы, преувеличение чувств и выражений.

Возвышенные, эмоциональные и патетические монологи в романе Э. Бронте, выявляя мотивы поведения героев, их планы, намерения, передавая их рассуждения и размышления и способствуя тем самым раскрытию образа, сближают «Грозовой перевал» с драматическими произведениями и прежде всего с трагедией.

Э. Бронте прибегает также к внутренним монологам, служащие в романе «Грозовой перевал» для характеристики героев. Речь идет прежде всего о монологах Локвуда, которые весьма кратки. Они содержат замечания героя в отношении некоторых действующих лиц романа или определенных событий, выражая тем самым его мысли, и похожи на театральные реплики «в сторону». Например, внутренний монолог Локвуда по поводу Кэти, которую он принимает за жену Гэртона:

«The clown at my elbow, who is drinking his tea out of a basin and eating his broad with unwashed hands, may be her husband: Heathcliff junior, of course. Here is the consequence of being buried alive: she has thrown herself away upon that boor from sheer ignorance that better individuals existed! A sad pity - I must beware how I cause her to regret her choice» [1, с. 27].

В данном случае монолог служит для раскрытия образа Локвуда как столичного повесы и таких основных черт его натуры, как самоуверенность и самовлюбленность, поскольку он считает, что Кэти, увидев его, непременно должна была в него влюбиться и пожалеть, что связала свою жизнь с грубым и необразованным Гэртоном.

Воспроизводя речь героев, Э. Бронте использует речевую характеристику. Грубость обитателей Грозового Перевала (Хиндли, Хитклифа, Джозефа, Гэртона) обнаруживается в их речи через употребление бранных слов («devil», «damnable», «be damned», «damn you», «wicked slut» и др. ). Безграмотность, необразованность Джозефа и Гэртона проявляются в использовании ими йоркширского диалекта. Однако Гэртон претерпевает эволюцию в ходе действия романа: из грубого и неграмотного простолюдина он превращается в воспитанного, образованного молодого человека, и это отражается в его речи. Если в первых главах романа речь Гэртона изобилует диалектизмами, то в последних главах, благодаря тому, что за его образование взялась Кэти, диалектизмы из его речи исчезают. Речь Локвуда выдает в нем интеллигентного, светского, столичного человека, так как предложения отличаются цветистостью и пышностью фраз. «Реплики Эдгара Линтона отличает изящество и шарм благовоспитанности»; «мятежный дух Хитклифа проявляет себя в его отрывистой, резкой манере говорить» [4, с. 291].

В диалогах в «Грозовом перевале» находят свое выражение взрывы различных чувств - ненависти, любви, ярости, гнева и др., что помогает определить, в каких взаимоотношениях находятся герои.
Диалоги Кэтрин и Хитклифа свидетельствуют о своеобразии того чувства, которое их связывает: любя друг друга, они постоянно ругаются, спорят, конфликтуют. Их любовь - это не тихое, спокойное, мирное чувство, а любовь-мучение, о чем Кэтрин сама признается Нелли в одном из своих монологов, говоря, что ее любовь к Хитклифу «a source of little visible delight, but necessary» [1, с. 81]. Все диалоги между Кэтрин и Хитклифом подтверждают это высказывание, они бесконечно друг друга терзают.

Диалог, в котором принимают участие Кэтрин, Хитклиф и Эдгар, позволяет судить о том, какие взаимоотношения складываются между героями любовного треугольника (Кэтрин, Эдгаром и Хитклифом) после возвращения Хитклифа. Эдгар ради жены соглашается принимать у себя в доме Хитклифа, но, презирая его, воспользовался первым же удобным случаем, чтобы выгнать Хитклифа из дома, о чем он ему и заявляет:

«Your presence is a moral poison that would contaminate the most virtuous: for that cause, and to prevent worse consequences, I shall deny you hereafter admission into this house, and give notice now that I require your instant departure» [1, с. 107]. Это побуждает Хитклифа больше не скрывать своей ненависти к Эдгару, что и проявляется в его речи: «Cathy, this lamb of yours threatens like a bull! It is in danger of splitting its skull against my knuckles. By God! Mr. Linton, I'm mortally sorry that you are not worth knocking down!» [1, с. 107].

Отношение Кэтрин к мужу раскрывается в ее реакции и словах после того, как во время данной сцены у Эдгара случается нервная судорога: «Oh, heavens! In old days this would win you knighthood! We are vanquished! we are vanquished! Heathcliff would as soon lift a finger at you as the king would march his army against a colony of mice. Cheer up! you sha'n't be hurt! Your type is not a lamb, it's a sucking leveret» [1, с. 108]. Эти слова Кэтрин прямо выражают пренебрежение, призрение, которые она испытывает к мужу. В своих словах, обращенных к Эдгару, Кэтрин часто унижает и смеется над ним, давая понять, что не только не любит его, но и не уважает.

Несмотря на то, что повествователь (Нелли Дин) характеризует многих действующих лиц, они также в своих диалогах высказывают мнения друг о друге. За счет этого в романе «Грозовой перевал» создается объемность и многоаспектность, т. е. нет только авторской оценки героя. Кроме того, герой в романе Э. Бронте, давая характеристику тому или иному действующему лицу, косвенно выражает одновременно и свое к нему отношение. Так выражается неприязнь Хитклифа и Нелли Дин к Линтону; любовь, а затем ненависть Изабеллы к Хитклифу; отвращение испытываемое Хитклифом к Изабелле; доброе отношение Нелли к Гэртону, несмотря на его грубость.

Герои «Грозового перевала» характеризуют друг друга очень кратко и лаконично, используя, главным образом, сравнения и эпитеты, причем преимущественно они связаны с животным (например, Нелли о Линтоне говорит: «little perishing monkey» [1, с. 229], Хитклиф о нем: «puling chicken» [1, с. 179]; Хитклиф об Изабелле: «pitiful, slavish, mean-minded brach» [1, с. 136]) или растительным миром (Кэтрин оХитклифе: «an arid wilderness of furze and whinstone» [1, с. 97]).
Исследовав функционирование прямой речи в романе Э. Бронте, можно сделать вывод, что монологическая речь в романе «Грозовой перевал» служит прежде всего для раскрытия характеров и образов героев. Монологи в романе Э. Бронте используются также для того, чтобы рассказать об имевших место событиях, за счет чего усложняется композиция романа. Основное назначение диалогов в «Грозовом перевале» это, во-первых, раскрытие взаимоотношений между действующими лицами, во-вторых, характеристика героев другими персонажами. Кроме того, поскольку событий в романе, как таковых, (особенно в первых пятнадцати главах) немного, то прямая речь приобретает в «Грозовом перевале» сюжетообразующее значение.

Литература

  1. Bronte, E. Wuthering Heights  E. Bronte. - Penguin Books, 1994. - 280 p.
  2. Аникин, Г. В. Сестры Бронте  Г. В. Аникин, Н. П. Михальская  История английской литературы Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. - М.: Высшая школа, 1975.- С.303- 311.
  3. Ионкис, Г. Магическое искусство Эмили Бронте Г. Ионкис Эмили Бронте. Грозовой перевал. Стихотворения Г. Ионкис. - М.: Худож. лит., 1990.  С.5- 18.
  4. 4. Сидорченко, Л. В. Сестры Бронте  История западноевропейской литературы. XIX век. Англия Л. В. Сидорченко [идр. ]; под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. - М.: ACADEMIA, 2004. - С. 279 - 292.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Рабочая одежда смотрите на www.el-c.ru.
Обучение по охране труда обучение по охране труда в краснодаре.